Конспекты уроков обучение грамоте (письмо). 1 класс, Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бальчугова Татьяна Леонидовна

Конспекты уроков обучение грамоте (письмо). 1 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.09.2022

Тема: Работа с серией сюжетных картинок. Пропись. Ориентировка на странице прописей

Ход урока

Работа в тетради «Прописи» № 1

2. Объяснение правил работы в рабочей тетради «Прописи».

Задания:

1) рассказать, чем похожи картинки на с. 4 и 5; есть ли разница в действиях ребят;

2) определить, одинаково ли положение тетрадей у мальчика и девочки.

Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ли на месте, все ли в порядке

Ручка, карандаш, тетрадка?

Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом при письме.

  • Ребята, скажите, а вы знаете, как нужно правильно сидеть за столом при письме? (Слайд 2) Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно рассмотреть изображение на слайде. Как сидит мальчик на рисунке слева? Как сидит мальчик на рисунке справа? Кто из них сидит правильно? Как же правильно нужно сидеть за столом?
  • Ученик должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) должна быть слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, должна лежать на столе, параллельно его краю.  

Итак, сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

  1. Как правильно расположить тетрадь.
  • Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 4-5).
  • Есть люди, которые пишут правой рукой, в этой же руке они держат ложку, когда едят, а есть, которые все это делают левой. Если вы пишете и рисуете правой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает мальчик. Если вы пишете и рисуете левой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает девочка.
  • Наиболее правильное положением тетради такое, когда то, что мы пишем, находится напротив середины груди.
  • Тетрадь должна лежать под углом, чтобы удобно было писать письменные буквы, за счет наклона тетради создается наклон букв на строке.

3. Как правильно держать ручку.

Ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. (Ученики несколько раз упражняются: кладут ручку на парту, берут тремя пальцами. Чтобы показать, что указательный палец только придерживает ручку, нужно предложить ребятам выполнить следующее упражнение: «Несколько раз поднимите и опустите указательный палец, при этом ручка не должна упасть»).

  • У тех, кто пишет правой рукой, ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку с левой стороны, указательный палец придерживает ее сверху.

 (Учитель проходит по классу, проверяет, как ребята держат ручки, при этом обращает внимание на то, чтобы три пальца были слегка закруглены и не сжимали ручку слишком сильно. Важно также отметить, что расстояние от кончика пера до указательного пальца у праворуких должно быть примерно 2 см, а у ребят, пишущих левой рукой, это расстояние должно быть больше).

  1. Соединение предметов линиями в точном соответствии с точкой начала движения и указанным стрелкой направлением движения. Проведение линий слева направо, сверху вниз.

Задания:

1) найти голубую точку на втором листочке (рис. на с. 6), провести линию от второго листочка к третьему и т. д.;

2) последовательно соединить божьих коровок, не пропуская ни одну из них;

3) догадаться, что нужно сделать на с. 7, рассказать об этом, описать последовательность действий в процессе выполнения первого задания;

4) выполнить работу на первой строчке: провести линию из центра каждой звездочки сверху вниз (с. 7);

5) сравнить работу на первой строчке с работой на второй строчке, определить, чем они различаются;

6) провести линию слева направо из центра каждого грибочка на второй строке;

7) продолжить работу на странице  самостоятельно.

  • А сейчас мы будем выполнять задания в тетради. Сначала задания в тетради будут несложными, главное при их выполнении — научиться правильно сидеть, правильно держать ручку и понимать, что нужно сделать на каждой странице.
  • Открываем тетради (стр. 6). Что изображено на этой странице? Правильно листочки и божьи коровки. Нам нужно выполнить задание: «Соединить листик с листиком, а божью коровку с божьей коровкой». Найдите на первом листочке голубую точку. Все нашли? А теперь найдите голубую точку на втором листочке. Листочек соединен с листочком ровной линей, а голубая точка – это место, из которого начинается движение ручки, голубая стрелочка подсказывает направление движения.
  • Приготовьтесь выполнять задание. Найдите третий листочек. Также как на втором листочке поставьте точку. Обратите внимание, где расположена точка на втором листочке? Правильно в центре. Теперь проведите линию от второго листочка к третьему и т. д. Соединить нужно последовательно все листики, не пропуская ни одного из них. Линии должны быть ровными, не волнистыми.

(Аналогичная работа проводиться и с божьими коровками).

