Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение" (УМК Школа России; 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о местоимении как части речи.
Планируемые результаты
Предметные:
1) учиться распознавать в речи местоимения по лексическому значению и грамматическим признакам.
Личностные:
1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;
2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;
3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 09.04.2024 г. Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 2г Урок: 4 Время: 16:40-17:20 Кабинет: 221 | Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна Группа: 35 Учитель: Рязанова Н. М. Методист: Кошкарова Л. С. |
Тема урока «Что такое местоимение?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о местоимении как части речи.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ярослава Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором): В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследовать начнём И сами до всего дойдём! -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - На уроке мы изучим то, что нам неизвестно. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1.Проводит беседу о проделанной работе. - Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. - Наш урок мы начнём с небольшой орфографической минутки. Посмотрите на слова на слайде. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенную букву. Сказка Рыбка Лошадка Кружки Ногти Травка -Ребята, а какая орфограмма спрятана в этих словах? -Как проверить написание слов с парными согласными? -Верно! Давайте подберём проверочные слова. | 1.Отвечают на вопросы учителя
ДЕВЯТОЕ АПРЕЛЯ КЛАССНАЯ РАБОТА -Парная согласная в середине слова. -Надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный звук. -(Сказание, рыба, лошадь, кружечка, ноготок, трава) | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль |
На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его. - Обратите внимание на выделенные слова. - Произнесите их. - Что можете сказать о значении этих словах? - Они называют конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? - Кто называет себя словом я? - Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит. - К кому обращаются, употребляя слово ты? - Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит. - Вместо каких слов употребляется слово они? - Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них. - Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога? - Где конец диалога? - Скажите, что такое диалог? - Обратите внимание, как записывается диалог? - Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.
- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них. - Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова? - О каких словах мы будем говорить на этом уроке? - Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав ребус. - Посмотрите на слайд - Какое слово у вас получилось? - Сформулируйте тему нашего урока. - Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели. - Какие цели мы можем поставить на урок? - Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план. - Кто прочитает план, какой должна быть последовательность работы? - Какой пункт плана мы выполнили? - Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, какие это за слова? - А какой их главный признак? | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Выразительно читают фрагмент сказки - Он, я, ты, они - Они указывают на героев. - Нет. - На теремок. - Мышка и лягушка. - К лягушке. - Лягушка и мышка. Читают диалог - Терем – теремок! - Иди ко мне жить! - Диалог — это разговор двух людей. - Каждая реплика с новой строки. Записывают строки - Они заменяют имена существительные. - О словах, которые заменяют имена существительные. «Местоимение» «Что такое местоимение?» - Узнать, что такое местоимение. - Наш план будет звучать так: 1. выполним задание и узнаем, что такое местоимение; 2. будем учиться находить местоимения в тексте; 3. выполним самостоятельную работу; 4. подведём итоги. - Первый - Местоимения - Они не называют предметы, а указывают на них. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - Посмотрите на слово «местоимение» на экране. - Из каких двух слов оно состоит? - Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно. -Я (показываю на себя) пришла сегодня в класс Они (девочки) готовятся к уроку Она (учительница или ЛС) встречала всех утром в классе Он (мальчик) слушает очень внимательно -Давайте назовёт имена тех, кого я заменила местоимением. - Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения? - Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова. -Попробуйте сформулировать полное правило, исходя из того о чём мы с вами говорили. - Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике. - Сейчас откройте учебник на странице 101. - Прочитайте правило. -Чтобы закрепить правило, давайте посмотрим на слайд. Тут написано правило, что такое местоимение. Но некоторые слова выпали. Не смотря в учебник, вставьте пропущенные слова. - Местоимение – часть ____, которая указывает на _____, но не _______ его. -Расскажите правило друг другу. - Молодцы, давайте выполним упражнение № 173 - Прочитайте стихотворение. - Кто понял, о чем это стихотворение? - Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся? - Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения. - Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается? - Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике? - Сколько строчек оно займет у вас? - Приступайте к записи предложения. - Подчеркните местоимения. - Каких местоимений нет в тексте? - Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение? - Назовите местоимения. -Мы с вами переходим к следующему заданию. На ваших столах лежат карточки. Работу будете выполнять в парах. На карточках написано по 3 предложения. Ваша задача подчеркнуть главные члены предложения. -Кто скажет, что мы называем главными членами предложения? -Давайте разберём одно предложение вместе. Я помогаю маме на кухне. -Что мы будем искать первым? -Какая часть речи может быть выражена подлежащим? -Верно! На какие вопросы отвечает подлежащее? -Ребята, а в нашем предложении есть существительное, которое бы отвечало на вопрос кто? Или что? -Запомните, местоимение, точно так же как и существительное в предложении может быть выражено подлежащим. -Как мы подчёркиваем подлежащее в предложении? -Какое слово мы подчёркиваем? -Верно! Вспомним какая часть выражается в предложении сказуемым? -На какие вопросы отвечает глагол? -Какое слово мы подчеркнём? -Можете приступать к работе на карточках: она погладила мою собачку они заняли первое место в конкурсе мы с друзьями ходили в кино -Какие главные члены предложения в 1, 2, 3 предложении? -Сравните с экраном | - Вместо имени. -называют имена - Это те слова , которые указывают на предметы Формулируют правило Читают правило - Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Читают стихотворение - О том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьёзной проблемой. - Я, ты, мы – местоимения. - Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием. Читают предложение - Предложения записаны друг под другом. - 6 строчек. Записывают предложение Подчеркивают местоимения - Вы, он, она, оно, они. - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Подлежащие и сказуемое. Подлежащие -Существительное -Кто? Что? -Нет -Одной прямой - «Я» -Глагол -Что делать? Что сделать? - «Помогаю» | 6-8 слайды презентации | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнём. (х2) | |||
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений. Он, Мы, Она - Кто хочет прочитать то, что у него получилось? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - Кто ещё хочет прочитать своё предложение? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - И последний, кто хочет рассказать то, что он написал. - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений? - Хорошо, молодцы. - Что мы с вами сейчас учились делать? - Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана? - Что мы будем дальше выполнять? | Записывают свои предложения на доску - Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями. - Второй - Самостоятельную работу | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 9-10 слайд презентации |
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Внешний контроль | - Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя. - На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты. - Что вы сейчас тренировались делать? - Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд. - Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-». - Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа. - Обменяйтесь обратно. | - Мы тренировались находить местоимения в тексте. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174. - Назовите предметы на рисунках. - Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске? - Посмотрите на образец. - Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать. - А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске. - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? - Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку. - Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2. | - Пальто, цветок, лампа, коньки. Записывают слова Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). - Рюкзак, собака, велосипед, яблоко. Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно) Проверяют работы | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 11-12 слайд презентации |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? - Мы все пункты плана выполнили? - Что мы изучали сегодня? - Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений? - Какие трудности возникли у вас на уроке? - Что понравилось на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось? - Молодцы, ребята. - У кого что-то не получилось? Почему? - Я уверена, в следующий раз у вас все получится! - Спасибо вам за работу, до свидания! |
- Что такое местоимение? - Узнать, что такое местоимение и для чего они используются в речи. - Местоимение - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они | УУРД: Оценивать свою работу | 13-14 слайд презентации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/13/picture-1042463-1528870480.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс
Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-1375823-1642834608.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-1377954-1652275365.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...
Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-1376004-1641724844.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Согласные звуки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-1377954-1652275365.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382242-1643741132.jpg)
Технологическая карта урока технологии «Что такое игрушка?» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока: «Что такое игрушка?»Изделие: «Игрушка из носка»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка...