Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русский язык 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnye_mestoimeniya_4_klass.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 4-А |
Номер урока Тема урока | Урок № 118 Личные местоимения 1, 2, 3-го лица Учебник, с. 54–55. |
Цель урока: создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; способствовать развитию навыка изменения местоимения 3-го лица по родам; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов
Планируемые предметные результаты: познакомятся с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научатся изменять местоимение 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять пропущенные местоимения в текст
Метапредметные УУД:
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.
Личностные результаты: осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Технологии: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, информационно-коммуникативная технологии, исследовательские методы в обучении, технология активных методов обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, индивидуальные карточки, таблица «Местоимение»
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный этап. | Вот звонок нам дал сигнал: Русский наш язык настал. Время нам нельзя терять, Начинаем рассуждать. - Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть новые тайны русского языка А какое открытие сделает каждый из вас - вы поделитесь в конце урока. | Психологический настрой детей на урок. Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
| Личностные УУД (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность, проявлять доброжелательность) |
2.Актуализация знаний.
Проверка д.з.
Чистописание | - Дети, скажите, какое упражнение вам необходимо было выполнить дома? (упражнение 111) -Какой частью речи выражено подлежащее в последнем предложении? Письмо буквы м - Что вы можете сказать об этой букве? -Какие слоги прямые, какие обратные? -Какие слоги являются словами? Как называются эти слова? (местоимения) Что такое местоимение? Для чего существуют местоимения в речи? Прочитайте слова. Исключите лишнее слово. Семья, любимый, тыква, выбор, телефон, ворона, кони. Найдите в словах местоимения и выпишите их. Как называются эти местоимения? (личные) Какого личного местоимения не хватает? оно
|
В первом предложении местоимение указывает на нас, читателей. Это местоимение «вы». обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять личное местоимение «вы», а общаясь со знакомым вам человеком, одноклассником – «ты» местоимением Письмо слогов му, ме, мо, им, ям, мы | Познавательные УУД (ориентировка в своей системе знаний)
Коммуникативные УУД (оформление своей мысли в устной речи ,совместно договариваются о правилах работы в паре, учатся выполнять роли) |
3. Постановка учебной задачи. | -Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет? - Назовите основные грамматические признаки имен существительных. А есть ли они у местоимений? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с личными местоимениями. - Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать. - Давайте составим план наших действий. Мы должны Исследовать…. Научиться: -узнавать… -определять… Потренироваться ….
|
основные грамм. признаки местоимений местоимения в предложении, тексте определять грамматические признаки местоимений. | Личностные УУД
(проявлять интерес к новому, ориентация на понимание оценок учителя, сверстников.) |
4.Открытие нового знания.
Работа в группе | Исследование Так какую часть речи мы сегодня будем исследовать? Как вы понимаете значение слова « личное»? - посмотрите на местоимения и скажите -На какие две группы можно разбить личные местоимения? - Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа. Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно. Мн. ч.: Мы, вы, они. |
личные местоимения Личное - значит принадлежащее лично кому-то Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число
| Регулятивные УУД (формулируют тему урока и цели, планируют решение учебной задачи)
|
5. Знакомство с категорией лица местоимений.
| В русском языке местоимения бывают 1, 2, 3 лица. - Сейчас мы с вами узнаем, какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицам. – Назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих. Это местоимения 1-го лица. – Какие местоимения указывают на собеседника (собеседников)? Это местоимения 2-го лица. – Назовите местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи. Это местоимения 3-го лица. Какие грамматические признаки имеют местоимения? - Давайте сверим свои версии в учебнике таблица на стр. 54.
|
Я, мы
Ты, вы
Он, она, оно, они
Лицо
|
Познавательные УУД Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы. |
6. Первичное закрепление. Работа с учебником. Физминутка «Различи на слух» | Упражнение в определении грамматических признаков местоимений. Сейчас мы выполним упражнение 113. Проверка, упражнение 114 Назовите местоимения по их грамматическим признакам! Запишите предложения, вставляя местоимения. По вариантам
Я буду называть слова, а вы, если услышите местоимения – поворачиваетесь на право, если другая часть речи - на лево. |
1 у доски Вы – 2л., мн.ч., мы – 1л., мн.ч., Ты – 2л., ед.ч. Ты, вы Мы, она груша, она, он, Женя, оно, сказка, мы | Личностные УУД Оценивают и редактируют результаты своей работы.
Регулятивные УУД планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают качество и уровень усвоения материала; |
7.Наблюдение над изменением местоимений 3-го лица по родам и числам. | – Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о чём идёт речь. Утром – Так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар-птицей. Солнце А стемнеет – он придёт: Тоненький, Смущённый, – Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Месяц Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна. Луна Кто же он, оно, она? – Какое местоимение соответствует каждому из этих существительных?
По какому основному признаку отличаются имена существительные солнце, месяц, луна?
– Какой вывод можно сделать о местоимениях 3-го лица?
– Это касается и местоимения они? Почему?
– Прочитаем правило об этом на с. 54. - Правильный вывод вы сделали?
|
Слушают, думают.
Солнце-оно, месяц-он, луна-она
По роду
Изменяются по родам, как существительные.
Нет. Оно не имеет рода, так как соответствует существительному во множественном числе.
|
Познавательные УУД Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.
Личностные УУД Оценивают и редактируют результаты своей работы.
|
8.Работа с учебником. Физминутка | Списать предложения. Заменить имена существительные местоимениями 3-го лица. Определить род местоимений (упр. 116, с. 55). По рядам сам-но Проверка, по 2 представителя из каждого ряда А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения ед. и мн. числа Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь Раз, два, три Мы идём и мы поём Раз, два, три Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три |
| Познавательные УУД Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.
Регулятивные УУД планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают качество и уровень усвоения материала; |
9. Самостоятельная работа. | Вставить местоимение. Определить лицо и число у местоимений. Вставьте в предложения пропущенные личные местоимения. Записать в тетрадь любых 2 предложения. 1 вариант Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 2 вариант … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? Взаимопроверка Нет ошибок - 5 1 ошибка – 4 2, 3 ошибки - 3 Более 3 ошибок – ребята вам надо повторить материал еще раз дома. |
Мы – 1л, мн.ч., он – 3л., ед.ч., Вы – 2л., мн.ч., они – 3л., мн.ч., Ты – 2л., ед.ч., я – 1л., ед.ч. Я – 1л., ед.ч., ты – 2л., ед.ч., Он – 3л., ед.ч., мы – 1л., мн.ч., Вы - 2л., мн.ч., они – 3л., мн.ч. | Познавательные УУД обобщать, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделенных существенных признаков. Коммуникативные УУД умение слушать и слышать других людей, высказывать свою точку зрения. |
10.Рефлексия. Итог деятельности.
Домашняя работа
| Ребята, так какое открытия вы сегодня сделали? Какую часть речи мы узнали сегодня? Как изменяется местоимения? – Ответьте на вопросы: • Что на уроке было для меня самым полезным? • Что на уроке было для меня самым интересным? • Что на уроке было трудным? – Как называются местоимения, с которыми мы – Назовите личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. – Назовите местоимения единственного числа. – Назовите местоимения множественного числа. – У каких местоимений можно определить род? Табл.с.54, упр.114 |
Мы узнали о личных местоимениях. Изменяются по числам и в 3 лице ед.ч по родам.
|
Ед.ч. Мн.ч.
я мы
ты вы
он они
она
оно
1 л.
2 л.
3 л.
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Вставь в предложения пропущенные личные местоимения.
Определи лицо и число местоимений.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...