Конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок
Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Воспитывать интерес к предмету.
- Организационный момент.
.
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.
- Ребята ,открываем тетради : записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
Нн
Народ ,новости, новоселье.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Не бросай слова на ветер?( Объяснение пословиц.)
- Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?
-Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?
-Молодцы!
Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень , окончание.
Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.
3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.
-Ребята, давайте поиграем в игру?
Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».
Работа с карточками.
Лиса-лисёнок
Коза-козлёнок
Зайчиха-зайчонок
Мышь-мышонок
Медведица-медвежонок
Кенгуру-кенгурёнок
Слониха-слонёнок
У. – Каким способом образованы новые слова?
Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..
У. – На что он указывает?
Д. –На названия детенышей..
- Сформулируёте тему и цели урока . (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).
4. Работа в группах.
- Проведём исследование, работая в группах.
- Какие правила работы в группе помните?
Правила работы в группе:
- работаем дружно,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга
- внимательно слушаем,
- уважаем мнение собеседника,
- не отвлекаемся на посторонние дела,
- не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
- выполняем указания старшего.
- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.
- Руководители, возьмите план работы и задание.
Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок ,кабан-кабанёнок.
-Разделите слова на 2 столбика .
- Читаем план работы.
План.
1.Прочитайте слова, выделите корни.
2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:
3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?
4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?
5. Сделайте ВЫВОД
( Дети работают в группах- 5-6минут.)
- Кто готов представить результат работы группы?
Защита:
ВЫВОД 1:
- Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).
ВЫВОД 2:
Правило можно сформулировать по- другому.
Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.
- Кого похвалишь из своей группы?
- Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?
Обобщение работы в группах.
Работа с учебником стр. 120-121.
- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?
( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-
ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-
- Проверим правильность наших выводов по учебнику..
5. Физкультминутка.
6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. ( чтение вслух.)
- Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.
УСВОЕНИЕ:
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)
- Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)
- Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)
- Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила
7. Составим алгоритм.
- Кто знает что такое алгоритм?
-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)
-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)
-Далее? ( если это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.
( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)
1. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
8. Закрепление.
Упражнение № 1. Запиши буквами.
Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.
9. Итог урока.
- Как звучала тема урока?
-Какие цели мы сегодня ставили?
-Мы достигли цели?
- Какое же правило мы вывели? ( таблица)
- Каков алгоритм применения правила?( таблица)
- Какое затруднение у нас возникло? Почему?
- Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют).
- Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?
«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121,, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....