Технологическая карта урока русского языка "Что такое глагол?" (УМК Школа России; 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи.
Планируемые результаты
Предметные:
1.Учиться распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам;
2.Учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;
Личностные:
1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.
2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка
3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 27.02.2024 г. Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 2б Урок: 1 Время: 14:00 - 14:40 Кабинет: 209 | Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна Группа: 35 Учитель: Евстифеева Н. А. Методист: Кошкарова Л. С. |
Тема урока «Что такое глагол?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Формировать понятия о глаголе как части речи, о функциях глагола в речи. 2.Формировать умение находить глагол среди других частей речи в предложении по вопросу и значению. | Предметные: 1.Учиться распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам; 2.Учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др; |
Развивающие: 1.Развивать умение использовать глаголы в устной и письменной речи; 2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности. | Личностные: 1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений. 2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка 3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1.Воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела 2. Воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ярослава Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. Кто за приключения? Все без исключения? Скорей поднимем парус И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Ещё немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1.Проводит беседу о проделанной работе. - Мы отправляемся из порта Чистописания. На воде небольшое волнение, как в этих строчках: лЛл ЛлЛ - Давайте вспомним, какие это буквы? -Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Какие опасные места есть в дате? А в классной работе? -После классной работы с начала строки нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л. Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. -Не забывайте следить за осанкой, спинки прямо. | 1.Отвечают на вопросы учителя
-Звонкие, гласные ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ФЕВРАЛЯ | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Ребята, посмотрите! Мы приближаемся к острову Речь! - Я знаю одну историю про этот остров. Она очень интересная. Много - много лет назад в ней жили только имена существительные. Были тут и солнце, и дома, и цветы, и деревья, и люди, и птицы, и животные. Вот только все они будто замерли. Не было в этой стране жизни. Было ощущение, что какой-то злой волшебник заколдовал всё вокруг. - Чтобы услышать продолжение истории, вам нужно выполнить небольшое задание в парах. Перед вами лежат карточки, на них написаны слова. Из всех слов, вам нужно подчеркнуть только имена существительные. -Давайте вспомним, как мы определяем имена существительные. -Можете приступать к работе, у вас есть 1 минута. -Ребята, а знаете ли вы какой частью речи являются другие слова? Давайте послушаем продолжение истории: Однажды в город пришли путники. И вдруг произошло чудо! Птицы вдруг запели, защебетали. Ветерок подул. Цветы зацвели, запахли. Трава зазеленела. Машины поехали, зафырчали. Пчёлы и шмели зажужжали. Дети побежали, засмеялись. А путников этих звали Глагол. - Предположите, какая тема нашего урока? -Определим цели урока, используя опорные слова на экране. На экране слова: Познакомиться … Будем учиться… ПЛАН УРОКА:
| 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -По вопросам Кто? Что? -Что такое глагол? Познакомиться с глаголом как частью речи; Будем учиться находить глагол в предложении. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - Мы прибыли на остров Глагол. - Откройте учебник на странице 68 и посмотрите на задание 116. -Что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действия мальчика. -Всё верно! На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? -Составьте одно предложение по любому рисунку и запишите его в тетрадь. Подчеркните двумя чертами слово, обозначающее действие предмета. -Кто хочет выйти и записать своё предложение на доске? -Давайте попробуем сформулировать правило «что такое глагол?» -Молодцы! Давайте прочитаем правило в жёлтой рамке на странице 68. -Ребята, что нового вы узнали? -Какой пункт плана мы выполнили? -Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик «Знакомство с правилом». | -Моет, поливает, стирает, читает. -Что делает? Глагол ПОСЛУШАТЬ 1-2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕД ЗАПИСЬЮ Что такое глагол. Знакомство с правилом Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и др; называют глаголами. Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил - называются глаголами. Глагол - это часть речи | 6-8 слайды презентации | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Мы с вами продолжаем исследовать остров Глагол. -Давайте прочитаем задание 117. -Что нужно сделать в этом задании? -Составьте небольшой текст из 5 предложений. Подчеркните глаголы. -Давайте ещё раз вспомним, на какие вопросы отвечает глагол? -Что обозначает глагол? -Как мы подчёркиваем глагол в предложении? ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ -Можете приступать к работе, на работу у вас есть 3 минуты. -Кто хочет прочитать свой текст и назвать глаголы, а также на какой вопрос они отвечают. - Над чем мы с вами работали? -Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик, оценивающий вашу работу. -Посмотрите на задание 118. Все ли действия животных названы правильно? -А как будет правильно? -Всё верно! Запишите исправленные предложения в тетрадь. -Назовите сказку? -Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают? -А теперь те, которые отвечают на вопрос Что сделали? -Какой частью речи они являются? Докажите. -Отметьте смайлик в листе самооценки. | -Составить текст о том, как я помогаю родителям. -Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? - Глагол обозначает действие предмета. -Двумя прямыми линиями. «Путаница» Корней Чуковский -Крякают, квакают, хрюкают. -зажжужали, заржали, зачирикали. -Все слова отвечают на вопрос Что делают? Что сделали? И обозначают действие предмета | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 9-10 слайд презентации |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнём. (х2) | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Внешний контроль | - Ребята, посмотрите насколько большой же остров Глагол. Нам нужно изучить здесь всё. Кажется, на той полянке есть задание! -Следующее что мы выполним, это задание 119. -Нам нужно прочитать все слова и доказать, что это глаголы. -Докажите, что все слова являются глаголом. -Устно поставьте к этим глаголам вопрос. -Запишите в тетради глаголы которые отвечают на вопрос что сделала? (Сверкнула, зазвенела) -Придумайте со своим соседом по парте предложение с любым глаголом. 2 человека работают у доски. Не забудьте подчеркнуть сказуемое. -Как мы подчёркиваем сказуемое в предложении? -Молодцы! Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик. -Откройте страницу 70 и прочитайте задание 121. Что нужно выполнить? -Начинаем читать. Внимательно следите, я в любой момент могу попросить прочитать другого ученика. -Ребята, как мы можем озаглавить этот текст и почему? (Варианты ответов детей) -Найдите в тексте глаголы. Давайте попробуем прочитать пропуская их. -Что стало непонятным, когда вы читали текст без глаголов? - Для чего нужны глаголы в нашей речи, как вы считаете? -Сейчас работают один человек возле доски, остальные в тетради. Вам нужно записать второе предложение в тетрадь и выделить главные члены предложения. -Кто вспомнит, что мы называем главными членами предложения? -Верно! А как мы их подчёркиваем? -Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они выражены. -Что нового вы узнали? -Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик. | -Они все обозначают действие предмета. - Двумя прямыми линиями. -Прочитать и озаглавить текст. - Что делают герои. -Обозначь действие. -Сказуемое и подлежащее -Подлежащее одной прямой, сказуемое двумя ОБРАЗЕЦ. ВЫПОЛНЕНИЯ. ПОКАЗАТЬ ПОДЧЕРКИВАНИЕ И ЧАСТЬ РЕЧИ НАД СЛОВОМ | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | -Я вижу на гаризонте землю! Что у нас по карте? Да мы с вами вплотную приближаемся к острову Закрепляндия. -Давайте вспомним правило, которое мы с вами сегодня узнали. -У вас на столах лежат карточки, вам нужно выписать в тетрадь только глаголы в столбик, а рядом написать вопрос на который он отвечает. Чудесный летний день. Мальчики бегут (что делают?) на речку. У воды шумели (что делали?) камыши. Волны тихо плещут (что делают?) у берега. Боря Чайкин закинул (что сделал?) удочки. Попались ( что сделали?) две большие щуки. Мальчики радостные побежали (что сделали?) домой! -Первые 5 человек подходят на проверку на оценку. | Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и др; называют глаголами. Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил - называются глаголами. Глагол - это часть речи | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 11-12 слайд презентации |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Я думаю пора возвращаться в школу. -Давайте шёпотом досчитаем до трёх и мы окажемся в классе. Возьмите ваш лист самооценки и отметьте смайлик за всю работу на уроке. -У кого получилось 5 зелёных, 4, 3? -У кого 5 жёлтых, 4, 3? Что для вас показалось сложным и осталось непонятным? -У кого есть красные? -Сегодня за урок я поставила отметки... -Наш урок я хочу заверить загадкой: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам ... (Глагол) |
| УУРД: Оценивать свою работу | 13-14 слайд презентации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/13/picture-1042463-1528870480.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс
Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-1375823-1642834608.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-1377954-1652275365.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...
Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-1376004-1641724844.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Согласные звуки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382607-1643715166.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-1377954-1652275365.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...