Конспект урока по русскому языку "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс)

Полканова Олеся Павловна

Конспект урока по русскому языку "Число имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imen_sushchestvitelnyh_3_kl.docx19.81 КБ
Файл chislo_im_sushch_3_kl.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

«Число имен существительных»

3 класс

Учитель начальных классов – Полканова О.П.

Цель: Формировать умения определять число имен существительных, изменять их по числам

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), проектор, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.


Число имен существительных

Цель: формировать умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

Задачи: закрепить умение распознавать имена существительные среди других частей речи; продолжать учить определять число имён существительных и изменять имена существительные по числам; находить существительные, которые могут употребляться только в единственном или только во множественном числе.

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности.

 - Прочитайте слова, которые вы видите на экране (реки, река, мост, мосты, лес, леса)

- К какой части речи они относятся? (существительные)

- На какие группы их можно разбить (единственное и множественное число)

- Назовите слова в 1-й группе (река, мост, лес)

- Назовите слова во 2-й группе (реки, мосты, леса)

- В каком числе стоят существительные 1-й группы (в единственном)

- Во 2-й группе? (во множественном)

 - Сформулируйте тему урока (Число имен существительных)

  1. Работа по теме урока

- Прочитайте слова, которые вы видите на экране (след, девочка, город, свекла)

- В каком числе стоят существительные? (в единственном)

- Измените единственное число на множественное и запишите слова парами.

- Какие трудности возникли? (не получается изменить число у слова «свекла»)

- Как вы думаете, существительное «свекла» употребляется во множественном числе? (нет)

- Выделите в словах окончания (проверка выполнения)

- Прочитайте слова с экрана.

- В каком числе употреблены эти существительные? (во множественном)

- Измените множественное число на единственное и запишите существительные парами.

- Какие трудности возникли? (слово «брюки» не удается изменить)

- Как вы считаете, слово «Брюки» можно изменить так, чтобы изменилось число? (нет)

- Выделите в словах окончание (выполнение и проверка)

- Ребята, посмотрите внимательно на все пары слов и сделайте вывод:

- Все ли существительные могут изменяться по числам? (нет, есть такие, которые употребляются только в единственном или во множественном числе).

- А что происходит с окончанием существительного при изменении числа? (оно тоже меняется)

 - Молодцы, ребята! А Сейчас мы подготовим глазки к следующему письменному упражнению.

  1. Физминутка (упражнения для мышц глаз)
  2. Продолжение работы по теме урока.

- Откройте учебник на с.21, упражнение 29.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? ( Записать предложения. При этом изменить число имен существительных.)

- Что еще нужно выполнить? (выделить в словах окончания, распространить одно из предложений второстепенными членами и подчеркнуть в нем грамматическую основу)

- Очень хорошо, приступаем  к выполнению (самостоятельное выполнение и проверка).

 

  1. Развитие речи. Работа с пословицами.

 - Посмотрите на экран. Соберите пословицу.

- Какая пословица получилась? (Жизнь дана на добрые дела)

- Что эта пословица означает? (ответы детей, рассуждения)

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Найдите существительные и определите число (выполнение и проверка).

 

- Соберите 2-ю пословицу (Муравей не велик, а горы копает?)

- Как вы думаете, что означает эта пословица? (рассуждения детей)

- Молодцы, ребята!

- Запишите пословицу в тетрадь.

 - Найдите существительный и определите их число (выполнение и проверка)

  1. Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала.

- Прочитайте отрывок из стихотворения «Тараканище» К.И.Чуковского.

- Выпишите существительные в две группы: в 1-ю группу – существительные единственного числа, во 2-ю группу  - множественного числа (самостоятельное выполнение и проверка)

  1. Рефлексия.

- Ребята, чем отличаются имена существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе (единственное – обозначает один предмет, множественное  - два и более предметов)

- Что изменяется у существительных при изменении числа? (окончание)

 - Все ли существительные могут изменяться по числам (нет, есть неизменяемые)

 - Молодцы!

  1. Подведение итогов урока.

- Какие задания вызвали затруднения? (ответы детей)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы этих затруднений не было? (ответы детей)

  1. Домашнее задание.

 - Ваше домашнее задание: с.23 упр.37.

- Прочитайте задание.

- Что требуется выполнить в упражнении? (записать слова по образцу: сначала проверочное слово во множественном числе, затем – проверяемое слово в единственном числе, выделить орфограммы)

- Молодцы, ребята. Урок окончен. Можете готовиться к следующему уроку и отдыхать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г.Мытищи Полканова Олеся Павловна ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 2

Единственное число (один предмет) Множественное число (несколько предметов)

Слайд 4

Реки, река, мост, мосты, лес, леса. Река, мост, лес. Реки, мосты, леса. Единственное число Множественное число

Слайд 5

Составь пары слов: ед.ч . – мн.ч . с лед – девочка – г ород – с вёкла - Составь пары слов: мн.ч . – ед.ч . я блоки – м ашины – к арандаши - б рюки - с леды девочки города яблоко м ашина карандаш

Слайд 6

Жизнь дана на добрые дела. на добрые, дана, жизнь, дела копает, муравей, а горы, невелик Муравей невелик, а горы копает. е д.ч . мн.ч . е д.ч . м н.ч .

Слайд 7

Ехали медведи Н а велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле. Ед.ч . – Мн.ч . -

Слайд 8

Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Род имен существительных".

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока "Понятие о несклоняемых именах существительных"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...