Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

         

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2В

Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Пожелаем друг другу успешной работы.
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (1 марта. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Практич: словарно-орфографическая работа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

2 мин

5 мин

4 мин

Минутка чистописания

Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте транскрипцию. [й’агада]. Слайд. 

- С каким словом мы сегодня познакомимся? (Ягода) 

- Какие ягоды вы знаете? (Ягоды малины, земляники, черники, вишни, крыжовника)

- А что такое ягода? (Это плод)

- Какой это плод? (Это небольшой сочный плод)

- Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустарниках, травах)

- Скажите полностью, что такое ягода. (Ягода - это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках и травах)

- Найдите это слово в орфографическом словарике. Напишите, поставьте ударение, подчеркните трудное место в его написании. (В слове ягода непроверяемая безударная гласная о)

- Со словом ягода есть довольно много пословиц, фразеологизмов. Вспомните их, объясните смысл. (Одного поля ягода - поведение одного человека похоже на поведение и поступки другого)

- Прочитайте пословицы. Слайд.

  • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
  • С одной ягоды сыт не будешь.
  • Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

- Можно ли объединить данные пословицы в одну группу и по какому признаку? (Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: ягоды - не основная пища для человека)

 Ягоды вкусны и очень полезны. В них много витаминов и других необходимых веществ. Но для человека ягода - не самая важная пища. Одними ягодами накормить человека нельзя.

- Спишите понравившуюся пословицу, подчеркните орфограммы.

Самоопределение к деятельности

- Вспомните, что такое родственные слова. (Родственными

называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением) 

- Послушайте историю. Родственники

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тетя - гусеница.

- Возможно ли это? (Это невозможно, так как слова гусь, гусыня, гусята родственные, у них есть общая часть с одним и тем же значением -гусь-, а для слова гусеница будет родственным словом, например, гусеничный, т.е. общая часть будет -гусениц-(ч-))

- Как же нам показать это отличие на письме, как называется эта общая главная часть родственных слов? (Предположения детей)

- Проверим наши предположения в учебнике на с. 52.

- Прочитайте текст в рубрике «Узелки на память».

- Сделайте вывод и сформулируйте тему урока. (Главную общую часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называют корнем)

Тема урока: «Корень - главная часть слова». Слайд.

Наблюдать над правильным написанием букв.

Прописать буквы.

Составлять полное определение слова.

Записать словарное слово.

Поставить ударение.

Анализировать и объяснять смысл пословиц.

Записать пословицу, подчеркнуть орфограмму.

Вспомнить определение «родственные слов».

Анализировать историю.

Читать текст в рубрике «Узелки на память».

Предполагать тему и задачи урока.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

постановка и формулирование проблемы.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

Практич.: выполнение задания.

5 мин

3 мин

- Составьте рассказ по плану. Слайд.

1. Что такое корень?

2. Что в нем заключено?

3. Как пишется корень?

4. Как обозначается на письме?

- Составьте алгоритм нахождения корня в слове. Слайд.

1-й шаг: подобрать к слову… (как можно больше родственных слов).

2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по… (написанию и значению).

Проверим. Страница 53 «Шаги к умению». Перескажите.

Упражнение 69. Фронтальная работа у доски с комментированием.

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

- Предположите, о чем пойдет речь.

- Прочитайте текст. Что интересного заметили? (В тексте предложения не отделены друг от друга знаками препинания) 

- Разделите текст на предложения.

- Спишите, найдите и подчеркните однокоренные слова.

- Подчеркните другим цветом слова, которые являются проверочными.

- Какие орфограммы мы еще выделим? (Имена собственные, клички животных пишем с большой буквы)

- Написание каких слов нужно запомнить? (Слова жёлтый и чёрный пишутся с буквой ё)

Выборочное письмо: выписать однокоренные слова, выделить корень. Учитель читает текст три раза, дети по памяти записывают слова.

Также как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

 Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка посадил. Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Составлять рассказ по плану.

Составлять алгоритм.

Прочитать текст.

Разделить текст на предложения.

Выделить орфограммы.

Выписать однокоренные слова по памяти.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; применять освоенные способы действия.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

Практич.: выполнение упражнения.

1 мин

4 мин

7 мин

4 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

- Как выдумаете, для чего надо уметь грамотно писать слова?

- Есть ли разница, как я напишу слово - собака или сабака?
- Может быть, орфографию придумали зря?

- Представьте себе, что вы купили красивую книжку с картинками, а там написано... Слайд.

Текст без соблюдения орфографических правил.

Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
- Прочитайте эти предложения быстро.

- Просто ли это сделать?

- Давайте исправим ошибки. Слайд.

- Прочитайте снова. 

- Какой вывод можем сделать? (Грамотная запись слов экономит время при чтении текста)

Поэтому давайте повторим изученные орфограммы, чтобы быть грамотными и экономить время при чтении текста.

Упражнение 70 страница 54. У доски.

- Прочитайте задание и слова для выбора.

1. Помирились (мир). 2. Примеряла (примерка).

3. Прополоскала (полощет). 4. Приласкала (ласка). 5. В тени (тень). 6. Вытянул (тянет). 7. Жалело (жалко) 8. Живут (жить). 9. Слепили (лепка). 10. Прилипал (липкий).

Упражнение 71.

- Прочитайте предложения.

- Объясните смысл пословицы «Зимой снег…»

- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? (Написание и произношение парных согласных в корнях выделенных слов не совпадает)

- Какое правило нам нужно вспомнить?

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

- Запишите выделенные слова, через запятую, в скобках запишите проверочные слова.

Повторять движения.

Отвечать на вопросы.

Читать текст с ошибками.

Исправлять ошибки.

Делать вывод.

Выполнять упражнение.

Читать сообщение профессора.

Записать слова, подобрать проверочные.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- Что такое корень?

- Какое значение он имеет?

- Как он пишется?

- Какие орфограммы мы повторили на уроке?

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный и оцените свою работу на уроке.

Д/з: с. 55 (правило), упр. 72 с. 55 + упр. 141 с. 23 в РТ переписать в тетрадь.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

[й’агада]

Слайд 3

Гриб не хлеб, а ягода не трава. С одной ягоды сыт не будешь. Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: «Корень - главная часть слова»

Слайд 5

1. Что такое корень? 2. Что в нем заключено? 3. Как пишется корень? 4. Как обозначается на письме?

Слайд 6

1-й шаг: подобрать к слову… 2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по…

Слайд 7

Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.

Слайд 8

Я хочу бежать по зеленой травке за котом. Кот залез на дуб. Он хотел поймать воробья.

Слайд 9

гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

Слайд 10

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...

Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...

«Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»

laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...