Задание на стр.7

  • Скажите, что нарисовано в верхней строке? Правильно, звездочки. С помощью наших помощников, точки и стрелочки, попробуйте догадаться, что нужно будет делать. Да, нужно из центра каждой звездочки проводить линию сверху вниз. Кто может объяснить, как вы догадались, что линию нужно начинать именно из центра звездочки? Верно, вы увидели точку в центре звездочки. А как вы догадались, что линия должна идти сверху вниз? Правильно, именно на это направление движения указывает стрелочка. Обратите внимание на то, что линии от звездочки должны быть одинаковой длины. Приступаем к выполнению задания.
  • Посмотрите внимательно, что нарисовано на второй строчке? Правильно, грибочки. С помощью наших помощников, точки и стрелочки, попробуйте догадаться, что нужно будет делать.  Правильно, нужно из центра каждого грибочка проводить линию слева направо. Кто может объяснить, как вы догадались, что линию нужно начинать именно из центра грибочка? Верно, вы увидели точку в центре грибочка. А как вы догадались, что линия должна идти слева направо? Правильно, именно на это направление движения указывает стрелочка. Обратите внимание на то, что линии от грибочка должны быть одинаковой длины. Приступаем к выполнению задания.
  • А теперь, ребята, посмотрите на линии, которые вы провели от звездочек мы всегда будем проводить сверху вниз. Такие линии называются вертикальными, их мы всегда будем проводить сверху вниз. А теперь посмотрите на линии, которые мы провели от грибков. Такие линии называются горизонтальными. Их мы будем проводить слева направо.
  • Продолжаем работу на странице  самостоятельно.

Итог урока. Рефлексия.

  • Что делали на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как вы думаете, нам удалось решить поставленные задачи?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Какое задание оказалось для вас самым трудным? А какое самым лёгким?

Дата: 15.09.2022

Тема: Составление рассказов (устно) по собственым наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Отработка алгоритма действий на странице прописей. Проведение параллельных линий.

Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы Наклонные и прямые линии

Цель урока: обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  1. отвечать на простые вопросы учителя;
  2. формировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
  3. формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение слушать и понимать других;
  2. формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  3. формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

  1. формировать интерес (мотивацию) к обучению;
  2. формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

  1. формировать умение организовывать своё рабочее место;
  2. формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.

Виды работы на уроке: фронтальная, в парах.

Оборудование урока: серия сюжетных картинок.

Ход урока.

Орг. момент

Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске:

АУРЫ

ЭЕОА

ШЛХЧ

ОЬНЙ

- Найдите на первой строчке букву, которая обозначает согласный звук и докажите, что вы правы.

- Найдите на второй строчке букву, которая может обозначать два звука.

- Найдите на третьей строчке букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звук.

- На четвёртой строчке найдите букву, которая не даёт звука.

- А теперь давайте сложим найденные буквы. Что получилось?

Постановка целей и задач урока.

- Над чем мы с вами будем работать?

- Верно. А что такое речь? (Речь – это то, что мы говорим и слышим, читаем и пишем.)

- Молодцы. А какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Создание проблемной ситуации.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

- Что вы видите на первой картинке?

- А на второй?

Работа по теме урока

- Я вам скажу по секрету, что картинок всего четыре, и вы видите только первую и последнюю. Как вы думаете, что же случилось с мальчиком? Куда делись яблоки? Предположите, что нарисовано на двух пропущенных картинках? (Мальчик собирает яблоки. У мальчика пропали яблоки. Яблоки у мальчика украли. Кто-то над ним подшутил. Кто-то съел яблоки.)

Давайте посмотрим,  у вас на столах конверт.  (Дети открывают конверты и достают 4 картинки.) 

- Для того чтобы узнать, что же произошло на самом деле, мы должны… (варианты детей)

-Рассмотреть картинки, поставить картинки по порядку.

- Составим предложения к каждой и озаглавим.

- Молодцы!  

- Художник нарисовал интересную историю, а мы давайте её теперь расскажем.

Работа по теме урока (продолжение)

- Прежде чем мы начнём, восстановите последовательность событий? Проверим с доской. Самооценка.

- Посмотрите на первую картинку. Кто изображён на ней? Но мы не можем употреблять только одно это слово. Это будет ошибкой. Давайте придумаем мальчику имя. А как по-другому мы ещё можем его назвать? (Мальчик. Петя. Он.)

Что он делает?

Давайте подумаем, зачем мальчику могли понадобиться яблоки?

(Мальчик  Петя. Собирает яблоки. Для варенья, мама попросила, для компота, просто поесть.)

Составить предложение к картинке и записать его в виде схемы.

Сколько слов в предложении? Докажи, это предложение?

- Посмотрите на вторую картинку.

Кто появился?

Что заинтересовало ёжика? (Ёжик.  Корзинка с яблоками.)

Составить предложение к картинке и записать его в виде схемы.

- Посмотрите на третью картинку.

Что сделал ёжик? (Забрал яблоки.)

