Технологическая карта урока русского языка "Что такое глагол?" (УМК Школа России; 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Заколяпина Ярослава Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Учиться  распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам;

2.Учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

Личностные:

1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка

3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_zakolyapina_23.02.24.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 27.02.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 1

Время: 14:00 - 14:40  Кабинет: 209

Студент: Заколяпина Ярослава Владимировна

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Н. А.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Что такое глагол?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать понятия о глаголе как части речи, о функциях глагола в речи.

2.Формировать умение находить глагол среди других частей речи в предложении по вопросу и значению.

Предметные:

1.Учиться  распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам;

2.Учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

Развивающие:

1.Развивать умение использовать глаголы в устной и письменной речи;

2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

1.Стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

 2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка

3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1.Воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела

 2. Воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ярослава Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное.

Кто за приключения?

Все без исключения?

Скорей поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Ещё немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Мы отправляемся из порта Чистописания. На воде небольшое волнение, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ

- Давайте вспомним, какие это буквы?

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Какие опасные места есть в дате? А в классной работе?

-После классной работы с начала строки нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л. Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв.

-Не забывайте следить за осанкой, спинки прямо.

1.Отвечают на вопросы учителя

 

-Звонкие, гласные

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ФЕВРАЛЯ

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

-Ребята, посмотрите! Мы приближаемся к острову Речь!

- Я знаю одну историю про этот остров. Она очень интересная.

Много - много лет назад в ней жили только имена существительные. Были тут и солнце, и дома, и цветы, и деревья, и люди, и птицы, и животные. Вот только все они будто замерли. Не было в этой стране жизни. Было ощущение, что какой-то злой волшебник заколдовал всё вокруг.

- Чтобы услышать продолжение истории, вам нужно выполнить небольшое задание в парах. Перед вами лежат карточки, на них написаны слова. Из всех слов, вам нужно подчеркнуть только имена существительные.

-Давайте вспомним, как мы определяем имена существительные.

-Можете приступать к работе, у вас есть 1 минута.

-Ребята, а знаете ли вы какой частью речи являются другие слова? Давайте послушаем продолжение истории:

Однажды в город пришли путники. И вдруг произошло чудо! Птицы вдруг запели, защебетали. Ветерок подул. Цветы зацвели, запахли. Трава зазеленела. Машины поехали, зафырчали. Пчёлы и шмели зажужжали. Дети побежали, засмеялись. А путников этих звали Глагол.

- Предположите, какая тема нашего урока?

-Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться …

Будем учиться…

ПЛАН УРОКА:

  1. Знакомство с новой темой
  2. Знакомство с правилом
  3. Работа с учебником
  4. Подведение итогов

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-По вопросам Кто? Что?

-Что такое глагол?

Познакомиться с глаголом как частью речи;

Будем учиться находить глагол в предложении.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Мы прибыли на остров Глагол.

- Откройте учебник на странице 68 и посмотрите на задание 116.

-Что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действия мальчика.

-Всё верно! На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся?

-Составьте одно предложение по любому рисунку и запишите его в тетрадь. Подчеркните двумя чертами слово, обозначающее действие предмета.

-Кто хочет выйти и записать своё предложение на доске?

-Давайте попробуем сформулировать правило «что такое глагол?»

-Молодцы! Давайте прочитаем правило в жёлтой рамке на странице 68.

-Ребята, что нового вы узнали?

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик «Знакомство с правилом».

-Моет, поливает, стирает, читает.

-Что делает? Глагол

ПОСЛУШАТЬ 1-2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕД ЗАПИСЬЮ

Что такое глагол.

Знакомство с правилом

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и др; называют глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил - называются глаголами. Глагол - это часть речи

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Мы с вами продолжаем исследовать остров Глагол.

-Давайте прочитаем задание 117.

-Что нужно сделать в этом задании?

-Составьте небольшой текст из 5 предложений. Подчеркните глаголы.

-Давайте ещё раз вспомним, на какие вопросы отвечает глагол?

-Что обозначает глагол?

-Как мы подчёркиваем глагол в предложении?

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

-Можете приступать к работе, на работу у вас есть 3 минуты.

