Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение?" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. познакомить с местоимением как частью речи;
  2. формировать умения употреблять местоимения вместо существительных, применять правила правописания.

Развивающие:

  1. способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;
  2. формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;
  3. расширение кругозора и обогащение речи.

Воспитательные:

  1. прививать интерес к предмету;
  2. воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах;
  3. воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mestoimenie.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.22

Студентка: Неволин Л.Р.

Школа: МАОУ №148

Группа: 36

Класс: 2 кад.

Учитель: Гришкевич В.В.

Урок: 3

Методист: Кошкарова Л.С

Время: 9:50-10:30 Кабинет: 106

Тема урока: «Что такое местоимение?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. познакомить с местоимением как частью речи;
  2. формировать умения употреблять местоимения вместо существительных, применять правила правописания.

Развивающие:

  1. способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;
  2. формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;
  3. расширение кругозора и обогащение речи.

Воспитательные:

  1. прививать интерес к предмету;
  2. воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах;
  3. воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте товарищи кадеты! Меня зовут Леонид Ринатович. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал.  

 - Откройте свои рабочие тетради,  запишите число … и  классная работа.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский )

- Из урока в урок мы познаем русский язык. Вы уже много тайн русского языка открыли. Сегодня нам предстоит открыть новое знание.

- Какие человеческие качества помогут нам достичь успеха в наших открытиях?

- Обратите внимание, у вас на партах лежит листок с табличкой. С помощью этого листочка вы будете оценивать ваш успех в работе.

Приветствуют учителя

Пишут цифрой

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

- Ребята, давайте вспомним, что такое речь?

- Какие части речи вы знаете?

- А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи? Сегодня мы это выясним.

-  Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

(На доске изображены три колонки с тремя частями речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, а также даны слова: ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, солнце, ты, яркое, звонкие, вы, дует, ветерок.)

- Сейчас мы разделимся на три группы. 1-ый ряд должен записать в тетрадь имена существительные, 2-ой ряд глаголы, 3-ий ряд должен записать имена прилагательные. После выполнения задания от каждого ряда к доске выйдет один ученик и запишет свои слова.

- Пожалуйста, распределите слова по группам.

- Кто выполнил задание верно? У кого есть ошибки?

- Составьте предложения с этими словами. (1. Светит яркое солнце. 2. Дует теплый ветерок. 3. Бегут звонкие ручьи.)

- Давайте проверим по образцу на слайде.

- Какие слова из данных вы не выбрали?

- Почему?

- А мы употребляем эти слова в речи?

 

-Значит они тоже часть речи?  

- А как называется эта часть речи?  

- А теперь попробуем узнать, как называется новая часть речи

Прочитайте два текста и сравните их.

- Прочитайте текст (1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов .)

- О чём говорится в тексте?

- Прочитайте второй текст (2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.)

- О чём говорится во втором тексте? О помидорах.

- Вместо каких слов употреблены слова: он, они?

Место какой части речи они заняли?

- Так как они заняли место имени существительного, то они так и называются: МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Всё, что мы говорим, читаем, пишем

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, частица

Да, есть

У доски 3 ученика распределяют слова по группам

Я, он, ты, вы.

Они не относятся ни к одной из групп.

Да

Да

Не знаем.

О помидорах.

О помидорах/не знаем

- Он – помидор, они – помидоры.

Место имени существительного.

Предметные:

З: непроверяемые безударные гласные

У: находить непроверяемые безударные гласные в словах и обозначать их

Метапредметные:

К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени

Презентация

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 4

Слайд 6

Слайд 7

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели вы поставите для себя на уроке? Чему вы должны научиться?

1) познакомиться …

2) узнать…

3) научиться…

-Молодцы.

- Что такое местоимение

1) познакомиться с новой частью речи местоимение

2) узнать о грамматических признаках местоимений

3) научиться  правильно использовать местоимения в речи

Предметные:

У: определять тему и цель урока.

Метапредметные:

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Презентация

Слайд 8

Слайды 9-11

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: 

беседа

Наглядныйпрезентация

Словесный: объяснение

П

Словесный:

Пересказ правила

- Откройте в учебнике с.100 упр. 171

- Прочитайте диалог, назовите пропущенные имена сказочных героев.

- С какой целью в сказке употреблены выделенные слова? Вместо каких имен они употреблены?