А мальчик? (Ничего не заметил.)

Составить предложение к картинке и записать его в виде схемы.

- Хорошо. И последняя картинка.

Что произошло с мальчиком?

Какие чувства он испытывает? (Он увидел, что яблоки пропали.  Расстроился, огорчился, удивился, обиделся.)

Составить предложение к картинке и записать его в виде схемы.

Физкультминутка.

- Молодцы. А теперь давайте чуть-чуть передохнём.

 «Яблоко»

Вот так яблоко! Оно сока сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.

Дата: 16.09.2022

Тема: Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Горизонтальные и вертикальные линии.

Цели:

1.  Учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии.

2.  Коррекция моторики рук, зрительного восприятия (на основе специально подобранных игр).

Оборудование:

карандаши, заготовки, образец педагога специальные игры, занимательный материал.

Ход занятия.

I.        Организационный этап

- Посмотри, какая сегодня чудесная погода: светит солнышко, поют птички, у всех хорошее настроение. Давай улыбнёмся друг другу и настроимся на занятие.

1.        Проговаривание стихотворения с элементами самомассажа.

Доброе утро, глазки! (поглаживание век)

Вы проснулись?

Проснулись!

Доброе утро, щёчки! (поглаживание щёк)

Вы проснулись?

Проснулись!

Доброе утро, ушки! (разминание кончиков ушей)

Вы проснулись?

Проснулись!

Доброе утро, ручки! (потереть ладони друг о друга)

Вы проснулись?

Проснулись!

II. Сообщение темы занятия

Сегодня по дороге в детский сад я нашла конверт что-то интересное лежит в нем. Давайте посмотрим, что это.

Ребята, здесь лежат загадки! Вы сможете их разгадать?

o По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей. (Солнце).

o Раскинут ковер, рассыпан горох.

Ни ковра, ни поднять, ни гороха собрать. (Звезды и небо).

o Он и летом и зимой – между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди он все будет впереди. (Горизонт).

«Горизонтальные и вертикальные линии».

Правильно, ребята, это горизонт. Линия, которая делит небо и землю.

Посмотрите на рисунок. Что здесь нарисовано? Что делает солнце?

Да, ребята, здесь нарисован солнечный закат. Солнце прячется за линию горизонта.

Вот эта линия. Она будет называться горизонтальной линией.

Эта тянется слева – направо и справа – налево. И любая другая линия, которая тянется слева – направо и справа – налево будет называться горизонтальной.

Нарисуйте в воздухе пальцем горизонтальную линию.

А еще существует вертикальная линия. Эта линия, которая идет сверху – вниз или снизу – вверх.

Ствол этого дерева является вертикальной линией.

Нарисуйте в воздухе вертикальную линию.

Ребята, а теперь скажите мне, какие линии называются горизонтальными? А какие вертикальными?

Ребята выйдите из-за столов. Найдите вокруг себя в группе горизонтальные и вертикальные линии.

 Давайте с Вами выполним не сложные задания и попробуем нарисовать вертикальные и горизонтальные линии но для этого сначала выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика (Су-Джок или с карандашами)

 Все помнят как мы сидим за столом? Наша осанка. Карандаши держим в какой руке ?

Самостоятельная работа детей.

 (Игровые задания)

Задание 1- Жили-были в домике зайчата. Как-то раз решили они навести
порядок: вымыть свой домик и покрасить его. И так дружно взялись за дело: один ведра достает, другой воду несет, третий подметает. И все бы ничего, да стерлись у зайчат все щетки, нечем им мыть полы и красить домик.

- Ребята, давайте поможем зайчатам и нарисуем щетки.

1.  Упражнения для рук

Дети получают заготовки щеток на бумаге, берут карандаши и выполняют работу; по ходу выполнения работы разбираем с учащимися какие бывают щетки и где они используются.

III.Физминутка.

Ребятки, теперь мы с вами немножко разомнемся.

Повторяйте за мной все движения.

- Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел.

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать.

Надо на носочки встать.

2 Задание  «Пройди по дорожке»

3 Задание кажется у нас совсем высохла земля, нужно полить наши ёлочки и грибочки давайте нарисуем дождик «Нарисуй дождик»

4. Задание в тетради рисуем вертикальную и горизонтальную линию чередуя друг с другом.

 5 Задание Д/И «Заштрихуй не ошибись» Вертикально и горизонтальн .

Грибы- Черным (вертикально)

Зонт – синим (Горизонтально)

Петух – красным (вертикально)

Кот – оранжевым (горизонтально)

Черепаха –коричневым (вертикально)

Елка – зеленым (горизонтально)     IV Подведения итога занятия. О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие линии вы знаете ? какие называются вертикальными? Горизонтальными ?

