Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Звуки и буквы. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью гласных букв; обобщить знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Автор Ковалева Ж.Б.
Тема урока: Звуки и буквы. Обобщение.
Цель урока. Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью гласных букв; обобщить знания учащихся.
Задачи урока:
- актуализировать знания о звуках и буквах;
- развивать умения различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, проводить фонетический разбор слова;
- закреплять знания о буках и звуках, умения делить слова на слоги.
- формировать умения работать в парах и малых группах, оценивать свои результаты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел урок веселый.
Мы начать урок готовы.
Учитель: Отгадайте загадки.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.(Звук.)
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят. (Буквы.)
Да, ребята сегодня мы вспомним, что собой представляют буквы и звуки, но сначала
2. Орфографическая минутка.
Вставить пропущенные буквы.
Ч...сы
Пиро... (к/г)
Щ... ка (е/и)
3. Чистописание.
ны но ни на нэ ну ня не нё ню
На поляне растут дубы.
-Подчеркните в предложении грамматическую основу.
4. Постановка учебной задачи
Ребята посмотрите на доске выставлены полоски со слогами: жик, зина, тик, мушка.
Рыдают буквы в каждой строчке:
- От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
Й, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.
(коржик, корзина, кортик, кормушка)
Ученики выясняют лексическое значение слов кортик и коржик.
Учитель:
А теперь послушайте грамматическую сказку о звуках и буквах.
Жили – были в одной волшебной стране Звуки. Никто их не видел, так как были они невидимки.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голос им подпевали Я (йа), Ё (йо), Ю (йу), Е (йэ).
Остальные тоже были добрыми, хорошими, но петь они не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗЙКЛМНПРСТФХЦЧШЩ.
Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он решил поближе познакомиться с её жителями. Когда, он узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником, и причём добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по «волшебному костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик».
Вопрос: Что вы знаете про букву? (Букву можно увидеть, нарисовать, написать.)
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Уметь определять их количество в слове. В стране Звуков и Букв каждый звук имеет свой «костюмчики», а каждая буква свою непохожую на других «одежду».
Сегодня мы будем вспоминать всё о звуках и буквах, называть мягкие и твёрдые, глухие и звонкие согласные звуки, по звукам определять буквы, и, наоборот, всматриваясь в буквы – звук. Всё это очень важно для грамотного письма.
- Фонетическая загадка. «Одень слово». Работа в группах.
Перед нами слово в «звуковом костюмчике». Выберите для каждого слова «буквенную «одежду». Докажите свой выбор.
Кит (к’ит), репка (р’эпка), мышка (мышка), котик (кот’ик)
Ответ: Кит (к’ит). В слове три звука. Согласный мягкий и глухой (к’). Обозначается это звук буквой к. Второй (и) ударная гласная, обозначается буквой и. Третий (т) согласный, твёрдый и глухой, обозначается буквой т.
Составьте предложение со слово, которое вы «одели». Запишите его в тетрадь.
6. Фонетическое упражнение.
Запиши буквами.
(луга), ( п’атка), (м’эл), (з'орна).
Проверка: Луга, пятка, мел, зёрна.
Дополнительное задание.
Назовите (мальчикам) двухсложные слова, (девочкам) – односложные.
7.Физкультминутка.
Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .
- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах : азбука, крот, удочка, карандаш.
8. Работа в парах.
Запишите каждое слово сначала буквами, а потом звуками.
Дети пишут на доске и в тетрадях слова под диктовку.
Моют (мой’ут)
Еду ( й’эду)
Лью (л’й’у)
Какой звук встречается во всех этих словах? Звук (Й).
Какими буквами он обозначен?( буквами, й, е, ю.)
Учитель показывает схемы (йо), (йу), (йа), (йэ) и таблички с буквами, которые обозначаются эти звуки в разных положениях слова: я, ю, е, ё.
- А что вы вспомнили про буквы у, ё, ю, я?(буквы е,ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных а, о, и, у, э и после мягкого и твёрдого разделительного знаков.
9. Работа с лентой букв.
Посмотрите на плакат. Вы узнали «ленту букв»?
а | о | у | ы | э | м | н | л | р | й | б | в | г | д | ж | з | ||||||
я | ё | ю | и | е | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ | ь | ъ |
Она из букваря.
Сколько звуков обозначают гласные: а, и, о, у, ы, э? (один ((а), (и), (о,) (ы),(э)).
Сколько звуков обозначают буквы : я, ё, ю, я?( (йа(, (йо), (йу), (йа).
Согласные буквы, которые могут обозначать либо твёрдые, либо мягкие звуки. ( (б), (в), (г), (д), (з), (л), (м), (н), (р), (п), (ф), (к), (с), (х).
Твёрдый согласный звук. (ж), (ш), (ц).
Мягкий согласный звук. ((й), (ч), (щ).
А вот Ъ Ь звук никогда звуков не обозначают.
Работа устно, фронтальная.
Дано слово школьник. Сколько слогов в этом слове? (Два).
Назовите первый слог ( школь)
Второй (ник)
Какой из них ударный (школь)
Сколько в слове букв (восемь)
Звуков (семь)
Почему звуков меньше, чем букв (мягкий знак звука не даёт)
Назовите гласные звуки.
(ш), (к), (л’), (н’), (к).
10.Рефлексия.
Мы сегодня много говорили о буквах и звуках, исследовали звуковые «костюмчики», наряжали гласные и согласные звуки в свои «одежды». А напоследок предлагаю вам ещё одну задачку. Попробуйте прочитать, что написано на плакате.
язнаюбуквыизвукизвукияслышубуквыявижуипишу |
- Как можно записать этот текст, чтоб его можно было бы легко прочитать? Сделайте это правильно.
Прочитайте, что написано в таблице.
Звуки и буквы в русском языке Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим. Буквами мы передаём звуки при письме |
11. Домашнее задание.
Карточка 1.
- Запиши буквами: (шы’на), (рощ’а), (ч’айка), (кл’уква), (ул’итка), (зор’ка).
- Составь и запиши предложение с одним из этих слов.
Карточка 2.
1. Запиши буквами: (рука), (р’эка), (кал’итка), (сол’), (дын’а).
2. Составь предложение со вторым словом и запишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Повторение пройденных звуков и букв"
- развить мотивацию к учению, умению писать пройденные буквы, составлять слоги из букв магнитной азбуки;- коррекция внимания, развитие мелкой моторики и мышления,- способствовать воспитанию аккуратнос...
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Работа над ошибками. Обобщение изученного материала"
Работа над ошибками проводится после диктанта по теме " Правописание парных зваонких и глухих согласных на конце слова"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс
Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Обучение грамоте.Звук [a]. Буква Аa" (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по русскому языку "Обучение грамоте.Звук [a]. Буква Аa" 1 класс...