Давайте прочитаем правило на странице 101.

- Вы можете сказать, что такое местоимения?

- Местоимение это часть речи.

- Для чего нужны местоимения в речи?

- Местоимения нужны в речи для того, чтобы указывать на предметы.

- Какие слова являются местоимениями?

Слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они являются местоимениями.

- Давайте выпишем их себе в тетрадь

-Вместо имен существительных

 

Предметные: 

З: сильные слабые позиции орфограмм

У: находить орфограммы 

Метапредметные:

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: проявление активности в общей работе.

Презентация

Слайд 12

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Закрепление с детьми полученных знаний. 

- Выполним упражнение 173 на странице 101.

- Прочитайте задание.

- В чем главная мысль стихотворения?

- А как еще мы можем ее сберечь?

- Спишите первое предложение.

- После выполнения задания поднимите руку, чтобы была видна готовность.

- Какой частью речи являются выделенные в учебнике слова?

- Скажите, а каких местоимений в стихотворении нет?

Выполняют задание.

- Нужно беречь природу

Предметные:

З: сильные слабые позиции орфограмм

У: находить орфограммы

Метапредметные:

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Презентация

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте, немного отдохнем. Встаньте.  

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Видео

 

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Практический: самостоятельная работа

 - Теперь, поработаем самостоятельно на листочках. Подпишите на них свои фамилию и имя

- Откройте страницу 102, упражнение 174

- Прочитайте задание

- Как вы поняли, что вам надо сделать?

- Давайте создадим вместе образец

У вас должна получиться такая запись:

Платок (он), … .

 (Слова: грибы, берега, паруса, ландыши, луга.)

- Приступайте к выполнению работы. У вас есть три минуты. Время пошло.

- Время вышло

- Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте работу соседа по образцу на доске и поставьте оценку.

(0 ошибок – 5;

 1-2 ошибки – 4;

 3-4 ошибки – 3)

- Какое знание мы получили?

Самостоятельно работают.

Ответы:

Платок (он),

пальто (оно),

цветок (он),

лампа (она),

коньки (они).

Предметные: 

З: сильные слабые позиции орфограмм, единственное и множественное число существительных.

У: находить орфограммы, делать звуковую и буквенную запись.

Метапредметные:

П: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Раздаточный материал

 Презентация

Слайд 13

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

- Сейчас мы с вами проведем эстафету. Но эстафета необычная, грамматическая.

- Встаньте все из-за парт и постройтесь друг за другом в три колонны по рядам.

- Внимание! Даю задание. Для каждой команды дан столбик слов на доске. Вы должны написать напротив каждого слова из вашего столбика местоимение, которым можно заменить это слово. Первый человек в колонне выбегает к доске, пишет местоимение, передает мелок первому в колонне, а сам уходит в конец. Побеждает та команда, которая как можно скорее закончит работу без ошибок. Вы все поняли?

- Начали

(1 команда, слова: солнце, дождик, тучки, лето, листопад, гроза, зима, снегопад, роса, заря; 2 команда: тюльпан, мак, роза, незабудка, одуванчики, ромашка, лютик, подсолнухи, подснежник, васильки; 3 команда: жаворонок, журавль, скворец, сорока, снегири, цапля, ворона, голуби, чайка, воробей)

- Молодцы! Поаплодируем … команде.

- Садитесь на свои места

Предметные:

З: сильные слабые позиции орфограмм, единственное и множественное число существительных.

У: находить орфограммы, делать звуковую и буквенную запись.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания;

Слайд 14

Раздаточный материал  

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

-Какая была тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

Домашнее задание

- Рабочая тетрадь, упражнение 105-109 страница 49-50.

Самооценивание.

- Посмотрите на свои таблички со смайликами. Поднимите руку те, у кого за каждое выполненное задание отмечен веселый смайлик. Молодцы, сегодня вы хорошо поработали. У кого есть задумчивые смайлики, поднимите руки. Ребята, вы тоже молодцы, так как оцениваете себя справедливо. Поднимите руки, у кого есть грустные смайлики. Какие возникли трудности?

-Спасибо за урок, до свидания.

Что такое местоимение

познакомиться с новой частью речи местоимение

узнать о том что такое местоимение

научиться  правильно использовать местоимения

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое приставка"

3 классУМК "Школа России"На уроке использовались карточки из сайта "Учи.ру"...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....