Дата: 07.11.2022

Тема: Письмо строчной буквы я 

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с письменной буквой я; создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «я»,  её соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты

Предметные

знать: графический облик, элементы письменной буквы «с», приёмы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического  анализа слова, гигиенические правила письма;

уметь: сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами, писать строчную  букву «я», соединять с другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов, выполнять гигиенические правила письма.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать анализ и самоконтроль.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

 Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Шамилевна, я проведу у вас урок письма. Присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

  II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: повторение изученного материала

Учебный диалог

4-5мин

Фронтальная форма работы

- Вспомним правила посадки при письме. Придвиньте стулья. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком.

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоят слова?

- Чем мы на письме обозначаем звуки?

-Молодцы, а сейчас посмотрите на экран и скажите, что это за предметы?

-А как вы думаете, на что они похожи?

-Хорошо.


 Проверяют посадку.

Отвечают на вопросы.

-Из слогов

-буквами

-скворечник, яблоко на ветке.

-на букву «я».

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

П: подведение под понятие

III. Постановка учебной задачи

Пробл.: подвод. диалог, формулирование целей.

4-5м

-Посмотрите на экран.

- Отгадайте загадку.

- Яблоко янтарное я сорвал в саду,

С яблоней ветвистою я живу в ладу.

Потому и яблоки ем частенько я,

«Яблоко» и «яблоня» — слова на букву...


-
Кто можем предположить, какая тема нашего урока? 

- А какая цель урока?

-Верно, а что мы будем для этого делать? С чего мы начнем?

-Что будем делать дальше?

Выполняют задание

- Я.


- Тема урока – «Строчная буква «я»».

-Цели урока: 1. научиться писать строчную букву «я»,

2. научиться соединять букву «я»  с другими буквами при письме слогов, слов.

-План:

1.узнаем элементы буквы «я»

2. научимся писать строчную букву «я»

3. будем писать слоги и слова со строчной буквой «я».

П: подведение под понятие

К:аргументирование своей позиции

П:  рассуждение; построение речевого высказывания в устной форме

IV. «Открытие» нового знания

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Частично-поисковый: анализ элементов буквы.

Частично-поисковый: наблюдение образца буквы

Практический: письмо в воздухе.

Практический: письмо буквы

Частично-поисковый: наблюдение образца буквы

Практический: письмо буквы

Фронтальная форма работы

-Откройте прописи на стр. 20, обратите внимание на верх страницы.

-Скажите, что мы видим?

Скажите, из скольких элементов она состоит? Какой первый? Какой второй?

-Верно, обведите в прописи элементы буквы «я».

-А теперь что вы видите ниже под элементами?

-Обведите и их.

-Ребята, сейчас мы будем писать, поэтому давайте разомнем наши пальчики.  

Наши пальчики проснулись.
Потянулись. Потянулись.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Каждый пальчик вытираем, 
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку.
И садимся за тетрадку.

-Ребята, посмотрите на доску, как  буду писать букву «я».

-Начинаю писать букву «я» немного выше нижней  линии рабочей строки, закругляю вправо до середины рабочей строки, веду прямую вверх, отклоняясь вправо, пишу полуовал, делаю повтор до верхней линии рабочей строки, пишу прямую до нижней линии с закруглением вправо.

-Возьмите в руки ручки правильно. Я смотрю, кто правильно держит ручку. Пишем вместе со мной в воздухе. И- раз – и – два – и.

-Сейчас положили правильно прописи под наклоном. Сели правильно. Нашли первую рабочую строку со строчной буквой «я». Сначала обведите образец, а затем пропишите самостоятельно букву четыре раза. Начинаем писать. А я смотрю, все ли правильно держат ручку, следят за посадкой и держат правильно пропись.

-Подчеркните простым карандашом самую красивую букву.

- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните букву, которая получилась лучше остальных. Посмотрите на эту букву и напишите такие же красивые буквы до конца строки.

- Нашли вторую рабочую строку. Что вы там видите?

- Посчитайте, сколько букв в этом слове?

- А сколько звуков в схеме? Почему?

- Некоторые гласные буквы могут обозначать 2 звука. Если они стоят в начале слова, перед «ь», либо перед другой гласной буквой. Буква «я» входит в это число букв. Вы уже знаете еще одну такую букву, скажите мне ее.

- Верно. Возвращаемся к схеме. Сколько слогов в ней?

- Какой слог ударный? Давайте вместе произнесем «я`ма». Еще раз.

- Посмотрите, какое соединение между буквами «я» и «м»?

- А между буквами «м» и «а»?

