Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Елена Юрьевна Конторович

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_russk.yaz_.sklonenie_is.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

в 4 классе

«Склонение имён существительных»

                                              Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                    Конторович Е.Ю

                                                                   аттестация на I категорию

Тема урока: Склонение имен существительных

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала

Цель урока:

Познакомить детей со склонением имен существительных, развивать орфографическую зоркость, познавательные способности ( внимание, мышление, память, речь),  умение связно выражать свои мысли, совершенствовать коммуникативные способности учащихся путём общения в группе, анализировать и давать оценку своей работы, воспитывать интерес к урокам русского языка

Оборудование: толковый словарь, памятки, учебники, тетради на печатной основе, интерактивная доска, ноутбук, компьютерная презентация урока

1.Организацион-

ный момент.




2. Проверка домашнего задания.











3. Самоопределение к деятельности

               -  Проверка готовности к уроку.

                  Пожелаем друг другу: «Пусть сегодняшний                      урок принесёт нам радость познания и радость общения!»


                 -  Упр.№108.

  • Что вы написали?
  • Докажите, что это текст.
  • Почему он так озаглавлен?
  • Как разделили текст на части и озаглавили?


( В это время у доски работает ученик над материалом Д/з)

- Объяснить пропущенные орфограммы, вставить нужную букву и доказать

Палочку,тор…пливый,т…рпению, пот…хонечку, пол…гонечку + 2 свои слова на эти правила


  • Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия.

Море знаний нас ждет.

Волны открытий зовут.

 

  • Какие волны на море? Покажите в воздухе.
  • Запишем в тетради такое упражнение.
  • Какую букву вам напоминают волны?


(На доске выставляется таблица с буквой Мм)

  • Какие звуки обозначает эта буква? 


([ м ], [ м, ] – согласн., звонк.)


  • В каких случаях пишется большая буква? (в именах собственных)
  • Запишем строчку Мм.

(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и»)


4. Актуализация знаний.

             

                            - Итак, нас ждет море.

                                (Слово МОРЕ записать на доске)

     1.    ИГРА «Собери родню»

                                - Подберите однокоренные слова к                                                      

                            слову МОРЕ

               (Работа со слайдами. На экране проецируются

                слова.)


Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячить, взморье ,поморье, поморец, поморка.


  • Прочитайте слова.
  • Все ли они являются однокоренными?
  • Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?

(Работа с толковым словарём)

               -   Допишите слова на строчку

  • Разберем их по составу.


                   взморье        поморец

  1. .  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(        Два ученика работают у доски)


  • Выпишите имена существительные.

Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка


  • Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
  • Встаньте те, кто «поймал рыбку».


  • Почему вы выписали именно эти слова?
  • Что называется именем существительным?
  • На какие три группы можно разделить имена существительные?

(мужской род, женский род, средний род)



  • Назовите существительное с безударной гласной в корне.
  • Какими словами можно проверить ее?
  • Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.


  •         Нас ждут затеи и задачи,

                Игры, шутки – все для нас

                Пожелаем друг другу удачи

За работу! В добрый час.

5 Постановка учебной задачи


  • А вот и страна имен существительных.

(На доске открывается карта)


  • Что вы знаете об именах существительных?
  • Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (склонение)
  • Что такое склонение имен существительных.

6. Построение проекта выхода из затруднения

  • Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?


Нам нужны такие корабль на море, чтобы мы мог с любой волна поспорить.


  • Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
  • Значит, что такое склонение?



  • Изменение окончания имени существительного по вопроса называется склонением.

 (На экран проецируются слайды.

При помощи стилуса исправить окончания слов..)


  • Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

(Далее работа творческой группы у доски с представлением падежей и показом слайдов )

  • Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
  • Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.


  • Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»


  • Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.


  • Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.


  • Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.


Вот такие падежи здесь!

А вы с ними подружитесь!


  • Повторим названия падежей и их вопросы.

(Работа в парах)

  • Для чего нужны вопросы?


7. Первичное закрепление


 - При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

  • Каждый из нас сегодня моряк.

 Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)




Именительный

кто? что?

моряк ,лодка


Родительный

кого? чего?

моряка, лодки


Дательный

кому? чем

моряку, лодке


Винительный


кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке

ВЫВОД

  • Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.
  • Прочитайте вывод в учебнике на с. 33

(Выдаются памятки в папку)

  • Что такое склонение?

8. Валеопауза

Гимнастика для глаз: «Морские волны». Представьте себе море и волны. Переводите взгляд вверх – вниз, следите за волнами. «Кораблик»: Закройте глаза и посмотрите вдаль (учитель считает от 1 до 8). Представьте, что носом рисуете кораблик.


























Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


  • В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.


Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это?

(лиса)

  • Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.
  • Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

(Показать слайд)


Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?)

О (ком?) народ сложил сказки.


(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)


  • Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и укажите падеж.
  • Лиса поможет нам на следующих уроках.
  • Какие буквы вы вставили в слова? Докажите
  • Кто справился верно – нарисуйте себе на полях рыбку

10. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач


              ИГРА «Исправь ошибку»


Долго я брожу в лису,

Не найду нигде лису.


  • Найдите ошибки.
  • Какие слова одинаково произносятся?
  • Выделите окончания в этих словах, определите падеж.


(Работа выполняется коллективно на доске с помощью стилуса)

  • Где живет лиса? (в норе)


  • Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)


11. Домашнее задание.


  • Упр. №115
  • Прочитайте задание упражнения.
  • Что вызывает затруднение?

(Выучить сведения из памятки)



12. Рефлексия деятельности.


  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что было интересным?
  • Что надо запомнить?
  • Что такое склонение?
  • Назовите падежи и их вопросы.


  • Мы остаемся в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных»

      -    Кто порадовал себя уловом?

(Слайд «Оцени себя»)

  • Все большое спасибо за прекрасное общение на уроке.
  • Урок окончен.

Именительный падеж

КТО?

ЧТО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Три склонения имён существительных"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по раз...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных"

Конспект "Падежные окончания имён существительных" 4 класс...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...