Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фролова Наталья Сергеевна

Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: Связь имён прилагательных с именами существительными

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации.

 Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имен прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имен существительных и имен прилагательных;

 -наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.

-развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

  - формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала.

Воспитательные:

-воспитывать  интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

Оборудование: учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина;  компьютер, карточки для групповой индивидуальной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

   Ребята, сегодня нам предстоит большая, и, надеюсь, интересная для вас работа. Желаю нам с вами успеха. 

1. Словарная работа. Карточка №1.

   Начнём мы с вами со словарной  работы. Перед каждым из вас есть карточка №1 со словами. Задача членов  первой группы выписать слова с непроверяемой безударной гласной «о», а участники второй группы выписывают слова  с безударной гласной «а».

народ                       огурец                      

апельсин                  ягода                        

артист                      мороз                        

комната                    овощи                      

картина                    обед                              

балкон                      осина                праздничный

  - Задача ясна? Я приглашаю одного из участников от каждой группы, для индивидуального выполнения этого задания у доски.

  - Итак, приступим к проверки. Давайте сначала проверим индивидуальную работу. Скажи, что тебе нужно было сделать? (самооценка). Посмотрите у всех ли так. (Тоже со 2-ой группой).

Самооценка: оцените свою работу  (карандашом на полях)(спросить одного ученика)

  - А почему я не увидела одно слово  из списка? Почему его не выписали?   (т.к. все слова на орфограмму «Непроверяемая гласная в корне слова», а в слове праздничный орфограмма «непроизносимая согласная в корне слова».

   А только ли поэтому это слово лишнее? (нет. это разные части речи( прилагательное), а все остальные слова имена существительные. Докажите. (Они называют предмет и отвечают на вопрос кто? или что?)

  По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные). А попробуем образовать из  имён существительных - имена прилагательные.  Работаем по цепочке. (огуречный, ягодный…._

- Скажите, а что мы знаем о именах  прилагательных? (самост. часть речи, отвечает на вопросы …… Обозначают признак предмета внешний вид способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д, качества, свойства человека.).

 - Что же мы сегодня будем изучать? Давайте составим план урока.

План урока:  (ключевые темы: имена прилагательные, имена существительные , изменение, связь)

- будем работать в к группе;

- продолжать изучать имена прилагательные

- как связаны имена су. и имена прилаг.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы.

1. Работа в группах.

                                        Карточкам №2.

На карточках даны словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

1.гр. трудолюбивая человек

          вкусный смородина

          праздничный настроение

2гр.   яркий солнце                            

          известный актриса

          новая костюм

Давайте проверим. Что вам нужно было сделать? Что  вы исправили в карточках и почему?  А ваша группа что исправила?  Так какой вывод можно сделать? Как связаны имена прилагательные с существительными? (имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде;

Вывод: имена прилаг.  стоят в том же роде, что и имена сущ.

                                                       

Карточка №3

 Исправьте ошибки в словосочетаниях.

1гр. Высокое деревья, широкие река, весёлая песни.

2гр. Вкусная конфеты, белые облако, молодые человек.

Какой вывод можно сделать. Как связаны имена прилагательные с именами существительными?

Вывод: имена прил. стоят в том же числе, что и имена сущ. 

                                                                      Слайд

синий      карандаш

синяя      лента

синее       море
синие   зонтики

Сравните прилагательные.– Изменилось ли их значение?– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите. А можем ли определить род  имён прилаг. во мн. числе? ( нет определяем род только в ед.ч.).

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.

На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–»  в ячейках):

-Мы выяснили, что имена прилаг. связаны с именами сущ. Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (имя существительное). Как вы думаете, почему вопрос ставится  от существительного к прилагательному, а не наоборот. (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак, а  признака не может быть без предмета.

- Как мы обозначим  это графически? (на плакате словосочетание, где маркером чертится стрелочка). А раз имя существительное главное в словосочетании, давайте его пометим крестиком. Почему имя прилагательное так называется?(Потому что оно связано с существительным; прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Первичное закрепление.

3  4  6  1  3

Работа в учебнике.

Упр. 313 – развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь. (Первый столбик выполняется у доски, второй столбик – самостоятельно)

Выполняется комментированная запись.

Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное  мужского рода, единственного числа, имя прилагательное  - м.р., ед. ч.)

Вывод: как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.)

В    ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.

Выполняется разбор по составу:

4. Упр. 314 – развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему).

Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.

Образец записи:

(Имя существительное день мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное чудесный – тоже в форме ед.ч., м.р. )

 Вывод: От чего зависит их прилаг.? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

 

Составьте с одним из понравившихся словосочетаний предложение.

Подчёркивает основу предложения,  укажите связь слов в этом предложении. Выпишите словосочетание сущ.+прилаг.  Обозначьте графически из взаимосвязь. Укажите род и число  частей речи. ( вопросы: как ты определил род прилаг.)

Упр. 316. Самостоятельная работы. Дети записывают предложения указывая части речи над словами.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она….

-Есть ли в первом предложении имена прилагательные? (Есть)

- С какими существительными эти прилагательные связаны? Покажите графически, от какого слова, к какому ставится вопрос. Определите род и число имён прилагательных в предложениях.

- Как вы это определили? (по имени существительному, к которому относится это прилагательное)

- Итак, чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

- Определить род и число имени существительного.

- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилаг.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.)

– Как вы определили род и число имени прилагательного?   (Ответы:  по имени существительному, с которым оно связано). (Во мн.ч. у прилагательных род не определяется.)

VI. Рефлексия.

  Так как мы изучаем прилагательные. Я вас прошу оценить нашу работу за сегодняшний урок с помощью прилагательных. Закончите моё предложение. Наша работа сегодня была (какая?)… .

VII.Д/З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...