-Верно, посмотрите, как буду писать слово «яма».

- Пишу букву «я», соединяю нижним соединением с буквой «м», и точно так же через нижнее соединение пишу букву «а».

- Напишите это слово один раз.

Отвечают на вопросы учителя.

Элементы строчной буквы «я».

-из 2 элементов.

- Первый элемент буквы «я».

Выполняют разминку для пальцев.

Смотрят образец учителя.

Пишут в воздухе вместе с учителем.

Пишут букву, соблюдая правила посадки.

- Звуковую схему слова «яма». 3 буквы.

- 4 звука.

- Это буква е.

- 2 слога.

- 1 слог ударный.

- Нижнее соединение.

- Тоже нижнее.

П: построение речевого высказывания

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Л.: уметь воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

V. Первичное закрепление

Частично-поисковый:

частичный фонетический анализ слов

Практический: письмо слов

Фронтальная форма работы

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте слово, которое вы там видите.

- Посмотрите на звуковую схему, сколько слогов в этом слове? Назовите их.

- Какой слог ударный? Давайте все вместе произнесем это слово.

- Посмотрите, какое соединение между буквами «я» и «б»?

- Найдите следующую строку и прочитайте предложение. Какое слово должно быть в конце?

- Проверьте свою посадку, наклон прописи. Найдите самостоятельно рабочую строку и напишите слово «яблони».

- 3 слога. Яб, ло, ни.

- 1 слог ударный.

- Нижнее соединение.

- Слово «яблони».

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Динамическая пауза.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практич.: письмо предложения

7-9мин

Индивидуальная форма работы.

- Посмотрите на следующую строку. Прочитайте предложение.

- Почему это предложение?

- Сколько в нем слов? Какое 1е? 2е? 3е?

- Почему слова «Зоя» и «Рае» пишутся с большой буквы?

- Посмотрите на слово «Зоя». Какие соединения в этом слове? Почему все нижние?

- Найдите рабочую строку и запишите самостоятельно это предложение.

- Не забываем про посадку.

- Зоя - сестра Раи.

- Начинается с заглавной буквы, в конце есть точка, выражает законченную мысль. 3 слова.

- Это имена.

- Нижние.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний.

Практич.: письмо в прописи

7мин

- Прочитайте предложение на последней строке. Обведите имя в конце предложения.

- Посмотрите на самую последнюю строчку. Что вы на ней видите? Прочитайте это слово.

- Что такое Россия?

- Верно. Посмотрите внимательно на это слово. Какую особенность вы видите?

- Верно. Слово «Россия» всегда пишется с большой буквы и с двумя буквами «с».

- Подумайте, какими словами вы бы могли назвать Россию? Приведу вам пример: огромная Россия.

- Запишите это словосочетание в рабочей строке.

- Слово «Россия».

- Это наша страна.

- В этом слове 2 буквы «с».

- Любимая, родная, большая, великая.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2-3мин

Ребята, какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ли мы этой цели?

Чему учились? Выполнили ли мы план?

За что себя похвалили бы?

Кого хотели бы похвалить?

Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

Формулируют предложения.

Отвечают на вопросы.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

 

Дата: 09.11.2022

Тема: Списывание слов, предложений с изученными буквами. Дифференциация букв а - я на письме АЗБУКА С 111

Цели: формировать умение правильно обозначать звук [а] буквами; познакомить с гласной буквой я, обозначающей два звука [й’а]; учить соотносить печатные и письменные гласные буквы; развивать фонематический слух и культуру произношения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эту букву, как тебя,

Называют буквой «я».

«Я» кончает алфавит,

Тихо после всех стоит.

II. Вступительное слово учителя.

– Какую роль может выполнять буква Я?

– Прочитайте стихотворение. Назовите слова, в которых буква я обозначает один или два звука.

ЯКАЛКА

Наша утка – крякалка,
А  Серёжка – якалка:  
«Я  сумею, я смогу,
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!

III. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи со схемами.

– Впишите букву в слово, руководствуясь схемой.

– Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова и после гласных буква я обозначает два звука [й], [а].)

– Прочитайте новые слова. (Якорь, маяк.)

– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?

2. Найди «лишнюю» букву.

– Рассмотрите желтый шар. Почему одна из букв зачеркнута? Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему?

3. «Собери букву».

– Красным карандашом подчеркните элементы буквы а, простым – элементы буквы я.

ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали и тихонько зашагали,
Мы отправились гулять, чтобы цаплю повстречать.
Тише, тише – вот она, у реки стоит одна.

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

4. Продолжи строчки. РТ

– Найдите закономерность записи букв в каждой строке. Самостоятельно допишите строчки. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

5. Соотнеси печатные и письменные буквы (самостоятельная работа).

