Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кочевая Ольга Владимировна

Конспект урока русский язык 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mestoimeniya_4_klass.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

4-А

Номер урока

Тема урока

Урок № 118

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица 

Учебник, с. 54–55.

Цель урока:  создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; способствовать развитию навыка изменения местоимения 3-го лица по родам; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов

Планируемые предметные результаты: познакомятся с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научатся изменять местоимение 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять пропущенные местоимения в текст

Метапредметные УУД: 

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

Личностные результаты: осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, информационно-коммуникативная технологии, исследовательские методы в обучении, технология активных методов обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, индивидуальные карточки, таблица «Местоимение»

Ход урока

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

УУД 

1.Организационный этап. 

Вот звонок нам дал сигнал: 

Русский наш язык настал.

Время нам нельзя терять,

Начинаем рассуждать.

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть новые тайны русского языка

А какое открытие сделает каждый из вас - вы поделитесь в конце урока.

Психологический настрой детей на урок. Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. 

 

 

 

 

 

   

 

Личностные УУД

(создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность, проявлять доброжелательность)

2.Актуализация знаний. 

  

 

Проверка д.з. 

  

  

  

  

  

Чистописание

- Дети, скажите, какое упражнение вам необходимо было выполнить дома? (упражнение 111)

-
Скажите на кого или на что указывают личные местоимения в первом предложении?

- Когда в разговорной речи вы используете местоимение «ты», а когда – «вы»?

-Какой частью речи выражено подлежащее в последнем предложении?

  Письмо буквы м

 - Что вы можете сказать об этой букве?

-Какие слоги прямые, какие обратные?

-Какие слоги являются словами? Как называются эти слова? (местоимения)

Что такое местоимение?

Для чего существуют местоимения в речи? 

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово.

Семья, любимый, тыква, выбор,  телефон, ворона, кони.

Найдите в словах местоимения и выпишите их.

Как называются эти местоимения? (личные)

Какого личного местоимения не хватает? оно

   

 

В первом предложении местоимение указывает на нас, читателей. Это местоимение «вы».

обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять личное местоимение «вы», а общаясь со знакомым вам человеком, одноклассником – «ты»

местоимением

Письмо слогов му, ме, мо, им, ям, мы

Познавательные УУД (ориентировка в своей системе знаний)

 

 

 

 

Коммуникативные УУД (оформление своей мысли в устной речи ,совместно договариваются о правилах работы в паре, учатся выполнять роли)

3. Постановка учебной задачи. 

-Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет?

- Назовите основные грамматические признаки имен существительных. А есть ли они у местоимений?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с личными местоимениями.

- Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать.

- Давайте составим план наших действий.

Мы должны

Исследовать….

Научиться: -узнавать…

-определять…

Потренироваться ….

 

 

 

 

основные грамм. признаки местоимений

местоимения в предложении, тексте

определять грамматические признаки местоимений.

Личностные УУД

 

(проявлять интерес к новому, ориентация на понимание оценок учителя, сверстников.)

4.Открытие нового знания. 

 

 Работа в группе

Исследование

Так какую часть речи мы сегодня будем исследовать?

 Как вы понимаете значение слова « личное»?

 - посмотрите на местоимения и скажите

-На какие две группы можно разбить личные местоимения?

- Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.

Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.

Мн. ч.: Мы, вы, они.

 

личные местоимения

Личное - значит принадлежащее лично кому-то

Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число 

 

Регулятивные УУД (формулируют тему урока и цели, планируют решение учебной задачи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Знакомство с категорией лица местоимений.

 

В русском языке местоимения бывают 1, 2, 3 лица.

- Сейчас мы с вами узнаем, какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицам.

– Назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих. Это местоимения 1-го лица.

– Какие местоимения указывают на собеседника (собеседников)? Это местоимения 2-го лица.

– Назовите местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи. Это местоимения 3-го лица.

Какие грамматические признаки имеют местоимения?

- Давайте сверим свои версии в учебнике таблица на стр. 54. 

 

 

 

Я, мы 

 

  Ты, вы

 

 Он, она, оно, они

   

Лицо  

 

 

 

 

       

 

 

   

   

 

 

   

 Познавательные УУД

Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.

6.

Первичное закрепление. 

Работа с учебником.

Физминутка «Различи на слух»

Упражнение в определении грамматических признаков местоимений.

Сейчас мы выполним упражнение 113. 

Проверка,

упражнение 114

Назовите местоимения по их грамматическим признакам!

Запишите предложения, вставляя местоимения. По вариантам

  1. вариант -1,2 предложение,
  2.  вариант – 3,4 предложение.

Я буду называть слова, а вы, если услышите местоимения – поворачиваетесь на право, если другая часть речи -  на лево.

 

    1 у доски

 Вы – 2л., мн.ч., мы – 1л., мн.ч.,

Ты  – 2л., ед.ч.

Ты, вы

Мы, она

груша, она, он, Женя, оно, сказка, мы

   Личностные УУД

Оценивают и редактируют результаты своей работы.

  

Регулятивные УУД

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают качество и уровень усвоения материала;

7.Наблюдение над изменением местоимений 3-го лица по родам и числам. 

– Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о чём идёт речь.

