Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 26.02.18г. Учитель школы: Абдрахимова Р.Т.______
Школа: МБОУ Кунашакская СОШ Методист ЧПК№1: Кондратьева И.В._____
Класс:2-а Студентка 45 группы: Сайфулина Ю.Р.
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.»
Цели деятельности учителя:
Формирование умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
- Уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- Активизировать словарный запас при подборе родственных слов;
- Личностные:
- Контролировать свое поведение на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради;
- Воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму;
- Воспитывать свой интерес к русскому языку и художественной литературе;
- Понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс часть 2 (программа «Перспектива»), учебная презентация.
Этапы урока(методы, приемы) | Время | Содержание урок(деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД |
Этап самоопределения к деятельности (словесный) | 2 мин. | -Здравствуйте! Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? -Можете садиться. | Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку. | Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, диалоговый) | 1 слайд 2 мин 5 мин. | - Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится! Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. - У нас сегодня всё получится! Минутка чистописания. - Начнём наш урок с загадки. Загадка. Оно на небосвод взошло И смотрит к нам в оконце. Оно нам дарит свет, тепло. Всегда пусть светит...(Солнце) - Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Удачи вам, ребята! - С какой буквы начинается запись слова «солнце»? - Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце». Запишите сегодняшнее число и классная работа. Ребята, послушайте и ответьте мне на вопрос. Ване надо было проверить безударную гласную в слове лиса из предложения « На полянку выбежала пушистая лиса». Ваня подобрал проверочное слово лес и написал: «На полянку выбежала пушистая леса» Всё ли он правильно сделал? Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные? ( Потому что они не связаны по смыслу.) Как проверить слово лиса в этом предложении? (Проверочными словами лисы, лисонька). Значит в словах лиса и леса разные корни. А почему эти корни пишутся по-разному? (Потому что для них есть разные проверочные слова: лес и лисонька). | Выполнять задание. Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы. | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Постановка учебной задачи (практический, диалоговый) | 2 мин. 2 слайд | Ребята, а вот вы сейчас отвечали мне на вопросы, а исходя из ваших ответов, как вы думаете. Какая тема сегодняшнего урока? Тема урока «Корень- главная часть слова. Однокоренные слова» Какие цели вы поставите перед собой? | Формулировать тему и цели урока. | П.: формулировать проблемы К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Открытие нового знания (работа с книгой ,практический, чтение и анализ) Динамическая пауза | 5 мин. 1 мин 5 мин 2 мин | - Ребята, давайте откроем учебник на стр. 46 и прочитаем упражнение 61. Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя. Один читает вслух. Ребята, о чем этот текст? Как можно озаглавить этот текст? Давайте посмотрим, какие животные и их детеныши встречаются в этом тексте? Назовите их. А теперь давайте прочитаем с вами правило на стр. 49 внизу учебника. Запишите в тетради упражнение 61. Пальчиковая гимнастика. Запишите эти слова тетрадь парами по образцу. О б р а з е ц. Слониха – слоненок. Что вы заметили в этих словах общего? Можно ли назвать их словами – родственниками? Почему? Выделите знаком в каждой паре слов общую часть – корень. Проверьте, совпадают ли они по значению и написанию. Обратите внимание, ребята, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение. А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными? А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр 47. Рассмотрите рисунок. Что там изображено? Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова. А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии? Запишите в тетрадь упр 62. Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни. Ребята, сравните слова по значению и написанию. Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? (водитель) Почему? Хорошо, молодцы! Физкультминутка Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнёмся, встаём на физминутку. Движения повторяйте за мной. Начнём! Мы ладошкой потрясём, А теперь левую ручку разомнём. Чтоб красиво написать Молодцы ! Присаживайтесь! | Слушать учителя, читать текст, работать по учебнику, выполнять задания. Выполнять задание, работать с учебником, отвечать на вопросы. Учавствовать в физкультминутке | П.: отвечать на вопросы П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Первичное закрепление во внешней речи (практический) | 5 мин. 7 мин | Итак, ребята, продолжим нашу работу! Откройте 48 страницу учебника и посмотрите упр 63. Прочитайте про себя. Один прочитает вслух. Все ли слова в группах родственные? Запишите в тетрадь упр. 63 и выпишите только родственные слова и выделите корень. Рассмотрите модели слов. К словам какой строчки подходят эти модели? Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными . Молодцы! Закрываем учебники. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Посмотрите на слайд. Ваша задача дополнить предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка. 1)Мы живем на берегу Черного ….. . 2) Мой отец - …… . 3)Отец служит на большом …… корабле. 4) …… - это жена моряка. 5) Мы отдыхали в небольшом …… городке. Запишите дополненные вами предложения в тетрадь. А теперь обменяйтесь тетрадями. И сверьте ответы со слайдом. Если у вашего соседа все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3. | Выполнять работу, отвечать на вопросы. Выполнять работу самостоятельно, делать взаимопроверку | К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Рефлексия деятельности по продукту(аналитический) | 2 мин. | -Ребята, наш урок подходит к концу давайте подведём итог. - О чем мы сегодня с вами говорили на уроке? Чем мы сегодня занимались? Для чего важно верно находить корень слова? Есть ли в этом смысл? Хорошо, а теперь поднимите высоко руку, те кому сегодня было легко на уроке. Хорошо, молодцы! А теперь , поднимите руку те, кому была не понятна тема урока, и у кого возникли трудности в работе? Какие трудности у вас возникли? Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы | Р.: анализировать собственную работу |
Домашнее задание | 2 мин. | Д/з РТ, упр. 131 | Записывать д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут отно...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....
Конспект урока по русскому языку "Разбор глагола как часть речи", УМК "Перспектива", 4 класс
Предметные:Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;Уметь: разбирать глагол как часть речи;Вспомнить о грамматических признаках глагола. Личностные:п...