-Кто хочет прочитать свой текст и назвать глаголы, а также на какой вопрос они отвечают.

- Над чем мы с вами работали?

-Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик, оценивающий вашу работу.

-Посмотрите на задание 118. Все ли действия животных названы правильно?

-А как будет правильно?

-Всё верно! Запишите исправленные предложения в тетрадь.

-Назовите сказку?

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?

-А теперь те, которые отвечают на вопрос Что сделали?

-Какой частью речи они являются? Докажите.

-Отметьте смайлик в листе самооценки.

-Составить текст о том, как я помогаю родителям.

-Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?

- Глагол обозначает действие предмета.

-Двумя прямыми линиями.

«Путаница» Корней Чуковский

-Крякают, квакают, хрюкают.

-зажжужали, заржали, зачирикали.

-Все слова отвечают на вопрос Что делают? Что сделали? И обозначают действие предмета

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнём.

(х2)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

- Ребята, посмотрите насколько большой же остров Глагол. Нам нужно изучить здесь всё. Кажется, на той полянке есть задание!

-Следующее что мы выполним, это задание 119.

-Нам нужно прочитать все слова и доказать, что это глаголы.

-Докажите, что все слова являются глаголом.

-Устно поставьте к этим глаголам вопрос.

-Запишите в тетради глаголы которые отвечают на вопрос что сделала? (Сверкнула, зазвенела)

-Придумайте со своим соседом по парте предложение с любым глаголом. 2 человека работают у доски. Не забудьте подчеркнуть сказуемое.

-Как мы подчёркиваем сказуемое в предложении?

-Молодцы! Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик.

-Откройте страницу 70 и прочитайте задание 121. Что нужно выполнить?

-Начинаем читать. Внимательно следите, я в любой момент могу попросить прочитать другого ученика.

-Ребята, как мы можем озаглавить этот текст и почему? (Варианты ответов детей)

-Найдите в тексте глаголы. Давайте попробуем прочитать пропуская их.

-Что стало непонятным, когда вы читали текст без глаголов?

- Для чего нужны глаголы в нашей речи, как вы считаете?

-Сейчас работают один человек возле доски, остальные в тетради. Вам нужно записать второе предложение  в тетрадь и выделить главные члены предложения.

-Кто вспомнит, что мы называем главными членами предложения?

-Верно! А как мы их подчёркиваем?

-Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они выражены.

-Что нового вы узнали?

-Возьмите лист самооценки и отметьте смайлик.

-Они все обозначают действие предмета.

- Двумя прямыми линиями.

-Прочитать и озаглавить текст.

- Что делают герои.

-Обозначь действие.

-Сказуемое и подлежащее

-Подлежащее одной прямой, сказуемое двумя

ОБРАЗЕЦ. ВЫПОЛНЕНИЯ. ПОКАЗАТЬ ПОДЧЕРКИВАНИЕ И ЧАСТЬ РЕЧИ НАД СЛОВОМ

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Я вижу на гаризонте землю! Что у нас по карте? Да мы с вами вплотную приближаемся к острову Закрепляндия.

-Давайте вспомним правило, которое мы с вами сегодня узнали.

-У вас на столах лежат карточки, вам нужно выписать в тетрадь только глаголы в столбик, а рядом написать вопрос на который он отвечает.

Чудесный летний день. Мальчики бегут (что делают?) на речку. У воды шумели (что делали?) камыши. Волны тихо плещут (что делают?) у берега. Боря Чайкин закинул (что сделал?) удочки. Попались ( что сделали?) две большие щуки. Мальчики радостные побежали (что сделали?) домой!

-Первые 5 человек подходят на проверку на оценку.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и др; называют глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил - называются глаголами. Глагол - это часть речи

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Я думаю пора возвращаться в школу.

-Давайте шёпотом досчитаем до трёх и мы окажемся в классе. Возьмите ваш лист самооценки и отметьте смайлик за всю работу на уроке.

-У кого получилось 5 зелёных, 4, 3?

-У кого 5 жёлтых, 4, 3? Что для вас показалось сложным и осталось непонятным?

-У кого есть красные?

-Сегодня за урок я поставила отметки...

-Наш урок я хочу заверить загадкой:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам ... (Глагол)

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...

Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...