Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются группами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык Класс:4
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные.»
Цель: формировать у школьников представление о несклоняемых именах существительных.
Задачи:
* образовательные:
- формировать умение находить в речи несклоняемые имена существительные;
- формировать у детей умение исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного;
* развивающие:
- развивать умение применять полученные знания на практике;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
* воспитательные:
- воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля и самоконтроля.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные | - Доброе утро! -Здравствуйте! У нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. - Садимся правильно за парты. Оцените своё настроение. Откройте тетради. Запишите «дату» и на следующей строчке «классная работа» Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать, В игре проверить можешь сам Своё внимание к словам. |
2 А) Б) В) 3 4 | Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить признаки имени существительного, как часть речи; повторить склонение имён существительных. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о склонении имён существительных, создание ситуации для подведения к теме урока. Методы: диалог. Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. Открытие новых знаний Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм нахождения несклоняемых имён существительных. Методы: учебный диалог, моделирование Закрепление учебного материала Цель: учиться находить в тексте несклоняемые существительные, правильно употреблять их в речи . Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения находить в тексте несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи. Задачи: -развитие умения находить в тексте несклоняемые существительные; -развивать умение работать в группе и самостоятельно; - развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать. Методы: репродуктивные, самостоятельная работа Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса | - Какую часть речи изучаем? (Имя существительное.) - Над какой темой работали на прошлом уроке? (Склонение имён существительных) - Что такое склонение? (Это изменение имён существительных по падежам.) - Поработаем в группах. Я раздам карточки, вы прочитаете слова, записанные на карточках, и просклоняете их в тетрадях. - Два человека будут работать у доски. Карточки.
- Какое слово было одинаковое во всех группах? (Шоссе.) - Вызвало ли у вас затруднение склонение этого слова? - Посмотрите на доску. Что заметили при склонении? (Слово «шоссе» не изменилось.) - Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? (Слова, которые не изменяются при склонении.) - Верно. А раз они не изменяются при склонении, значит они не склоняются. Такие существительные называются несклоняемые. И тема урока: «Несклоняемые имена существительные». (слайд 1) - Прочитаем песенку. (слайд 2) Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальты и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут польта выдавать. - Что вас рассмешило? (Автор неправильно употребляет некоторые слова). - Так какие цели мы поставим на урок? (Познакомится с несклоняемыми именами существительными, научиться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные). - Откройте учебники. Упражнение № 167. Прочитайте слова. Определите род этих слов. - Подумайте. На какие две группы можно разделить эти слова? (Одни склоняются, а другие слова не склоняются). Какие слова выпишем в первый столбик? (Окно, село, поле, молоко, сено, седло, горе). - Запишите. - А во второй? (Все остальные слова). - Внимательно посмотрите на слова второго столбика. Как вы думаете, это русские слова или слова пришедшие к нам из других языков? (Из других языков). (слайд 3) - Давайте прочитаем, что пишет Т. Рик про несклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные – слова иноязычные. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они – иноязычные: библиотека, флаг, шарф. Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая их часть. (По Т. Рик) - Из прочитанного можем сделать вывод, что несклоняемые имена существительные это …. какие слова? (Иноязычные, пришедшие из других языков). - Ещё раз посмотрите на слова второго столбика. Назовите окончания несклоняемых существительных. ( Они оканчиваются на –о, -е, -и, -у, -ю). (слайд 4) - Посмотрите на таблицу «Несклоняемые имена существительные». Кто сможет обобщить и сделать вывод о том, какие существительные называются несклоняемыми? (Несклоняемые существительные – это иноязычные слова, оканчивающиеся на гласный –о, -е, -и, -у, -ю). -Группы задайте друг другу вопросы по новой теме. (Какие окончания имеют несклоняемые имена существительные? Какие существительные называются несклоняемыми? Из каких языков пришли несклоняемые имена существительные?) Физминутка - Поучимся применять новые знания при выполнении упражнений. Запишите в тетрадях упражнение № 170. Сначала разберём. Прочитайте задание. - Пойдёт к доске Серёжа. На следующей строчке с заглавной буквы запишем первое словосочетание, правильно употребляя существительное. - Катя, прочитай следующее словосочетание. Как правильно сказать? Запишем это словосочетание. - Последнее словосочетание выполните самостоятельно. (слайд 5) Сверьте свою работу с образцом. (Снимался в кино, сценарий для кино, у кино большое будущее.) У кого всё правильно поставьте на полях «плюс», кто сомневался – «вопрос», а кто допустил ошибки – «минус». - Поднимите руку кто поставил «вопрос» или «минус». Как вы думаете, с чем это связано? (Мало выполнили упражнений. Нужно тренироваться.) - Поучимся находить в тексте несклоняемые имена существительные. - Капитаны групп выполните задание по карточкам. Вам будет предложен текст. Вы должны найти и выписать из текста в тетрадь несклоняемые имена существительные. - Выполняйте. Карточка. Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгурёнок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно! - А с остальными мы будем работать вместе. (слайд 6) - Прочитаем предложения и исправим ошибки. «Родители вышли из кина поздно вечером». - В каком слове ошибка? (Из кина. Правильно сказать «из кино».) - Запишем предложение правильно. «Брат ушёл без пальта и шапки.» (Без пальто.) - Проверим, как выполнили работу капитаны групп. (слайд 7) - Прочитайте по цепочки, какие слова выписали. (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.) - В какую группу можно объединить все эти слова? (Животные.) (слайд 8) - Кто из названных животных живёт в наших лесах? (Никто.) - Поэтому они Коле и понравились. - А вам понравился наш сегодняшний урок? - С какой темой познакомились? (Несклоняемые имена существительные). - Вспомните, какую цель ставили на урок. (слайд 9) (Научиться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.) - Мы достигли этой цели? (Да). - Где могут пригодиться полученные знания? (слайд 10) Чтобы грамотными стать И писать отлично Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, и ни метро, Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе, Ни какао, ни депо, Ни кафе, и ни пальто. - Оцените работу групп. - Оцените своё настроение на уроке сигнальными карточками. 8. Домашнее задание. - Откройте дневники. Запишите домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
Урок по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос: Кто?Что?" 3 класс
Урок русского языка по "Школе России" по учебнику Рамзаевой...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме: "Имена существительные. Одушевлённые, неодушевлённые. Собственные, нарицательные.
Учащиеся научаться находить имена существительные, определять, одушевлённые они или неодушевлённые, собственные или нарицательные....
Конспект урока «Собственные и нарицательные имена существительные» 3 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные»...
Конспект урока по русскому языку "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по русскому языку не тему"Собственные и нарицательные имена существительные"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа ХХI века")
Для 3 класса....
Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Собственные имена существительные" (УМК "Перспектива")
Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Собственные имена существительные"...