Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова
Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.
Планируемые результаты:
· Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
· Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русский язык
Шарыкина Анастасия Андреевна
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2В
Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова
Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
- Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Орг. момент: Словесн.: слово учителя. | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Пожелаем друг другу успешной работы. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: пропись букв. Практич: словарно-орфографическая работа. Словесн.: слово учителя, беседа. Словесн.: слово учителя, беседа. | 2 мин 5 мин 4 мин | Минутка чистописания Словарно-орфографическая работа. - Прочитайте транскрипцию. [й’агада]. Слайд. - С каким словом мы сегодня познакомимся? (Ягода) - Какие ягоды вы знаете? (Ягоды малины, земляники, черники, вишни, крыжовника) - А что такое ягода? (Это плод) - Какой это плод? (Это небольшой сочный плод) - Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустарниках, травах) - Скажите полностью, что такое ягода. (Ягода - это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках и травах) - Найдите это слово в орфографическом словарике. Напишите, поставьте ударение, подчеркните трудное место в его написании. (В слове ягода непроверяемая безударная гласная о) - Со словом ягода есть довольно много пословиц, фразеологизмов. Вспомните их, объясните смысл. (Одного поля ягода - поведение одного человека похоже на поведение и поступки другого) - Прочитайте пословицы. Слайд.
- Можно ли объединить данные пословицы в одну группу и по какому признаку? (Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: ягоды - не основная пища для человека) Ягоды вкусны и очень полезны. В них много витаминов и других необходимых веществ. Но для человека ягода - не самая важная пища. Одними ягодами накормить человека нельзя. - Спишите понравившуюся пословицу, подчеркните орфограммы. Самоопределение к деятельности - Вспомните, что такое родственные слова. (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением) - Послушайте историю. Родственники - Вы кто такие? - Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тетя - гусеница. - Возможно ли это? (Это невозможно, так как слова гусь, гусыня, гусята родственные, у них есть общая часть с одним и тем же значением -гусь-, а для слова гусеница будет родственным словом, например, гусеничный, т.е. общая часть будет -гусениц-(ч-)) - Как же нам показать это отличие на письме, как называется эта общая главная часть родственных слов? (Предположения детей) - Проверим наши предположения в учебнике на с. 52. - Прочитайте текст в рубрике «Узелки на память». - Сделайте вывод и сформулируйте тему урока. (Главную общую часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называют корнем) Тема урока: «Корень - главная часть слова». Слайд. | Наблюдать над правильным написанием букв. Прописать буквы. Составлять полное определение слова. Записать словарное слово. Поставить ударение. Анализировать и объяснять смысл пословиц. Записать пословицу, подчеркнуть орфограмму. Вспомнить определение «родственные слов». Анализировать историю. Читать текст в рубрике «Узелки на память». Предполагать тему и задачи урока. | П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания. К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; постановка и формулирование проблемы. |
3. Решение частных задач Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: выполнение упражнения. Практич.: выполнение задания. | 5 мин 3 мин | - Составьте рассказ по плану. Слайд. 1. Что такое корень? 2. Что в нем заключено? 3. Как пишется корень? 4. Как обозначается на письме? - Составьте алгоритм нахождения корня в слове. Слайд. 1-й шаг: подобрать к слову… (как можно больше родственных слов). 2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по… (написанию и значению). Проверим. Страница 53 «Шаги к умению». Перескажите. Упражнение 69. Фронтальная работа у доски с комментированием. - Рассмотрите иллюстрацию к тексту. - Предположите, о чем пойдет речь. - Прочитайте текст. Что интересного заметили? (В тексте предложения не отделены друг от друга знаками препинания) - Разделите текст на предложения. - Спишите, найдите и подчеркните однокоренные слова. - Подчеркните другим цветом слова, которые являются проверочными. - Какие орфограммы мы еще выделим? (Имена собственные, клички животных пишем с большой буквы) - Написание каких слов нужно запомнить? (Слова жёлтый и чёрный пишутся с буквой ё) Выборочное письмо: выписать однокоренные слова, выделить корень. Учитель читает текст три раза, дети по памяти записывают слова. Также как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. | Составлять рассказ по плану. Составлять алгоритм. Прочитать текст. Разделить текст на предложения. Выделить орфограммы. Выписать однокоренные слова по памяти. | К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; применять освоенные способы действия. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания. |
4. Закрепление изученного материала: Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: выполнение упражнения. Практич.: выполнение упражнения. | 1 мин 4 мин 7 мин 4 мин | Физминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо! Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше! - Как выдумаете, для чего надо уметь грамотно писать слова? - Есть ли разница, как я напишу слово - собака или сабака? - Представьте себе, что вы купили красивую книжку с картинками, а там написано... Слайд. Текст без соблюдения орфографических правил. Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья. - Просто ли это сделать? - Давайте исправим ошибки. Слайд. - Прочитайте снова. - Какой вывод можем сделать? (Грамотная запись слов экономит время при чтении текста) Поэтому давайте повторим изученные орфограммы, чтобы быть грамотными и экономить время при чтении текста. Упражнение 70 страница 54. У доски. - Прочитайте задание и слова для выбора. 1. Помирились (мир). 2. Примеряла (примерка). 3. Прополоскала (полощет). 4. Приласкала (ласка). 5. В тени (тень). 6. Вытянул (тянет). 7. Жалело (жалко) 8. Живут (жить). 9. Слепили (лепка). 10. Прилипал (липкий). Упражнение 71. - Прочитайте предложения. - Объясните смысл пословицы «Зимой снег…» - Как вы думаете, почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? (Написание и произношение парных согласных в корнях выделенных слов не совпадает) - Какое правило нам нужно вспомнить? - Прочитайте сообщение профессора Самоварова. - Запишите выделенные слова, через запятую, в скобках запишите проверочные слова. | Повторять движения. Отвечать на вопросы. Читать текст с ошибками. Исправлять ошибки. Делать вывод. Выполнять упражнение. Читать сообщение профессора. Записать слова, подобрать проверочные. | П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия. П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. |
5. Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: беседа. | 3 мин | - Что такое корень? - Какое значение он имеет? - Как он пишется? - Какие орфограммы мы повторили на уроке? А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный и оцените свою работу на уроке. Д/з: с. 55 (правило), упр. 72 с. 55 + упр. 141 с. 23 в РТ переписать в тетрадь. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Самоанализировать свою работу на уроке. | Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[й’агада]
Гриб не хлеб, а ягода не трава. С одной ягоды сыт не будешь. Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.
ТЕМА УРОКА: «Корень - главная часть слова»
1. Что такое корень? 2. Что в нем заключено? 3. Как пишется корень? 4. Как обозначается на письме?
1-й шаг: подобрать к слову… 2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по…
Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
Я хочу бежать по зеленой травке за котом. Кот залез на дуб. Он хотел поймать воробья.
гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка
ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...
Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова...
«Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»
laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...