Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение" (УМК Школа России; 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Заколяпина Ярослава Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о местоимении как части речи.

Планируемые результаты

Предметные:

1) учиться  распознавать в речи местоимения по лексическому значению и грамматическим признакам.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;

3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_zakolyapina_03.04.24.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.04.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 4

Время: 16:40-17:20  Кабинет: 221

Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна

Группа: 35

Учитель: Рязанова Н. М.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Что такое местоимение?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о местоимении как части речи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать понятия о местоимении как части речи, о функциях местоимения в речи;
  2. формировать умение находить местоимение по значению среди других частей речи в предложении по значению.

Предметные:

  1. учиться  распознавать в речи местоимения по лексическому значению и грамматическим признакам.

Развивающие:

  1. развивать умение использовать местоимения в устной и письменной речи;
  2. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

  1. стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;
  2. активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;
  3. осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

  1. воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ярослава Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. (первый раз читает учитель, затем читает класс хором):

В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но мы исследовать начнём

И сами до всего дойдём!

 -Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- На уроке мы изучим то, что нам неизвестно.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа.

- Наш урок мы начнём с небольшой орфографической минутки. Посмотрите на слова на слайде. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенную букву.

Сказка   Рыбка   Лошадка

Кружки   Ногти   Травка

-Ребята, а какая орфограмма спрятана в этих словах?

-Как проверить написание слов с парными согласными?

-Верно! Давайте подберём проверочные слова.

1.Отвечают на вопросы учителя

 

ДЕВЯТОЕ АПРЕЛЯ

КЛАССНАЯ РАБОТА

-Парная согласная в середине слова.

-Надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный звук.

-(Сказание, рыба, лошадь, кружечка, ноготок, трава)

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его.

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Произнесите их.

- Что можете сказать о значении этих словах?

- Они называют конкретное лицо или предмет?

- На что указывает слово он?

- Кто называет себя словом я?

- Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит.

- К кому обращаются, употребляя слово ты?

- Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит.

- Вместо каких слов употребляется слово они?

- Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них.

- Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога?

- Где конец диалога?

- Скажите, что такое диалог?

- Обратите внимание, как записывается диалог?

- Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.

 

- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них.

- Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова?

- О каких словах мы будем говорить на этом уроке?

- Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав ребус.

- Посмотрите на слайд

- Какое слово у вас получилось?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели.

- Какие цели мы можем поставить на урок?

- Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план.

- Кто прочитает план, какой должна быть последовательность работы?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, какие это за слова?

- А какой их главный признак?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Выразительно читают фрагмент сказки

- Он, я, ты, они

- Они указывают на героев.

- Нет.

- На теремок.

- Мышка и лягушка.

- К лягушке.

- Лягушка и мышка.

Читают диалог

- Терем – теремок!

- Иди ко мне жить!

- Диалог — это разговор двух людей.

- Каждая реплика с новой строки.

Записывают строки

- Они заменяют имена существительные.

О словах, которые заменяют имена существительные.

«Местоимение»

«Что такое местоимение?»

- Узнать, что такое местоимение.
- Научиться находить местоимения в тексте.

- Наш план будет звучать так:

1. выполним задание и узнаем, что такое местоимение;

2. будем учиться находить местоимения в тексте;

3. выполним самостоятельную работу;

4. подведём итоги.

- Первый

- Местоимения

- Они не называют предметы, а указывают на них.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Посмотрите на слово «местоимение» на экране.

- Из каких двух слов оно состоит?

- Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно.

(показываю на себя) пришла сегодня в класс

Они (девочки) готовятся к уроку

Она (учительница или ЛС) встречала всех утром в классе

Он (мальчик) слушает очень внимательно

-Давайте назовёт имена тех, кого я заменила местоимением.

- Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения?

- Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова.

-Попробуйте сформулировать полное правило, исходя из того о чём мы с вами говорили.

- Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике.

- Сейчас откройте учебник на странице 101.

- Прочитайте правило.

