Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Знакомство с буквой В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе

 «Знакомство с буквой В»

Кл .рук : Гущина С.В.

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.  

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.      

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].

Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.

Применять эти знания на практике при чтении текста.

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Слово учителя

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!

Итак. Начинаем с вами урок обучения грамоте.

- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Актуализация и целеполагание.

- Сегодня урок открытия нового знания, и начинаем мы его, как вы наверное догадываетесь,  с повторения.

-Наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

(картинка)

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс, Винни решил посмотреть, чему вы, ребята, научились за время учебы в школе. Покажем, дети? (Да) Хорошо. Поместим его на доску, чтобы он внимательно нас всех слушал. Итак, перед тем как мы с вами начнем  изучать новую букву, мы покажем Винни - Пуху, чему мы научились. На улице светило яркое, яркое солнышко, торопился Винни-Пух к нам, нес все буквы, которые мы изучили. Но вдруг набежала тучка, пошел дождик, перепутались все буквы. Помогите Винни-Пуху спрятать буквы под зонтики. Как вы думаете, почему у нас один зонтик красный, а другой синий? (потому что буквы гласные и согласные)

Дети выходят по одному,  распределяют буквы у доски. (Отделяют гласные от согласных).

а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л

- Молодцы, ребята, не дали буквам промокнуть!

- Ребята, а вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

 Слайд 1 – вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.

Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили? (Эти все слова начинаются на букву В) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?

- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)

- А теперь попытайтесь  назвать тему урока. (Буква В)

Буква В и звуки, которые она обозначает  

- Давайте назовем задачи нашего урока:

С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ в ], [ в’])

Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

- Молодцы, ребята. Винни – Пух доволен вашей работой.

III.Открытие новых знаний.

1.Отгадывание загадки.

Много рук , а нога одна

2. По морю идет, идет

Вешаю картинку на доску

-давайте произнесем это слово  Ветка  хором…

-назовите первый звук в этом слове (в)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите второй звук в этом слове (е)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

-назовите третий звук в этом слове (т)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите четвертый звук в этом слове (к)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (глухой)

- Сколько слогов в этом слове? (2)  (На доске появляется схема:

- докажите

Давайте еще раз произнесем первый звук (В)

Какой он, еще раз повторим хором: согласный, твердый, звонкий.

- Назовите мне слова, которые начинаются с этого звука [в].  (Вова, волосы….)

- А теперь назовите мне слова, где звук в будет в середине слова (корова, диван….)

- А теперь спрячьте его в конец слова (…)

Загадка

2 загадка в паре

-давайте произнесем это слово хором…

-назовите первый звук в этом слове (в,)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (мягкий)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите второй звук в этом слове (и)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

-назовите третий звук в этом слове (л)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

-назовите четвертый звук в этом слове (к)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (глухой)

-назовите пятый звук в этом слове (а)

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)

- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)

- Сколько слогов в этом слове? (2)  (На доске появляется схема:

- докажите, что 2 слога (2 гласных звука. Сколько гласных, столько и слогов)

- Давайте поставим ударение

- ударный и

Давайте еще раз произнесем первый звук (В,)

Какой он, еще раз повторим хором: согласный, мягкий, звонкий.

Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».

-  Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать: если твёрдый – встают мальчики, если мягкий –встают девочки.

(Вилка, варежки, вьюга, волк, воробей, виноград,  василек, дверь, волосы)

- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!

- С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,])

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’] ?

6. Знакомство с буквой  заглавной и строчной буквой В, в.

- А теперь, для того чтобы Винни Пух  смог написать своё имя, мы должны показать, как пишется буква Вв в тетради.

  Посмотрите на доску и сравните печатную и прописную букву.

- Чем они отличаются?   ( тем, что прописная пишется с наклоном )

- Назовите элементы из которых состоит заглавная буква «В».

(две полоски в форме полуовала, полоска в форме прямой линии с петлёй)

- Давайте сравним заглавную букву «В» и строчную букву «в». Похожи ли они?

- Нет.

- Правильно! Строчная буква «в» состоит из двух элементов: из петельки и небольшого овала.

- А теперь, для того чтобы Волк смог написать своё имя, мы должны показать, как пишется буква Вв в тетради.

  Посмотрите на доску и сравните печатную и прописную букву.

- Чем они отличаются?   ( тем, что прописная пишется с наклоном )

- Назовите элементы из которых состоит заглавная буква «В».

(две полоски в форме полуовала, полоска в форме прямой линии с петлёй)

- Давайте сравним заглавную букву «В» и строчную букву «в». Похожи ли они?

- Нет.

- Правильно! Строчная буква «в» состоит из двух элементов: из петельки и небольшого овала.

- А теперь посмотрим, как пишем строчную букву «в».

Начинаем писать с петли немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную вверх. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведём ручку вниз. Не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.

- А сейчас, попробуем написать строчную букву «в» в воздухе, повторяя за ручкой.

         ( письмо в воздухе )

- Теперь пропишем в прописи, но для начала вспомним правило, как нужно правильно сидеть, держать ручку и правильно положить тетрадь при письме.

 Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За  работу я возьмусь.

                   ( прописывают строчную букву «в» )

- А сейчас давайте посмотрим, как пишем заглавную букву «В».

Начинаем писать с середины широкой строки. Сверху вниз ведём прямую линию. Не доводя до нижней линии закругляем влево и ведём наклонную линию, пересекая прямую, вправо пишем полуовал коснувшись верхней линии.  Ведём полуовал вправо, опускаем вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии.

- Попробуем написать заглавную букву «В» в воздухе, повторяя за ручкой.

                         ( письмо в воздухе )

- Теперь пропишем в прописи.      (прописывают в прописи)

- А теперь посмотрим, как пишем строчную букву «в».

Начинаем писать с петли немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную вверх. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведём ручку вниз. Не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.

- А сейчас, попробуем написать строчную букву «в» в воздухе, повторяя за ручкой.

         ( письмо в воздухе )

- Теперь пропишем в прописи, но для начала вспомним правило, как нужно правильно сидеть, держать ручку и правильно положить тетрадь при письме.

.

IV. Физкультминутка  (1мин)

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

V. Работа над слогами-слияниями.

- Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.

– читаем слоги хором только в первой строчке;

– читаем слоги с твердым согласным;

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

– прочитаем слог с мягким согласным.

- Читаем слоги столбиками

- Молодцы! У вас хорошо получается.

- Винни-Пух рад вашим успехам и предлагает вам разучить  чистоговорку:

VI. Закрепление новых знаний

- Винни-Пуху хочется  послушать, как вы, ребята, умеете читать.

1. Чтение  слов с буквой «в»  «по цепочке» в учебнике

- Молодцы! У вас все хорошо получается!

- Будем читать хором.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

2. Работа с таблицей

2.Рефлексия.

   - Что понравилось на уроке?

   - В чем испытывали затруднения?

   - Мы с вами продолжим изучение новых  звуков и научимся писать строчную букву в  на уроке письма.

  Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

-  Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».

- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».

- Спасибо за урок!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....