Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шалонская Надежда Владимировна

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc64.5 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Алгасовская общеобразовательная  школа

Моршанского района  Тамбовской области.

Конспект урока русского языка

по теме:

«Корень – главная  часть слова. Однокоренные слова »,

проведенного во 2а классе

27 февраля 2014 года

учителем начальных классов

Шалонской Надеждой

Владимировной

2014 год

УМК " Перспектива"

Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение»

Тема урока: Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

Цель: Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

     - актуализация знаний о правописании парных по –звонкости – глухости согласных звуков на конце  и в середине слова, способах подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование:

- заготовки для  эмоциональной оценки

- Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение

- Проектор, ноутбуки;

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение»
  2. «Поурочные разработки по русскому языку » для 2 класса, И.Ф. Яценко. Т.Н. Ситникова, Н.А. Рылова. М.: ВАКО, 2013 год
  3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
  4. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  5. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  6. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  7. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
  8. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
  9.  «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru
  2. www.openclasse.ru
  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
  4. www.1september.ru
  5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
  6. Единая коллекция ЦОР

Ход урока

  1. Оргмомент

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

(Слайд 2)

  1. Мотивация. Речевая разминка

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

 

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!  

III  Каллиграфическая минутка

 

 (Записываем число. Классная работа )

         Русский народ всегда любил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать – красоту творить». 

(Слайд 3)

А какую букву мы будем писать сегодня узнаете из загадки: 

Веселый, толстый клоун 
Играет на трубе. 
На этого пузатого
Похожа буква… Б.

(Слайд 4)

Бб Бе Ба бу бл богатство берег

Борода  росла – большого ума не принесла.

Без ума голова  - ногам покою не дает.

  1. Какие гласные в безударных слогах надо проверять?

     

          Найдите слова с безударными гласными и парными согласными в корне в корне слова, докажите правильность написания гласных в безударных слогах и парных согласных.

2. – Как вы понимаете смысл пословиц?

    -  Можно ли прожить, следуя чужим советам?

  1. Актуализация знаний

(Слайд 5)

  1. Словарно – орфографическая работа

Коллективно выполняется работа на электронном тренажере  «Словарные слова».

Узнать на картинке словарное слово, записать его.

 - Какое слово здесь лишнее?

 - Каким словом можно объединить данные слова в одну группу?

  1. Работа с однокоренными словами.  

Подбор однокоренных слов к данному слову.

(Слайд 6)

  1. Игра «Третий лишний»: из ряда слов выбери лишнее слово

оса осина осиный

(Слайд 7)

  1. Подберите к этому слову однокоренные слова (осинка, осиновый, осинник, подосиновик)

(Слайд 8)

  1. Работа над фразеологическим оборотом дрожит как осиновый лист.

Одновременно проходит индивидуальная работа на ноутбуках  с электронными тренажерами.

(Слайд 9)

  1. Физкультминутка

-  Как живешь?

- Вот так! (показать большой палец)

 - А плывешь?

 - Вот так! (имитировать плавание)

   - Как  бежишь?

 - Вот так! (имитация бега )

Вдаль глядишь?

- Вот так! (приставить ладонь ко лбу)

- Ждешь обед?

- Вот так? (подпереть рукой щеку)

 - Машешь вслед?

- Вот так! (махать рукой)

 - Ночью спишь?

- Вот так! (Сложить ладони и прижать их к щеке)

А шалишь?

- Вот так!(надуть щеки  хлопнуть по ним кулачками)

(Слайд 10)

  1. Самоопределение к деятельности.

Распределите данные слова по группам:

Холодный, узкий, сладкий, молодой, соленый, ловкий, садовый,  резкий, гроза, страна, грядка, репка.

 - По какому признаку вы распределили слова?

VII. Работа по теме урока.

(Слайд 11)

1) объявление темы и цели урока

 

(Слайд 12)

2)  Работа по учебнику с. 56

 - работа в паре: упр. 73.

(Слайд 13)

(2 ученика выполняют задание у доски, класс сверяет правильность выполнения с доской )

2) Самостоятельная работа (текст на слайде)

1)Готовиться к в… селому праз…днику, укр… шать лес… ницу  ш… рами и фла… ками, пригласить  брат… ев и с… стер, радос… ные  улы… ки  р… дителей.

(Слайд 14)

2)Самопроверка

(Слайд 15)

3) Оценивание своей работы

  (Слайд 16)

 

  1. Рефлексия  

Игра «Сыщики»:  в пословицах найти слова с изученными орфограммами.

  1. Ложкой моря не вычерпать.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Один с сошкой, семеро с ложкой,
  4. Дорога ложка к обеду.

5.Чтобы рыбку съесть, надо в воду  лезть.

        IX. Подведение итогов урока.

 - Какие орфограммы мы повторили на уроке?

 - Как пишутся корни в родственных словах?

 Оценивание учеников, выставление  отметок

(Слайд 17)

 X. Домашнее задание: с. 56, упр. 74.

 

Оцените свою работу и настроение  на уроке при помощи знаков: тучка, солнышко, дождик. ( на доску прикрепить значок магнитиком)

(Слайд 18)



Подписи к слайдам:

Урок русского языка«Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»Проведен во 2 а классе МБОУ Алгасовской СОШ учителем начальных классов Шалонской Н.В.
А
Р
Ю
Ш
Ф
Речевая разминка
Составьте из слов предложение:нас, всё, у, сегодня, получится!
*
*
У нас сегодня всё получится!
Каллиграфическая минутка
Веселый, толстый клоун Играет на трубе. На этого пузатогоПохожа буква…
Б
– Назови словарное слово, запиши и проверь:
Москва
город
деревня
берёза
мороз
Россия
– Ответь на вопрос:
– Какое слово здесь лишнее?
?
– Каким словом можно объединить понятия данных слов?
Проверь ответ
Проверь ответ
Родина
Игра «Третий лишний»
ОСАОСИНАОСИНЫЙ
Слова - родственники (однокоренные)
*
*
осина
осинка
осиновый(лист)
осинник (лес)
подосиновик
Дрожит как осиновый лист
Очень сильно боится
Лист осины дрожит
Дрожит от страха
Определи по какому признаку слова объединены в группы
Холодный узкий сладкий ловкийрезкий грядка репка.
Молодойсоленыйсадовыйгрозастрана
Тема урока: «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.»
Сегодня на уроке будем закреплять умение подбирать однокоренные (родственные) слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Работа в паре
Работа по учебнику с. 56упр. 73.
Самостоятельная работа
Вставь пропущенные буквыГотовиться к в… сёлому праз…нику; укр… шать лес… ницу ш… рами и фла… ками;пригласить брат… ев и с… стер;радос… ные улы… ки р… дителей.
Самопроверка
Готовиться к вЕсёлому празДнику; укрАшать лесТницу шАрами и флаЖками;пригласить братЬев и сЕстёр;радосТные улыБки рОдителей.
Оцени свою работу
Я выполнил работу без ошибок!
В моей работе есть ошибки.
Игра «Сыщики»
В пословицах найти слова с изученными орфограммами.Ложкой моря не вычерпать.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Один с сошкой, семеро с ложкой.Дорога ложка к обеду.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Молодцы!Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова

План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...