-Чтобы закрепить правило, давайте посмотрим на слайд. Тут написано правило, что такое местоимение. Но некоторые слова выпали. Не смотря в учебник, вставьте пропущенные слова.

- Местоимение – часть ____, которая указывает на _____, но не _______ его.

-Расскажите правило друг другу.

- Молодцы, давайте выполним упражнение № 173

- Прочитайте стихотворение.

- Кто понял, о чем это стихотворение?

- Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся?

- Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения.

- Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается?
- Да, вы правы. Зачитайте это предложение.

- Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике?

- Сколько строчек оно займет у вас?

- Приступайте к записи предложения.

- Подчеркните местоимения.

- Каких местоимений нет в тексте?

- Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

-Мы с вами переходим к следующему заданию. На ваших столах лежат карточки. Работу будете выполнять в парах. На карточках написано по 3 предложения. Ваша задача подчеркнуть главные члены предложения.

-Кто скажет, что мы называем главными членами предложения?

-Давайте разберём одно предложение вместе.

Я помогаю маме на кухне.

-Что мы будем искать первым?

-Какая часть речи может быть выражена подлежащим?

-Верно! На какие вопросы отвечает подлежащее?

-Ребята, а в нашем предложении есть существительное, которое бы отвечало на вопрос кто? Или что?

-Запомните, местоимение, точно так же как и существительное в предложении может быть выражено подлежащим.

-Как мы подчёркиваем подлежащее в предложении?

-Какое слово мы подчёркиваем?

-Верно! Вспомним какая часть выражается в предложении сказуемым?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Какое слово мы подчеркнём?

-Можете приступать к работе на карточках:

она погладила мою собачку

они заняли первое место в конкурсе

мы с друзьями ходили в кино

-Какие главные члены предложения в 1, 2, 3 предложении?

-Сравните с экраном

- Вместо имени.

-называют имена

- Это те слова , которые указывают на предметы

Формулируют правило

Читают правило

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Читают стихотворение

- О  том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьёзной проблемой.

- Я, ты, мы – местоимения.

- Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием.

Читают предложение

- Предложения записаны друг под другом.

- 6 строчек.

Записывают предложение

Подчеркивают местоимения

- Вы, он, она, оно, они.

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Подлежащие и сказуемое.

Подлежащие

-Существительное

-Кто? Что?

-Нет

-Одной прямой

- «Я»

-Глагол

-Что делать? Что сделать?

- «Помогаю»

6-8 слайды презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнём.

(х2)

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений.

Он, Мы, Она

- Кто хочет прочитать то, что у него получилось?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- Кто ещё хочет прочитать своё предложение?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- И последний, кто хочет рассказать то, что он написал.

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений?

- Хорошо, молодцы.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

- Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана?

- Что мы будем дальше выполнять?

Записывают свои предложения на доску

- Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями.

- Второй

- Самостоятельную работу

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

- Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя.

- На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты.

- Что вы сейчас тренировались делать?

- Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд.

- Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-».

- Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа.

- Обменяйтесь обратно.

- Мы тренировались находить местоимения в тексте.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174.

- Назовите предметы на рисунках.

- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске?

- Посмотрите на образец.

- Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать.

- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.

- Поднимите руки те, у  кого нет ни одной ошибки?

- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.

- Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите  5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2.

- Пальто, цветок, лампа, коньки.

Записывают слова

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

- Рюкзак, собака, велосипед, яблоко.

Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно)

Проверяют работы

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Мы все пункты плана выполнили?

- Что мы изучали сегодня?

- Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

- Молодцы, ребята.

- У кого что-то не получилось?

Почему?

- Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

- Спасибо вам за работу, до свидания!

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Что такое местоимение?

- Узнать, что такое местоимение и для чего они используются в речи.
- Научиться находить местоимения в тексте.
- Да

- Местоимение

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...

Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...

Технологическая карта урока технологии «Что такое игрушка?» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока: «Что такое игрушка?»Изделие: «Игрушка из носка»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка...