Технологическая карта урока русского языка "Что такое местоимение?" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с местоимением как частью речи;
- формировать умения употреблять местоимения вместо существительных, применять правила правописания.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;
- формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;
- расширение кругозора и обогащение речи.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах;
- воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_mestoimenie.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 19.04.22 | Студентка: Неволин Л.Р. |
Школа: МАОУ №148 | Группа: 36 |
Класс: 2 кад. | Учитель: Гришкевич В.В. |
Урок: 3 | Методист: Кошкарова Л.С |
Время: 9:50-10:30 Кабинет: 106 |
Тема урока: «Что такое местоимение?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятий о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с местоимением как частью речи;
- формировать умения употреблять местоимения вместо существительных, применять правила правописания.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;
- формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;
- расширение кругозора и обогащение речи.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах;
- воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке. - Здравствуйте товарищи кадеты! Меня зовут Леонид Ринатович. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверяет готовность к уроку. - Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал. - Откройте свои рабочие тетради, запишите число … и классная работа. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский ) - Из урока в урок мы познаем русский язык. Вы уже много тайн русского языка открыли. Сегодня нам предстоит открыть новое знание. - Какие человеческие качества помогут нам достичь успеха в наших открытиях? - Обратите внимание, у вас на партах лежит листок с табличкой. С помощью этого листочка вы будете оценивать ваш успех в работе. | Приветствуют учителя Пишут цифрой | Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. | Презентация Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный презентация | - Ребята, давайте вспомним, что такое речь? - Какие части речи вы знаете? - А как вы думаете, есть ли ещё другие части речи? Сегодня мы это выясним. - Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (На доске изображены три колонки с тремя частями речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, а также даны слова: ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, солнце, ты, яркое, звонкие, вы, дует, ветерок.) - Сейчас мы разделимся на три группы. 1-ый ряд должен записать в тетрадь имена существительные, 2-ой ряд глаголы, 3-ий ряд должен записать имена прилагательные. После выполнения задания от каждого ряда к доске выйдет один ученик и запишет свои слова. - Пожалуйста, распределите слова по группам. - Кто выполнил задание верно? У кого есть ошибки? - Составьте предложения с этими словами. (1. Светит яркое солнце. 2. Дует теплый ветерок. 3. Бегут звонкие ручьи.) - Давайте проверим по образцу на слайде. - Какие слова из данных вы не выбрали? - Почему? - А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - А теперь попробуем узнать, как называется новая часть речи Прочитайте два текста и сравните их. - Прочитайте текст (1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов .) - О чём говорится в тексте? - Прочитайте второй текст (2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.) - О чём говорится во втором тексте? О помидорах. - Вместо каких слов употреблены слова: он, они? Место какой части речи они заняли? - Так как они заняли место имени существительного, то они так и называются: МЕСТОИМЕНИЯМИ. | Всё, что мы говорим, читаем, пишем Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, частица Да, есть У доски 3 ученика распределяют слова по группам Я, он, ты, вы. Они не относятся ни к одной из групп. Да Да Не знаем. О помидорах. О помидорах/не знаем - Он – помидор, они – помидоры. Место имени существительного. | Предметные: З: непроверяемые безударные гласные У: находить непроверяемые безударные гласные в словах и обозначать их Метапредметные: К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени | Презентация Слайд 4 Слайд 5 Слайд 4 Слайд 6 Слайд 7 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - Какова тема нашего урока? - Какие цели вы поставите для себя на уроке? Чему вы должны научиться? 1) познакомиться … 2) узнать… 3) научиться… -Молодцы. | - Что такое местоимение 1) познакомиться с новой частью речи местоимение 2) узнать о грамматических признаках местоимений 3) научиться правильно использовать местоимения в речи | Предметные: У: определять тему и цель урока. Метапредметные: П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | Презентация Слайд 8 Слайды 9-11 |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация Словесный: объяснение П Словесный: Пересказ правила | - Откройте в учебнике с.100 упр. 171 - Прочитайте диалог, назовите пропущенные имена сказочных героев. - С какой целью в сказке употреблены выделенные слова? Вместо каких имен они употреблены? Давайте прочитаем правило на странице 101. - Вы можете сказать, что такое местоимения? - Местоимение это часть речи. - Для чего нужны местоимения в речи? - Местоимения нужны в речи для того, чтобы указывать на предметы. - Какие слова являются местоимениями? Слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они являются местоимениями. - Давайте выпишем их себе в тетрадь | -Вместо имен существительных
| Предметные: З: сильные слабые позиции орфограмм У: находить орфограммы Метапредметные: К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: проявление активности в общей работе. | Презентация Слайд 12 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Закрепление с детьми полученных знаний. - Выполним упражнение 173 на странице 101. - Прочитайте задание. - В чем главная мысль стихотворения? - А как еще мы можем ее сберечь? - Спишите первое предложение. - После выполнения задания поднимите руку, чтобы была видна готовность. - Какой частью речи являются выделенные в учебнике слова? - Скажите, а каких местоимений в стихотворении нет? | Выполняют задание. - Нужно беречь природу | Предметные: З: сильные слабые позиции орфограмм У: находить орфограммы Метапредметные: К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. | Презентация |
Динамическая пауза | Ф Практический: физминутка | Организация проведения динамической паузы. - Встаньте, немного отдохнем. Встаньте. | Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни | Видео
| ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж Практический: самостоятельная работа | - Теперь, поработаем самостоятельно на листочках. Подпишите на них свои фамилию и имя - Откройте страницу 102, упражнение 174 - Прочитайте задание - Как вы поняли, что вам надо сделать? - Давайте создадим вместе образец У вас должна получиться такая запись: Платок (он), … . (Слова: грибы, берега, паруса, ландыши, луга.) - Приступайте к выполнению работы. У вас есть три минуты. Время пошло. - Время вышло - Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте работу соседа по образцу на доске и поставьте оценку. (0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3) - Какое знание мы получили? | Самостоятельно работают. Ответы: Платок (он), пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). | Предметные: З: сильные слабые позиции орфограмм, единственное и множественное число существительных. У: находить орфограммы, делать звуковую и буквенную запись. Метапредметные: П: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. | Раздаточный материал Презентация Слайд 13 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: инструктаж Наглядный учебник Практический: упражнение | - Сейчас мы с вами проведем эстафету. Но эстафета необычная, грамматическая. - Встаньте все из-за парт и постройтесь друг за другом в три колонны по рядам. - Внимание! Даю задание. Для каждой команды дан столбик слов на доске. Вы должны написать напротив каждого слова из вашего столбика местоимение, которым можно заменить это слово. Первый человек в колонне выбегает к доске, пишет местоимение, передает мелок первому в колонне, а сам уходит в конец. Побеждает та команда, которая как можно скорее закончит работу без ошибок. Вы все поняли? - Начали (1 команда, слова: солнце, дождик, тучки, лето, листопад, гроза, зима, снегопад, роса, заря; 2 команда: тюльпан, мак, роза, незабудка, одуванчики, ромашка, лютик, подсолнухи, подснежник, васильки; 3 команда: жаворонок, журавль, скворец, сорока, снегири, цапля, ворона, голуби, чайка, воробей) - Молодцы! Поаплодируем … команде. - Садитесь на свои места | Предметные: З: сильные слабые позиции орфограмм, единственное и множественное число существительных. У: находить орфограммы, делать звуковую и буквенную запись. Метапредметные: Р: коррекция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания; | Слайд 14 Раздаточный материал Презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядныйпрезентация | -Какая была тема нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели. Домашнее задание - Рабочая тетрадь, упражнение 105-109 страница 49-50. Самооценивание. - Посмотрите на свои таблички со смайликами. Поднимите руку те, у кого за каждое выполненное задание отмечен веселый смайлик. Молодцы, сегодня вы хорошо поработали. У кого есть задумчивые смайлики, поднимите руки. Ребята, вы тоже молодцы, так как оцениваете себя справедливо. Поднимите руки, у кого есть грустные смайлики. Какие возникли трудности? -Спасибо за урок, до свидания. | Что такое местоимение познакомиться с новой частью речи местоимение узнать о том что такое местоимение научиться правильно использовать местоимения | Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Презентация Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое приставка"
3 классУМК "Школа России"На уроке использовались карточки из сайта "Учи.ру"...
Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....