– Рассмотрите буквы на следующей строке. Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

6. Впиши пропущенные буквы в слова.

Загадка. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)

– А знаете ли вы, что слово «имя» – очень древнее?

♦ Это интересно!

Имена – слова особые. В древности люди давали друг другу только такие имена, которые что-то значили, называя детей подходящими, на их взгляд, словами.

Индейцы Америки могли назвать ребёнка Ун-Уис – «совёнок», или Хома-Хомани – «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Пётр, что означало «камень», Фока – «тюлень», Хризис – «золото».

– Что означают ваши имена? Почему вас так назвали?

7. Игра «Занимательные имена».

– Имя этой девочки пишется и произносится одинаково, как слева направо, так и справа налево. (Анна, Алла, Ада.)

– Если имя мальчика произнести без первого звука, то получится имя девочки. Как их зовут? (Коля – Оля, Вася – Ася.)

– Какое русское женское имя не заканчивается ни на А, ни на Я? (Любовь.)

– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Запишите имена. (Аня, Яна, Вова, Ваня.)

– Что вам помогло узнать имена ребят? Это имена полные или краткие? Что общего во всех словах?

Самостоятельное выполнение работы, проверка.

Дата: 10.11.2022

Тема: Письмо строчной и заглавной букв Г, г

Педагогическая цель: Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Г, г; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Г; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [г]; используют заглавную букву в именах собственных.

Личностные результаты: Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

        Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе

выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основное содержание темы, понятия и термины: Строчная и заглавная буквы Г, г, звук [г], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных.

Этапы урока

Формы и методы, методические приемы

Деятельность учителя

Осуществляемые действия учащихся

Формируемые умения учащихся

Вид и форма контроля

1

2

3

4

5

6

1. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдем. В страну знаний попадем!

Проверим готовность к уроку.

- О чем нужно помнить, чтобы хорошо учиться?

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Дисциплина, осанка, внимательность и активность. Слушать не перебивая, руку поднимать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Постановка

учебной

задачи

1.Актуализация опорных знаний.

2.Припоминание способов анализа звука

Фронтальная.

Словесный.

Вступительное

слово учителя

Если ты никуда не спешишь,

Ты в траве меня разглядишь,

Переступишь и не обидишь,

Я же маленькая, ты видишь,

Быстро бегать я не могу,

Угадай мое имя: я ГУ…..

Гриб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.

Что общего у этих слов?

- Да, сегодня мы подружимся с буквой Г.

- Давайте произнесем звук {Г}

ВЫ чувствуете, что во рту появилась преграда для воздуха?

Г, Г, Г, Г (приложите руку к горлу и ощутите, что воздух выходит с препятствием).

- Воздух не идет свободно и такой звук у нас не получиться тянуть и не получиться его спеть, значит перед нами согласный звук.

- Давайте прислушаемся, чего слышим больше шума или голоса?

- Г, г, г, - голоса!   Точно, значит это звонкий звук.

- Теперь давайте послушаем звук – Г, Г, Г в слове ГЛАЗА

Внимательно слушают.

Отгадывают загадки

Гусеница

Гриб

Они начинаются на букву Г.

согласный звук

голоса!  

звонкий звук.

Принимают учебную задачу.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопрос.

Индивидуальный.

Проверка готовности к уроку

III. Усвоение новых

знаний

и способов

деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Глаза, глаза, глаза – вы слышите, что этот звук твердый

Теперь давайте послушаем звук г в слове ГИРЯ

Вы чувствуете мягкий звук? Гиря, гиря, гиря.

Значит буква Г может обозначать и твердый и мягкий звуки.

Как же нам быть при чтении? ВЫ уже знаете, что нам будут помогать буквы, которые стоят после буквы согласного звука.

Именно они часто подсказывают как читать согласный, как твердый или как мягкий.

-А теперь давайте понаблюдаем, в каких частях слова может находится буква Г.

 Рассказывают о букве

Г.

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Вы-

сказывают свое

мнение

Фронтальный.

Устные ответы

3.1. Дидактическое упражнение

Загадки

(определение положения буквы в слове)

Фронтальная,

индивидуальнаяПрактический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,

беседа

В этом нам помогут веселые загадки:

  1. Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож.

Здесь в начале слова мы слышим твердый звук. Г – после буквы Г идет буква р. Она подскажет нам как правильно прочесть.

  1. Еще одна загадка

Он качалка и кровать, в нем так хорошо лежать.

Он в саду или в лесу

Нас качает на весу.

Г – гамак. С буквы г начинается слово. Вы чувствуете, что эта буква здесь передает твердый звук. При чтении нам помогла это понять следующая за буквой Г буква А

  1. А вот такая загадка нам поможет вспомнить народную былину.

На чем в гостях в дали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Если помните, он играл на гуслях. 

В слове гусли мы произносим твердый звук Г, а при чтении нам помогает буква у, которая стоит после буквы Г.

  1. А вот еще один музыкальный инструмент и его название так же начинается с буквы Г.

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

Да правильно – это гитара! А вот тут буква Г передает мягкий звук Г и при чтении нам помогает стоящая рядом буква и.

Буква Г может встречаться и в середине слова:

В зоопарке мы видали

     Экзотические дали:

Попугаев и мартышек,

Крокодилов, белых мишек,

А в воде, раскрывши рот,

Удивлял всех …..

Вслушаемся в слово бегемот. В середине слова мы встречаем мягкий звук Г, а прочить его нам поможет стоящая после буква е. В середине слова мы можем встречать и твердый звук Г

Слайд 4

Погода (облако), треугольник, наперегонки

Букву Г мы находим и ближе к концу слова:

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней.

 Здесь мы слышим твердый звук Г, следом на ней идет буква а.

Но в качестве предпоследней буквы в слове, буква г может передавать и мягкий звук тоже.

НОГИ -  ги

Встречаем мы букву г и в конце слова , но в этих случаях она передает только твердый звук –

Давайте посмотрим сейчас на слово сапог – вы видите написана буква г – сапог, но когда мы произносим, то говорим другой звук. (к). Произнесем это слово – сапог, сапог.

Почему так происходит вы очень скоро обязательно узнаете))).

Слушают загадки,

выполняют звуковой анализ слова.

 (Груша)

Определяют твердость звука

(Гамак)

(гусли)

(Гитара).

(бегемот).

(дорога)

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых

знаний

и способов

деятельности.

Индивидуальная. Практический

А сейчас пришло время научиться писать букву Г, и начнем мы с заглавной буквы. В каких случаях мы пишем заглавную букву?

Проверим посадку, правила обращения с ручкой

В именах людей и кличках животных, в начале предложения.

Правильно держат

осанку при письме, верно обращаются с ручкой

Индивидуальный.

2. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная,

индивидуальная Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Краб».

Краб ползет, ползет по дну,

Выставив клешню одну

Ладони вниз, пальцы

перекрещены и опущены вниз. Большие

пальцы к себе. Пере-

двигаем на пальчиках

ладони в одну сторо-

ну, затем в другую

Внимательно слушают, выполняют

упражнение в соответствии с показом учителя

Индивидуальный.

Правильное вы-

полнение упражнения для мелкой моторики

пальцев рук

V. Работа

в «Прописи 3». Анализ начертания и написание за-

главной

буквы Г

(с. 25)

Фронтальная,

индивидуальнаяПрактический, наглядно-демонстрационный, словесныйОбъяснение с опорой на показ,

беседа, письмо

-Рассмотрите заглавную букву Г.

Посмотрите на печатную букву Г, г – вы видите в ней всего два элемента.

Вверх черту, затем согнем,

Буквой Г мы назовем.

Столик на одной ноге

Нам напомнит букву Г.

-Обведем по контуру элементы буквы.

-Прописная (заглавная) буква Г состоит из двух элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу, поперечной закругленной линии вверху.

-Напишите букву Г по элементам: в воздухе..

-Напишите заглавную букву Г в прописи.

-Напишите слоги с заглавной буквой Г: Га, Ги, Ге

Обводят по контуру

элементы букв. Рас-

сматривают пропис-

ную букву Г, прописывают элементы буквы, букву Г, слоги

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют

элементы в заглавной букве букве.

Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут

букву Г в соответствии с образцом

Инд и в идуальн ый.

Проверка пра-

вильной ориен-

тировки в рабочей строке

VI. Письмо

предложений (с. 25)

Фронтальная,

индивидуальная Словесный. практический. Беседа

Прочитайте и запишите предложения:

Галя и Гена собирали грибы.

Глеб загадал загадку

Читают. Пишут

Правильно оформляют предложение

на письме

Индивидуальный. Правильное

написание предложений

 VII.

Определение звука

(с. 25)

Фронтальная,

индивидуальнаяСловесный, практический. Чтение,письмо

-Прочитайте слова.

Определите, в каком слове есть

звук [г].

-Запишите эти слова

Читают.

-Ягодка, горка

Распознают звук,

правильно запи-

сывают слова

Фронтальный,

индивидуальный.

Правильное на-

писание слов,

чтение

VIII. Физкульт-

минутка

Коллективная,

индивиду аль-

ная. Практиче-

ский

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал

От того, что приседал. 

