Урок русского языка во 2 классе «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Корень - главная часть слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику.
Цели:
Образовательные: сформировать представление о корне как главной морфеме слова.
Развивающие: развивать умение образовывать однокоренные слова и формы слова, развивать умение анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Воспитательные: воспитывать умение общаться, прививать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Манзебур Валентина Ивановна ,урок русского языка во 2 классе | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Манзебур Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск
Урок русского языка во 2 классе
«Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»
Тема: Корень - главная часть слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику.
Цели:
Образовательные: сформировать представление о корне как главной морфеме слова.
Развивающие: развивать умение образовывать однокоренные слова и формы слова, развивать умение анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Воспитательные: воспитывать умение общаться, прививать интерес к предмету.
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Чтобы хорошо учиться.
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний,
Непременно пополнять.
II. Актуализация знаний. (Познавательные УУД: наблюдать над однокоренными словами; анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня; выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова).
Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья)
А что такое семья?
Рассмотрите рисунок.
Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.
Не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи. В русском языке тоже есть слова – «родственники».
III. Постановка учебной задачи. (Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию).
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). (Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. Личностные результаты: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; развиваем умения высказывать своё мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Наблюдение над однокоренными словами, значением корня:
Послушайте стихотворение «Как растут слова» А.Е. Измайлов
Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.
Как -то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово ,слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
Назовите слова похожие по звучанию? (сад, посадили, рассада, садовод, садовник)
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах)
– Выделите корень значком.
По написанию они тоже похожи.
Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.
Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.
Посадки - это посаженные растения.
Садовник - это человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод – это хозяин садоводства.
Рассада - это молодые растения.
Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад. У всех слов есть общая часть – сад. Такие слова называются родственными.
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова)
– Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49)
Вывод: слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Работа по учебнику: упражнение 61(с. 46) – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
- Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова?
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Спишите группу слов:
Море, морской, моряк.
Лесок, лесной, лесник.
Докажи, что эти слова родственные.
Выделите общую часть по эталону.
Как найти корень в слове?
Алгоритм нахождения корня:
1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
С помощью учебника вставьте пропущенные слова.
Корень – это … часть слова.
В нём заключено … его значение.
Надо уметь находить в словах …, чтобы лучше понимать … слов и … их писать.
IX. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
X. Домашнее задание
- Стр. 47 упр.62
- По желанию: придумать сказку про корень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуко...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...
Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова...
«Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»
laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...