Урок русского языка во 2 классе «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Манзебур Валентина Ивановна

Тема:  Корень - главная часть слова. Однокоренные слова.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику.

Цели:

Образовательные: сформировать представление о корне как главной морфеме слова.

Развивающие: развивать умение образовывать однокоренные слова и формы слова, развивать умение анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Воспитательные: воспитывать умение общаться, прививать интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Манзебур Валентина Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск

Урок русского языка во 2 классе

«Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»

Тема:  Корень - главная часть слова. Однокоренные слова.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику.

Цели:

Образовательные: сформировать представление о корне как главной морфеме слова.

Развивающие: развивать умение образовывать однокоренные слова и формы слова, развивать умение анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Воспитательные: воспитывать умение общаться, прививать интерес к предмету.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Чтобы хорошо учиться.

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять.

II. Актуализация знаний. (Познавательные УУД: наблюдать над однокоренными словами; анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня; выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова).

Отгадайте загадку:

Без чего  на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … (семья)

А что такое семья?

Рассмотрите рисунок.

Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.

Не только  у людей, но и у слов тоже есть родственные связи. В русском языке тоже есть слова – «родственники».

III. Постановка учебной задачи.  (Регулятивные УУД:  развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию).

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).  (Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. Личностные результаты: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; развиваем умения высказывать своё мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня:

Послушайте стихотворение «Как растут слова» А.Е. Измайлов

Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.

Как -то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово ,слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Назовите слова похожие по звучанию?  (сад, посадили, рассада, садовод, садовник)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах)

– Выделите корень значком.

По написанию они тоже похожи.

Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.

Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.

Посадки - это посаженные растения.

Садовник - это человек, ухаживающий за растениями в саду.

Садовод – это хозяин садоводства.

Рассада - это молодые растения.

Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.  У всех слов есть общая часть – сад. Такие слова называются родственными.

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова)

– Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49)

Вывод: слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

Работа по учебнику: упражнение 61(с. 46) – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это. 

- Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова?

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Спишите группу слов:

Море, морской, моряк.

Лесок, лесной, лесник.

Докажи, что эти слова родственные.

Выделите общую часть по эталону.

Как найти корень в слове?

Алгоритм нахождения корня:

1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.

2 шаг: выделение общей части – корня.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

С помощью учебника вставьте пропущенные слова.

Корень – это … часть слова.

В нём заключено …  его значение.

Надо уметь находить в словах …, чтобы лучше понимать … слов и …  их  писать.

IX. Рефлексия.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

X. Домашнее задание

 - Стр. 47  упр.62

 -  По желанию: придумать сказку про корень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуко...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...

Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...

«Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»

laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...