Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: "Гласные звуки и буквы" .
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Гласные звуки и буквы».
Тема: Гласные звуки и буквы
Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание гласных в словах после мягких и твёрдых согласных.
2.Способствовать развитию кругозора детей, привитию интереса к детской литературе, познавательного интереса.
3.Воспитывать бережное отношение к книге, трудолюбие.
Познавательные УУД:
Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в таблице;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Урок изучения нового материала с использованием наглядного материала – презентации. Слайдовая презентация позволяет учащимся решать задачи практического характера, способствует повышению эффективности учебного процесса.
На уроке использованы инновационные технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология создания проблемной ситуации, элементы эвристической беседы, здоровье сберегающие технологии.
Возникающие в ходе урока проблемные ситуации успешно разрешаются в ходе фронтального обсуждения, самостоятельной работы, работы в парах и группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_po_predmetu_russkiy_yazyk_po_teme_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по программе «Школа России» 1 класс
Тема: Гласные звуки и буквы
Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание гласных в словах после мягких и твёрдых согласных.
2.Способствовать развитию кругозора детей, привитию интереса к детской литературе, познавательного интереса.
3.Воспитывать бережное отношение к книге, трудолюбие.
Познавательные УУД:
Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в таблице;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
-Проверь сейчас себя, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Актуализация знаний.
- С каким разделом закончили знакомиться?
- Чему учились, изучая раздел « Слово и слог. Ударение»?
Ответим на серию вопросов. ( на партах у учащихся лежат конверты с вопросами, выборочно; учащийся достаёт в карточку с вопросом, отвечает; если встречает затруднение, поднимает карточку «помощь класса»)
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- Продолжи высказывание. Слог может состоять:
- ……….
- ……….
- ……….
В каждом слоге обязательно есть …….. .
- Для чего надо знать правила переноса слов с одной строки на другую?
- Какие правила переноса слов ты знаешь?
- Что такое – ударение?
- Какой слог мы называем ударным, ………… безударным?
- Где и когда тебе пригодятся знания об ударении?
- Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы- звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
- О чём узнали из стихотворения?
- Как можем обозначить звуки на письме?
Переходим к изучению нового раздела. Как он называется? Откроем стр. 45 учебника, проверим свои предположения.
- Чему будем учиться, изучая раздел « Звуки и буквы»?
Обозначим тему и задачи урока. Посмотрев на стр.46 учебника.
Тема: Звуки и буквы
Учебная задача. Узнать, чем отличаются звуки от букв?
- Работа по теме урока.
- Беседа.
(Сообщение делают ученики- консультанты)
- Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи!. Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
- – Ребята, как вы думаете, умел ли древний человек писать? В древности человек для того чтобы написать какое -либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называют иероглифами.
- Работа в парах.
На партах у учащихся карточки с записаны стихотворением.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
Что заметили? Исправьте ошибки.
- Что мы произносим и слышим?
- Что мы записываем и видим?
3. Работа с учебником и рабочими тетрадями.
Запись даты.
Минутка чистописания.
-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/
- С каких букв начинаем писать слова «звуки», «буквы»? Пропишите по половине строки З з, Б б.
к з у в и и у б в к ы
- Какие слова составим? Запишите буквы в нужном порядке.
Стр. 46 упр. 2
Прочитайте. Какие слова в предложениях пропущены? Выберите их из слов для справок, запишите составленные предложения.
Звуки мы … и … .
Буквы мы …, …, … .
Физкультминутка
Физкультминутка с движениями.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)
Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются сидеть за партами.
-Глазкам нужно отдохнуть. /Ребята закрывают глаза/
-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/
-Глаза по кругу побегут. /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки/
- Много-много раз моргнут. /Частое моргание глазами./
-Глазкам стало хорошо.»
Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.
-Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./
Стр.46 упр.1
- Прочитайте стихотворение.
- Как вы думаете. Почему стихотворение имеет такое название? Когда так говорят7
- Какое значение имеет слово « словно»? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.)
- Назовите это слово. (хорошо)
- Найдите слово «пою». Одинаковое ли количество звуков и букв в этим слове? Обоснуйте свой ответ. ( 3 буквы 4 звука; буква «ю» стоит после гласной и обозначает 2 звука.)
- Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв.( «встаю», « ясным». «поём».)
- Чем отличаются звуки от букв?
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Взаимопроверка по выполнению.
Стр. 46 упр.3
- Прочитайте задание. Выполните его в парах.( выступление одной из пар, остальные учащиеся осуществляют самопроверку.)
Стр.47 упр.4
- Рассмотрите картинки.
- Составьте к каждому слову звуковую схему.
- Запишите слова буквами.
- Сравните звуковую схему и слово.
Количество звуков и букв одинаковое?
- Прочитайте на с.48 как обозначаются звуки.
- Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
( Выполнение в тетрадях и у доски, самопроверка)
Стр.48 упр.5
- Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? ( записано одно и тоже слово.)
- Чем они отличаются? ( слово обозначено по разному.)
- Выполните задание.
4. Словарная работа.
- Объясните значение слова «пальто».
Пальто – верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
- Прочитайте слово пальто с ударением.
- Сколько слогов в этом слове?
- На какой слог падает ударение?
- Найдите опасное место в этом слове.
- Составьте предложение с этим словом
- Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание. Запишите предложение.
Мальчик надел пальто.
Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают?
( наблюдение за употреблением слов « одеть» ( кого-то) и «надеть» ( на себя).)
- Подведение итогов урока.
( Работа в группах. Учащиеся составляют кластер, используя опорные слова)
звуки буквы
гласные согласные
ударные безударные звонкие глухие
твёрдые мягкие твёрдые мягкие
Выберите истинное высказывание.
1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
2. Звук можно услышать и произнести.
Букву можно услышать и произнести.
3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
5. Гласный звук образует слог.
Согласный звук образует слог.
6. Ударный слог в слове произносится слабее других.
Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7. Буквами обозначаются на письме звуки.
Звуками обозначаются на письме буквы.
- Рефлексия учебной деятельности.
-Какова была тема урока? Что изучали, обобщали?
-Кто из вас достиг поставленных целей и запомнил все тайны звуков и букв?
-Продолжите высказывания:
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению в 1 классе «Звук [и], буквы И,и»
Цели урока: познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в ...
Конспект урока по чтению в 1 классе «Звук [и], буквы И,и»
Цели урока: познакомить учащихся с условными обозначениями звука [и] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках;учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в ...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; 2. Сов...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения на тему: «Гласные буквы Я я»
Конспект урока литературного чтения...