Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Галимова Юлия Рустамовна

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18г.                                                                                                        Учитель школы: Абдрахимова Р.Т.______

Школа: МБОУ Кунашакская СОШ                                                                       Методист ЧПК№1: Кондратьева И.В._____

Класс:2-а                                                                                                                  Студентка 45 группы: Сайфулина Ю.Р.

 

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.»

Цели деятельности учителя: 

Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  
  • Уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
  • Уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • Активизировать словарный запас при подборе родственных слов;
  • Личностные:
  • Контролировать свое поведение на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради;
  • Воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму;
  • Воспитывать свой интерес к русскому языку и художественной литературе;
  • Понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс часть 2 (программа «Перспектива»), учебная презентация.

Этапы урока(методы, приемы)

Время

Содержание урок(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Этап самоопределения к деятельности (словесный)

2 мин.

-Здравствуйте!

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

-Можете садиться.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, диалоговый)

1 слайд

2 мин

5 мин.

- Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится! 

Минутка чистописания.

- Начнём наш урок с загадки.

   Загадка.

Оно на небосвод взошло

И смотрит к нам в оконце.

Оно нам дарит свет, тепло.

Всегда пусть светит...(Солнце)

- Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Удачи вам, ребята!

- С какой буквы начинается запись слова «солнце»?

- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце».

Запишите сегодняшнее число и классная работа.

Ребята, послушайте  и ответьте мне на вопрос.  

Ване надо было проверить безударную гласную в слове лиса из предложения « На полянку выбежала пушистая лиса». Ваня подобрал проверочное слово лес и написал: «На полянку выбежала пушистая леса» Всё ли он правильно сделал?

Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные? ( Потому что они не связаны по смыслу.)

Как проверить слово лиса в этом предложении? (Проверочными словами лисы, лисонька). Значит в словах лиса и леса разные корни.

А почему эти корни пишутся по-разному? (Потому что для них есть разные проверочные слова: лес и лисонька).

Выполнять задание.

Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Постановка учебной задачи (практический, диалоговый)

2 мин.

2 слайд

Ребята, а вот вы сейчас отвечали мне на вопросы, а исходя из ваших ответов, как вы думаете. Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Корень- главная часть слова. Однокоренные слова»

Какие цели вы поставите перед собой?

Формулировать тему и цели урока.

П.:  формулировать проблемы

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Открытие нового знания

(работа с книгой ,практический, чтение и анализ)

Динамическая пауза

5 мин.

1 мин

5 мин

2 мин

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 46 и прочитаем упражнение 61.

Прочитайте задание.

Прочитайте текст про себя. Один читает вслух.

Ребята, о чем этот текст?

Как можно озаглавить этот текст?

Давайте посмотрим, какие животные и их детеныши встречаются в этом тексте? Назовите их.

А теперь давайте прочитаем с вами правило на стр. 49 внизу учебника.

Запишите в тетради упражнение 61.

Пальчиковая гимнастика.

Запишите эти слова  тетрадь парами по образцу.

О б р а з е ц. Слониха – слоненок.

Что вы заметили в этих словах общего?

Можно ли назвать их словами – родственниками? Почему?

Выделите знаком            в каждой паре слов общую часть – корень. Проверьте, совпадают ли они по значению и написанию.

Обратите внимание, ребята, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение.  

А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными?

А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр 47.

Рассмотрите рисунок. Что там изображено?

Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова.

А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии?

Запишите в тетрадь упр 62.

Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни. Ребята, сравните слова по значению и написанию.

Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? (водитель) Почему?

Хорошо, молодцы!

Физкультминутка

Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнёмся, встаём на физминутку.

Движения повторяйте за мной. Начнём!

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

А теперь левую ручку разомнём.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять

Молодцы ! Присаживайтесь!

Слушать учителя, читать текст, работать по учебнику, выполнять задания.

Выполнять задание, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Учавствовать в физкультминутке

П.: отвечать на вопросы

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Первичное закрепление во внешней речи (практический)

5 мин.

7 мин

Итак, ребята, продолжим нашу работу! 

Откройте 48 страницу учебника и посмотрите упр 63.

Прочитайте про себя. Один прочитает вслух. Все ли слова в группах родственные? Запишите в тетрадь упр. 63 и выпишите только родственные слова и выделите корень.

Рассмотрите модели слов. К словам какой строчки подходят эти модели? Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными .

Молодцы! Закрываем учебники.

Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Посмотрите на слайд. Ваша задача дополнить предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

1)Мы живем на берегу Черного …..  .  2) Мой отец - ……  .  3)Отец служит на большом …… корабле. 4) …… - это жена моряка. 5) Мы отдыхали в небольшом …… городке.

Запишите дополненные вами предложения в тетрадь.

А теперь обменяйтесь тетрадями. И сверьте ответы со слайдом. Если у вашего соседа все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3.

Выполнять работу, отвечать на вопросы.

Выполнять работу самостоятельно, делать взаимопроверку

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности по продукту(аналитический)

2 мин.

-Ребята, наш урок подходит к концу давайте подведём итог.

- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Чем мы сегодня занимались?

Для чего важно верно находить корень слова? Есть ли в этом смысл?

Хорошо, а теперь поднимите высоко руку, те кому сегодня было легко на уроке. Хорошо, молодцы! А теперь , поднимите руку те, кому была не понятна тема урока, и у кого возникли трудности в работе?   Какие трудности у вас возникли?

Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы

Р.: анализировать собственную работу

Домашнее задание

2 мин.

Д/з РТ, упр. 131

Записывать д/з



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку "Разбор глагола как часть речи", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;Уметь: разбирать глагол как часть речи;Вспомнить о грамматических признаках глагола.     Личностные:п...