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей.  Солнце 

А стемнеет – он придёт:

Тоненький,

Смущённый, –

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной. Месяц 

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна. Луна 

Кто же он, оно, она?

– Какое местоимение соответствует каждому из этих существительных?

 

По какому основному признаку отличаются имена существительные солнце, месяц, луна? 

 

  – Какой вывод можно сделать о местоимениях 3-го лица?

 

– Это касается и местоимения они? Почему?

 

– Прочитаем правило об этом на с. 54. 

- Правильный вывод вы сделали?

 

 

Слушают, думают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце-оно, месяц-он, луна-она

 

 

По роду

 

Изменяются по родам, как существительные.

 

Нет. Оно не имеет рода, так  как  соответствует существительному  во  множественном числе.     

 

 

 Познавательные УУД

Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.

 

  

Личностные УУД

Оценивают и редактируют результаты своей работы.

 

8.Работа с учебником. 

Физминутка

Списать предложения. Заменить имена  существительные местоимениями 3-го лица. Определить род местоимений (упр. 116, с. 55).

По рядам сам-но

  Проверка, по 2 представителя из каждого ряда

А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения ед. и мн. числа

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь  

Раз, два, три 

Мы идём и мы поём 

Раз, два, три 

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три 

 

Познавательные УУД

Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.

  

Регулятивные УУД

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают качество и уровень усвоения материала;

9. Самостоятельная работа. 

Вставить местоимение. Определить лицо и число у местоимений. 

Вставьте в  предложения  пропущенные личные местоимения.  Записать в тетрадь любых 2 предложения.

1 вариант

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

2 вариант

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Взаимопроверка

Нет ошибок - 5

1 ошибка – 4

2, 3 ошибки - 3

Более 3 ошибок – ребята вам надо повторить материал еще раз дома.

 

Мы – 1л, мн.ч.,   он – 3л., ед.ч.,

Вы – 2л., мн.ч., они – 3л., мн.ч.,

Ты – 2л., ед.ч., я – 1л., ед.ч.

Я – 1л., ед.ч., ты – 2л., ед.ч.,

Он – 3л., ед.ч., мы – 1л., мн.ч.,

Вы - 2л., мн.ч., они – 3л., мн.ч.

Познавательные УУД

обобщать, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделенных существенных признаков.     

                                Коммуникативные УУД

 умение слушать и слышать других людей, высказывать свою точку зрения.

10.Рефлексия.

Итог деятельности. 

  

  

  

  

Домашняя работа 

  

Ребята, так какое открытия вы сегодня сделали? 

Какую часть речи мы узнали сегодня?

Как изменяется местоимения?

– Ответьте на вопросы:

•  Что на уроке было для меня самым полезным?

•  Что на уроке было для меня самым интересным?

•  Что на уроке было трудным?

– Как называются местоимения, с которыми мы
сегодня работали?
(Личные.)

– Назовите личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Назовите местоимения единственного числа.

Назовите местоимения множественного числа.

– У каких местоимений можно определить род?
Благодарю всех за активную работу. До свидания!

Табл.с.54, упр.114

 

 

Мы узнали о личных местоимениях.

Изменяются по числам и в 3 лице ед.ч по родам.

 

Ед.ч.  Мн.ч.

    я       мы

   ты      вы

   он      они

  она  

  оно

1 л.

2 л.

3 л.

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

…  нарисую ёлочку.  А     …    что будешь рисовать?  Когда    …     приедет? Завтра     …    пойдём на речку.  Кого    …    ждёте? Почему     …    улетают?

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

…  нарисую ёлочку.  А     …    что будешь рисовать?  Когда    …     приедет? Завтра     …    пойдём на речку.  Кого    …    ждёте? Почему     …    улетают?

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

…  нарисую ёлочку.  А     …    что будешь рисовать?  Когда    …     приедет? Завтра     …    пойдём на речку.  Кого    …    ждёте? Почему     …    улетают?

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

…  нарисую ёлочку.  А     …    что будешь рисовать?  Когда    …     приедет? Завтра     …    пойдём на речку.  Кого    …    ждёте? Почему     …    улетают?

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

…  нарисую ёлочку.  А     …    что будешь рисовать?  Когда    …     приедет? Завтра     …    пойдём на речку.  Кого    …    ждёте? Почему     …    улетают?

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

Вечером   …   читаем сказки.  Что   …   вырезает из бумаги? А   …   умеете так вырезать? Какую задачу      …    решают?  Куда      …   идёшь?  Завтра    …   пойду в библиотеку.

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

Вечером   …   читаем сказки.  Что   …   вырезает из бумаги? А   …   умеете так вырезать? Какую задачу      …    решают?  Куда      …   идёшь?  Завтра    …   пойду в библиотеку.

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

Вечером   …   читаем сказки.  Что   …   вырезает из бумаги? А   …   умеете так вырезать? Какую задачу      …    решают?  Куда      …   идёшь?  Завтра    …   пойду в библиотеку.

Вставь в  предложения  пропущенные личные местоимения. 

Определи лицо и число местоимений. 

Вечером   …   читаем сказки.  Что   …   вырезает из бумаги? А   …   умеете так вырезать? Какую задачу      …    решают?  Куда      …   идёшь?  Завтра    …   пойду в библиотеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...