Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе
«Знакомство с буквой В»
Кл .рук : Гущина С.В.
Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)
Класс: 1
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок - игра.
Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые.
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Слово учителя
-Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!
Итак. Начинаем с вами урок обучения грамоте.
- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Актуализация и целеполагание.
- Сегодня урок открытия нового знания, и начинаем мы его, как вы наверное догадываетесь, с повторения.
-Наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
(картинка)
- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс, Винни решил посмотреть, чему вы, ребята, научились за время учебы в школе. Покажем, дети? (Да) Хорошо. Поместим его на доску, чтобы он внимательно нас всех слушал. Итак, перед тем как мы с вами начнем изучать новую букву, мы покажем Винни - Пуху, чему мы научились. На улице светило яркое, яркое солнышко, торопился Винни-Пух к нам, нес все буквы, которые мы изучили. Но вдруг набежала тучка, пошел дождик, перепутались все буквы. Помогите Винни-Пуху спрятать буквы под зонтики. Как вы думаете, почему у нас один зонтик красный, а другой синий? (потому что буквы гласные и согласные)
Дети выходят по одному, распределяют буквы у доски. (Отделяют гласные от согласных).
а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л
- Молодцы, ребята, не дали буквам промокнуть!
- Ребята, а вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.
Слайд 1 – вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.
Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили? (Эти все слова начинаются на букву В) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?
- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)
- А теперь попытайтесь назвать тему урока. (Буква В)
Буква В и звуки, которые она обозначает
- Давайте назовем задачи нашего урока:
С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ в ], [ в’])
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
- Молодцы, ребята. Винни – Пух доволен вашей работой.
III.Открытие новых знаний.
1.Отгадывание загадки.
Много рук , а нога одна
2. По морю идет, идет
Вешаю картинку на доску
-давайте произнесем это слово Ветка хором…
-назовите первый звук в этом слове (в)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите второй звук в этом слове (е)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
-назовите третий звук в этом слове (т)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите четвертый звук в этом слове (к)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (глухой)
- Сколько слогов в этом слове? (2) (На доске появляется схема:
- докажите
Давайте еще раз произнесем первый звук (В)
Какой он, еще раз повторим хором: согласный, твердый, звонкий.
- Назовите мне слова, которые начинаются с этого звука [в]. (Вова, волосы….)
- А теперь назовите мне слова, где звук в будет в середине слова (корова, диван….)
- А теперь спрячьте его в конец слова (…)
Загадка
2 загадка в паре
-давайте произнесем это слово хором…
-назовите первый звук в этом слове (в,)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (мягкий)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите второй звук в этом слове (и)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
-назовите третий звук в этом слове (л)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите четвертый звук в этом слове (к)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (глухой)
-назовите пятый звук в этом слове (а)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
- Сколько слогов в этом слове? (2) (На доске появляется схема:
- докажите, что 2 слога (2 гласных звука. Сколько гласных, столько и слогов)
- Давайте поставим ударение
- ударный и
Давайте еще раз произнесем первый звук (В,)
Какой он, еще раз повторим хором: согласный, мягкий, звонкий.
Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».
- Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать: если твёрдый – встают мальчики, если мягкий –встают девочки.
(Вилка, варежки, вьюга, волк, воробей, виноград, василек, дверь, волосы)
- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!
- С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,])
- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’] ?
6. Знакомство с буквой заглавной и строчной буквой В, в.
- А теперь, для того чтобы Винни Пух смог написать своё имя, мы должны показать, как пишется буква Вв в тетради.
Посмотрите на доску и сравните печатную и прописную букву.
- Чем они отличаются? ( тем, что прописная пишется с наклоном )
- Назовите элементы из которых состоит заглавная буква «В».
(две полоски в форме полуовала, полоска в форме прямой линии с петлёй)
- Давайте сравним заглавную букву «В» и строчную букву «в». Похожи ли они?
- Нет.
- Правильно! Строчная буква «в» состоит из двух элементов: из петельки и небольшого овала.
- А теперь, для того чтобы Волк смог написать своё имя, мы должны показать, как пишется буква Вв в тетради.
Посмотрите на доску и сравните печатную и прописную букву.
- Чем они отличаются? ( тем, что прописная пишется с наклоном )
- Назовите элементы из которых состоит заглавная буква «В».
(две полоски в форме полуовала, полоска в форме прямой линии с петлёй)
- Давайте сравним заглавную букву «В» и строчную букву «в». Похожи ли они?
- Нет.
- Правильно! Строчная буква «в» состоит из двух элементов: из петельки и небольшого овала.
- А теперь посмотрим, как пишем строчную букву «в».
Начинаем писать с петли немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную вверх. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведём ручку вниз. Не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.
- А сейчас, попробуем написать строчную букву «в» в воздухе, повторяя за ручкой.
( письмо в воздухе )
- Теперь пропишем в прописи, но для начала вспомним правило, как нужно правильно сидеть, держать ручку и правильно положить тетрадь при письме.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
( прописывают строчную букву «в» )
- А сейчас давайте посмотрим, как пишем заглавную букву «В».
Начинаем писать с середины широкой строки. Сверху вниз ведём прямую линию. Не доводя до нижней линии закругляем влево и ведём наклонную линию, пересекая прямую, вправо пишем полуовал коснувшись верхней линии. Ведём полуовал вправо, опускаем вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии.
- Попробуем написать заглавную букву «В» в воздухе, повторяя за ручкой.
( письмо в воздухе )
- Теперь пропишем в прописи. (прописывают в прописи)
- А теперь посмотрим, как пишем строчную букву «в».
Начинаем писать с петли немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную вверх. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведём ручку вниз. Не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.
- А сейчас, попробуем написать строчную букву «в» в воздухе, повторяя за ручкой.
( письмо в воздухе )
- Теперь пропишем в прописи, но для начала вспомним правило, как нужно правильно сидеть, держать ручку и правильно положить тетрадь при письме.
.
IV. Физкультминутка (1мин)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
V. Работа над слогами-слияниями.
- Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.
– читаем слоги хором только в первой строчке;
– читаем слоги с твердым согласным;
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
– прочитаем слог с мягким согласным.
- Читаем слоги столбиками
- Молодцы! У вас хорошо получается.
- Винни-Пух рад вашим успехам и предлагает вам разучить чистоговорку:
VI. Закрепление новых знаний
- Винни-Пуху хочется послушать, как вы, ребята, умеете читать.
1. Чтение слов с буквой «в» «по цепочке» в учебнике
- Молодцы! У вас все хорошо получается!
- Будем читать хором.
- Эти слова нам встретятся в тексте.
2. Работа с таблицей
2.Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Мы с вами продолжим изучение новых звуков и научимся писать строчную букву в на уроке письма.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
- Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.
- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».
- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....