конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных; способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имя существительное | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе
«Школа России»
Тема: Понятие об имени существительном.
Цель: Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных; способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.
Оборудование:, учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала
1)- Прочитайте стихотворение:
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Выпишите из данного стихотворения слова, выделенные жирным шрифтом, с комментированием на изученные орфограммы и выделите эти орфограммы.
- Что объединяет все эти слова?
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? Кто знает, как называется часть речи?
III Физ. минутка.
Имя существительное
Очень убедительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимете руки вверх,
если на вопрос что? – руки вперёд,
если встретятся другие (части речи) слова – присесть.
Внимание:
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зелёный
А сейчас внимательно
Мы правило прочтём,
И всё, что мы узнали,
Теперь мы назовём.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называют именами существительными.
- Какие предметы, кто может уточнить?
( людей, животных, неживые предметы, явления природы.)
- Предметы, отвечающие на вопрос кто?, - одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые
2). Зрительно – слуховой диктант
- Запишите предложение, найдите существительные и выделите орфограммы.
- Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.
3) - Выпишите все имена существительные
Чудак – математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрёл бутерброд.
4). - Попробуйте это стихотворение прочитать без имён существительных.
В жил.
Он с
Случайно сложил.
Затем
Положил себе в.
Вот так
Изобрёл
- Вам понятно, о чём говорится в стихотворении?
- Что необходимо сделать, чтобы всё стало понятно?
- А что обозначают имена существительные?
- А что ещё вы помните об имени существительном?
- Что значит – изменяются по родам?
- А какие ещё части речи вы знаете?
- Найдите в стихотворении слова , которые относятся к глаголам.
-Для чего служат предлоги?
Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи.
Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.
5). Загадки.
- Отгадки запишите в 2 столбика.
В 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?
Во 2 столбик – слова, отвечающие на вопрос что?
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Подрастала – хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла – зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
(лягушка)
Я румяную Матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.
(яблоко)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.
Выросла под ивой. Звать её …
(крапивой)
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(одуванчик)
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёза)
Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)
- Что объединяет существительные первого столбика?
(они обозначают одушевлённые предметы, лексическое значение данных слов – насекомые).
-Что объединяет в одну группу слова второго столбика?
(имена существительные, которые называют неодушевлённые предметы, относятся к теме «Растения».)
-Что объединяет эти две группы существительных?
(Насекомые не могут существовать без растительного
- Закрепление
- Работа с учебником.
- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева.
Ревела буря.
Дождь шумел.
Во мраке молнии летали.
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
- Спишите
2.- Замените имена существительные словами
синонимами, найдите правильные ответы и соедините их линией
Темнота - густой,
непроходимый
Заросли - сумрак
Дремучий лес - кустарники, густая
растительность.
3.Выборочное письмо. Упражнение 4.
Запишите слова в 3 столбика:
Предметы Явления природы Действие
снег ненастье езда
помидор половодье бег
ягоды косьба
осина
V.Рефлексия.
-Что мы называем именем существительным?
- Что могут обозначать имена существительные?
(предметы: одушевлённые и неодушевлённые.)
- Как могут изменяться имена существительные?
VI. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Я попрошу оценить свою работу с помощью сигнальных карточек
Домашнее задание.
Упр. 8 с. 54
Урок окончен. Вы поработали на славу, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")
Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...
Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс
На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....
Конспект урока по английскому языку 2 класс "Существительные в притяжательном падеже"
Урок первичного знакомства с этой темой, по УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English"....
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
ПРОГРАММА 21 ВЕК...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...