Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Звуки и буквы. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ковалева Жанна Борисовна

Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью гласных букв; обобщить знания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Автор Ковалева Ж.Б.

Тема урока: Звуки и буквы. Обобщение.

Цель урока. Совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью гласных букв; обобщить знания учащихся.

Задачи урока:

- актуализировать знания о звуках и буквах;

- развивать умения различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, проводить фонетический разбор слова;

- закреплять знания о буках и звуках, умения делить слова на слоги.

- формировать умения работать в парах и малых группах, оценивать свои результаты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел урок веселый.

Мы начать урок готовы.

Учитель: Отгадайте загадки.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.(Звук.)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят. (Буквы.)

Да, ребята сегодня мы вспомним, что собой представляют буквы и звуки, но сначала

2. Орфографическая минутка.

Вставить пропущенные буквы.

Ч...сы

Пиро... (к/г)

Щ... ка (е/и)

3.  Чистописание.

ны но ни на нэ ну ня не нё ню

На поляне растут дубы.

-Подчеркните в предложении грамматическую основу.

4. Постановка учебной задачи

Ребята посмотрите на доске выставлены полоски со слогами: жик, зина, тик, мушка.

Рыдают буквы в каждой строчке:

- От наших слов – одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

Й, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте.

(коржик, корзина, кортик, кормушка)

Ученики выясняют лексическое значение слов кортик и коржик.

Учитель:

    А теперь послушайте грамматическую сказку о звуках и буквах.

    Жили – были в одной волшебной стране Звуки. Никто их не видел, так как были они невидимки.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голос им подпевали Я (йа), Ё (йо), Ю (йу), Е (йэ).  

     Остальные тоже были добрыми, хорошими, но петь они не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗЙКЛМНПРСТФХЦЧШЩ.

     Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

     И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он решил поближе познакомиться с её жителями. Когда, он узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником, и причём добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по «волшебному костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

      Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик».

Вопрос: Что вы знаете про букву? (Букву можно увидеть, нарисовать, написать.)

      Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Уметь определять их количество в слове. В стране Звуков и Букв каждый звук имеет свой «костюмчики», а каждая буква свою непохожую на других «одежду».

Сегодня мы будем вспоминать всё о звуках и буквах, называть мягкие и твёрдые, глухие и звонкие согласные звуки, по звукам определять буквы, и, наоборот, всматриваясь в буквы – звук. Всё это очень важно для грамотного письма.

  1. Фонетическая загадка. «Одень слово». Работа в группах.

      Перед нами слово в «звуковом костюмчике». Выберите для каждого слова «буквенную «одежду». Докажите свой выбор.

Кит (к’ит), репка (р’эпка), мышка (мышка), котик (кот’ик)

Ответ: Кит (к’ит). В слове три звука. Согласный мягкий и глухой (к’). Обозначается это звук буквой к. Второй (и) ударная гласная, обозначается буквой и. Третий (т) согласный, твёрдый и глухой, обозначается буквой т. 

Составьте предложение со слово, которое вы «одели». Запишите его в тетрадь.

6. Фонетическое упражнение.

Запиши буквами.

(луга), ( п’атка), (м’эл), (з'орна).

Проверка: Луга, пятка, мел, зёрна.

Дополнительное задание.

Назовите (мальчикам) двухсложные слова, (девочкам) – односложные.

7.Физкультминутка.

Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .

- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах : азбука, крот, удочка, карандаш.

8. Работа в парах.

Запишите каждое слово сначала буквами, а потом звуками.

Дети пишут на доске и в тетрадях слова под диктовку.

Моют (мой’ут)

Еду ( й’эду)

 Лью (л’й’у)

Какой звук встречается во всех этих словах? Звук (Й).

Какими буквами он обозначен?( буквами, й, е, ю.)

Учитель показывает схемы (йо), (йу), (йа), (йэ) и таблички с буквами, которые обозначаются эти звуки в разных положениях слова: я, ю, е, ё.

- А что вы вспомнили про буквы у, ё, ю, я?(буквы е,ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных а, о, и, у, э и после мягкого и твёрдого разделительного знаков.

9. Работа с лентой букв.

Посмотрите на плакат. Вы узнали «ленту букв»?

а

о

у

ы

э

м

н

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь

ъ

Она из букваря.

Сколько звуков обозначают гласные: а, и, о, у, ы, э? (один ((а), (и), (о,) (ы),(э)).

Сколько звуков обозначают буквы : я, ё, ю, я?( (йа(, (йо), (йу), (йа).

Согласные буквы, которые могут обозначать либо твёрдые, либо мягкие звуки. ( (б), (в), (г), (д), (з), (л), (м), (н), (р), (п), (ф), (к), (с), (х).

Твёрдый согласный звук. (ж), (ш), (ц).

Мягкий согласный звук. ((й), (ч), (щ).

 А вот Ъ Ь звук никогда звуков не обозначают.

 Работа устно, фронтальная.

Дано слово школьник. Сколько слогов в этом слове? (Два).

Назовите первый слог ( школь)

Второй (ник)

Какой из них ударный (школь)

Сколько в слове букв (восемь)

Звуков (семь)

Почему звуков меньше, чем букв (мягкий знак звука не даёт)

Назовите гласные звуки.

(ш), (к), (л’), (н’), (к).

10.Рефлексия.

Мы сегодня много говорили о буквах и звуках, исследовали звуковые «костюмчики», наряжали гласные и согласные звуки в свои «одежды». А напоследок предлагаю вам ещё одну задачку. Попробуйте прочитать, что написано на плакате.

                                 

                        язнаюбуквыизвукизвукияслышубуквыявижуипишу

- Как можно записать этот текст, чтоб его можно было бы легко прочитать? Сделайте это правильно.

Прочитайте, что написано в таблице.

                     Звуки и буквы в русском языке

                    Звуки мы слышим и произносим.

                    Буквы мы пишем и видим.

                    Буквами мы передаём звуки при письме

11. Домашнее задание.  

                                                              Карточка 1.

  1. Запиши буквами: (шы’на), (рощ’а), (ч’айка), (кл’уква), (ул’итка), (зор’ка).
  2. Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

                                                   Карточка 2.

      1. Запиши буквами: (рука), (р’эка), (кал’итка), (сол’), (дын’а).

      2. Составь предложение со вторым словом и запишите его.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Повторение пройденных звуков и букв"

- развить мотивацию к учению, умению писать пройденные буквы, составлять слоги из букв магнитной азбуки;- коррекция внимания, развитие мелкой моторики и мышления,- способствовать воспитанию аккуратнос...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Звуки и буквы. Гласные звуки"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Работа над ошибками. Обобщение изученного материала"

Работа над ошибками проводится после диктанта по теме " Правописание парных зваонких и глухих согласных на конце слова"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Как отличить звуки и буквы" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Обучение грамоте.Звук [a]. Буква Аa" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Обучение грамоте.Звук [a]. Буква Аa" 1 класс...