Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: Связь имён прилагательных с именами существительными
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации.
Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.
Задачи:
Образовательные:
-наблюдать за признаками имен прилагательных, их ролью в речи;
-наблюдать за связью имен существительных и имен прилагательных;
-наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.
Развивающие:
– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
-развивать умения находить имена существительные и прилагательные;
-развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;
-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.
Оборудование: учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; компьютер, карточки для групповой индивидуальной работы.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Мотивация к учебной деятельности. II. Актуализация знаний. | Ребята, сегодня нам предстоит большая, и, надеюсь, интересная для вас работа. Желаю нам с вами успеха. 1. Словарная работа. Карточка №1. Начнём мы с вами со словарной работы. Перед каждым из вас есть карточка №1 со словами. Задача членов первой группы выписать слова с непроверяемой безударной гласной «о», а участники второй группы выписывают слова с безударной гласной «а». народ огурец апельсин ягода артист мороз комната овощи картина обед балкон осина праздничный - Задача ясна? Я приглашаю одного из участников от каждой группы, для индивидуального выполнения этого задания у доски. - Итак, приступим к проверки. Давайте сначала проверим индивидуальную работу. Скажи, что тебе нужно было сделать? (самооценка). Посмотрите у всех ли так. (Тоже со 2-ой группой). Самооценка: оцените свою работу (карандашом на полях)(спросить одного ученика) - А почему я не увидела одно слово из списка? Почему его не выписали? (т.к. все слова на орфограмму «Непроверяемая гласная в корне слова», а в слове праздничный орфограмма «непроизносимая согласная в корне слова». А только ли поэтому это слово лишнее? (нет. это разные части речи( прилагательное), а все остальные слова имена существительные. Докажите. (Они называют предмет и отвечают на вопрос кто? или что?) По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные). А попробуем образовать из имён существительных - имена прилагательные. Работаем по цепочке. (огуречный, ягодный…._ - Скажите, а что мы знаем о именах прилагательных? (самост. часть речи, отвечает на вопросы …… Обозначают признак предмета внешний вид способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д, качества, свойства человека.). - Что же мы сегодня будем изучать? Давайте составим план урока. План урока: (ключевые темы: имена прилагательные, имена существительные , изменение, связь) - будем работать в к группе; - продолжать изучать имена прилагательные - как связаны имена су. и имена прилаг. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
III. Формулирование проблемы. | 1. Работа в группах. Карточкам №2. На карточках даны словосочетания. Найдите и исправьте ошибки. 1.гр. трудолюбивая человек вкусный смородина праздничный настроение 2гр. яркий солнце известный актриса новая костюм Давайте проверим. Что вам нужно было сделать? Что вы исправили в карточках и почему? А ваша группа что исправила? Так какой вывод можно сделать? Как связаны имена прилагательные с существительными? (имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; Вывод: имена прилаг. стоят в том же роде, что и имена сущ.
Карточка №3 Исправьте ошибки в словосочетаниях. 1гр. Высокое деревья, широкие река, весёлая песни. 2гр. Вкусная конфеты, белые облако, молодые человек. Какой вывод можно сделать. Как связаны имена прилагательные с именами существительными? Вывод: имена прил. стоят в том же числе, что и имена сущ. Слайд синий карандаш синяя лента синее море Сравните прилагательные.– Изменилось ли их значение?– А что же изменилось? (Род, число.) – Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.) – Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите. А можем ли определить род имён прилаг. во мн. числе? ( нет определяем род только в ед.ч.). – Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного? – А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице. На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках): -Мы выяснили, что имена прилаг. связаны с именами сущ. Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (имя существительное). Как вы думаете, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному, а не наоборот. (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак, а признака не может быть без предмета. - Как мы обозначим это графически? (на плакате словосочетание, где маркером чертится стрелочка). А раз имя существительное главное в словосочетании, давайте его пометим крестиком. Почему имя прилагательное так называется?(Потому что оно связано с существительным; прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Первичное закрепление. | 3 4 6 1 3 Работа в учебнике. Упр. 313 – развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь. (Первый столбик выполняется у доски, второй столбик – самостоятельно) Выполняется комментированная запись. Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.) Вывод: как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.) В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением. Выполняется разбор по составу: 4. Упр. 314 – развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему). Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно. Образец записи: (Имя существительное день мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное чудесный – тоже в форме ед.ч., м.р. ) Вывод: От чего зависит их прилаг.? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)
Составьте с одним из понравившихся словосочетаний предложение. Подчёркивает основу предложения, укажите связь слов в этом предложении. Выпишите словосочетание сущ.+прилаг. Обозначьте графически из взаимосвязь. Укажите род и число частей речи. ( вопросы: как ты определил род прилаг.) Упр. 316. Самостоятельная работы. Дети записывают предложения указывая части речи над словами. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печальный свет она…. -Есть ли в первом предложении имена прилагательные? (Есть) - С какими существительными эти прилагательные связаны? Покажите графически, от какого слова, к какому ставится вопрос. Определите род и число имён прилагательных в предложениях. - Как вы это определили? (по имени существительному, к которому относится это прилагательное) - Итак, чтобы определить род и число имени прилагательного, надо: - Определить род и число имени существительного. - По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилаг. Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока. | Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.) – Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано). (Во мн.ч. у прилагательных род не определяется.) | |
VI. Рефлексия. | Так как мы изучаем прилагательные. Я вас прошу оценить нашу работу за сегодняшний урок с помощью прилагательных. Закончите моё предложение. Наша работа сегодня была (какая?)… . | |
VII.Д/З. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...