2 | Актуализация знаний Цель: Повторение пройденного материала
- Когда так говорят? Пл...хой друг в деле не п…мощник. На св…ей улочке и курочка хр…бра.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа
- Задание: запомните как можно больше слов.
Ёлочка и белочка, Кочка, точка, стрелочка, Бочка, почка, спичка, Речка, ручка, птичка. Срочный, уличный, ночной, Точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, Как писать ЧН, ЧК. Запишите слова по памяти в тетрадь. -Какова же тема нашего урока? 3. Постановка проблемы. Открытие нового: -Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие) - Что вы знаете о звуках ч, щ? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)
- Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
- Тогда, какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
- А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?
4. Проектирование и фиксация нового знания. Задание: прочитайте, значение слов Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный. -Какие новые сочетания с шипящими звуками вы увидели? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму? Правило, стр. учебника 5 (читаем хором) Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Помощник, что, чтобы, конечно, нарочно. - Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно, не нарочно Вазу мамину разбил. И уж вовсе, не нарочно На ковёр кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь-то я послушный!
Первичное закрепление нового теоретического учебного материала. * Работа по карточкам в парах Вставьте, где нужно буквосочетание ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ №1 СказоЧНый, тоЧНый, веЧНый, скуЧНый, кирпиЧНый, солнеЧНый, сердеЧНый. НоЧКа, пеЧКа, синиЧКа, птиЧКа, колюЧКа, спиЧКа, рукавиЧКа, лисиЧКа, тоЧКа, доЧКа, коЧКа, книжеЧКа. №2 МолоЧКо, лодоЧКа, девоЧКа, булоЧКа, бабоЧКка, ластоЧКа, козоЧКа, ёлоЧКа, нитоЧКа. СоЧНый, улиЧНый, пеЧНой, удаЧНый, встреЧНый, отлиЧНый, ноЧНой, звуЧНый, игрушеЧНый, реЧНой. - Какие вы вставили сочетания? Проверка.
|
Записыват по памяти слова с сочетанием ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ
Обосновывают написание слов
Находят в собственной работе орфографические ошибки
|
Учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ.
Обосновывать написание слов с этой орфограмой; Различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется ь знак
Научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ.
Научатся находить в собственной работе орфографические ошибки
|
Воспри нимать учебное задание, выбирать последо ватель ность действий, оценивать ход и результат выполне ния. Владеть монологи ческой и диалоги ческой формами речи.
Воспри нимать учебное задание, выбирать последо ватель ность действий, оценивать ход и результат выполне ния. Владеть монологи ческой и диалоги ческой формами речи.
|
|
Фронтальная
Работа в парах |
Слайд 1 (пословицы)
Слайд 2(стихотворение)
Тема, цель
учебник
Слайд 3 (лексическое значение слов) Слайд 4 (слова)
Карточки Слайд 5,6 (проверка) |
| Образуй новые слова.
молоко | чн | молочный | цветок |
| цветочный | сердце | сердечный | внук | чк | внучка | ночь |
| ночка | печь | печка | мощь | щн | мощный | овощ |
| овощной | птенец | нч | птенчик | телефон |
| телефончик |
Проверка. Тест 1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак. Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.
3. Узнай слово: колю......, жу...…, щё......
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие. Строка – Кошка – Дева –
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
| Контролирова этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания |
Учащие научатся сочетания ЧН,ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ.
Обосновывать написание слов с этой орфограммой.
Учащие научатся сочетания ЧН,ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ.
Обосновывать написание слов с этой орфограммой. |
Воспри нимать учебное задание, выбирать последо ватель ность действий
|
|
Фронтальная
индивидуальная |
Слайд 7 (таблица)
Тест |