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно!

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Ходьба на месте.

Приседания.

Осуществляют

профилактику

утомления

Правильное вы-

полнение упражнения

IX. Дидактическое упражнение

Давайте поиграем!

Кто из вас вспомнит больше названий птиц, которые начинаются с буквы г?

А сколько у нас животных, чьи названия начинаются с буквы Г? Тоже много

Голубь, гусь, грач, галка, глухарь, гриф,

Гепард, газель, гиена, горилла, гадюка, гризли.

Воспроизводят

по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение

Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы

X. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Индивидуальная. Словесный, беседа

-Вы славно сегодня потрудились!

- Что нового узнали о букве  на уроке?

- Что запомнилось?

Что вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось и далось легко?

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Согласная – мягкий и твердый, звонкий.

Встречается в разных частях слова.

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный. Фронтальный. Устные ответы

Дата:11.11.2022

Тема: Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч

Цели: повторить с учащимися правильное написание букв «Чч» и их соединения; закрепить написание изученных букв.

Задачи: 

1. Формировать навыки безошибочного написания сочетаний «ча-чу».

2.  Учиться навыкам безошибочного списывания.

3.  Обогащать словарный запас учащихся.

4.  Закреплять знания о многозначных словах, учить различать лексическое значение многозначных слов.

5. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, усидчивость, трудолюбие.

6.  Воспитывать любовь и уважение к родному языку, любовь к предмету.

Планируемый результат: учащиеся научатся применять на практике правильность написания сочетаний ча-чу, списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами,  писать слова и предложения с заглавной и строчной буквами «Чч».

Познавательные УУД:

- развивать умение извлекать информацию из текста,

- различать лексическое значение многозначных слов,

- анализировать слова с точки зрения звукового состава.

Коммуникативные  УУД:

- вступать в речевое общение,

- развивать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

-овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

1. Организационный момент. - Послушайте загадку и отрывок из сказки и постарайтесь определить, кто пришёл к нам в гости.

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся ...

К нам пришёл в гости Чиполлино из сказки «Приключения Чиполлино»).

- Герой сказки Джанни Родари Чиполлино – смелый, весёлый герой. Он большой выдумщик и любит играть, загадывать загадки, но он хочет и у вас научиться тому, что вы знаете и умеете

Все друзья мои решили:

        Эту букву пишут, как четыре.

        Только с цифрами, друзья,

        Буквы путать нам нельзя.

(Это загадка про букву «ч»).

- Правильно. Тема нашего урока: «Письмо строчной и заглавной букв «Чч»; слов с буквой «ч»; сочетания «ча-чу» в словах.

что ещё пишется с большой буквы, но в стихотворении об этом не прозвучало?

(Географические названия, клички животных).

- А теперь вспомним написание заглавной и строчной букв «Чч», а затем напишем имя нашего героя. Правила поведения при письме напоминают нам о правильном положении тетради и о посадке учеников.

(Учащиеся пишут целую строчку букв «Чч». На следующей строчке, проговаривая по слогам, вместе с учителем пишут два раза имя Чиполлино.)

Повторение написаний «ча-чу».

        - На доске записаны слова, давайте хором тихо их прочитаем:

        Чудо, часы, учу, туча.

- На какое правило эти слова?

(«Ча» пиши с буквой «а», «чу» пиши с буквой «у»).

- Спишите слова с доски в тетрадь, подчеркните сочетания.

- Чиполлино не знает значение слова «учу». Как вы ему объясните?

- Чиполлино придумал для вас новое задание: как превратить слово «ученик» в слово «учебник».

(Задание вызвало затруднение, но правильный ответ прозвучал среди предположений: надо вставить в середину слова согласную «б»).

- А если изменить последнюю букву в слове «ученик» на гласную, какое получится слово?

(Учение). (Показываю карточку, прикрепляю все три слова на доску).

- Этим словом мы можем проверить безударную гласную в слове «ученик». Запишите красиво слова в тетради, соблюдая правила соединения букв.

- Проверьте свои слова, обозначьте ударение.

– Игра «Назови детёныша».

 - У зайца – зайчонок.

У кролика - ? (крольчонок).

У белки - ? У волчицы - ? У галки?

Работа в РТ

Ребята, какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ли мы этой цели?

Чему учились? Выполнили ли мы план?

За что себя похвалили бы?

Кого хотели бы похвалить?

Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс(Школа России)

В последнее время появилась серьёзная проблема у детей поступающих в 1 класс - логопедическая запущенность. Этот урок можно проводить вместе с логопедом,а если такового не имеется учитель выступает в ...

Открытый интегрированный урок- обучение грамоте+ письмо, УМК "Школа России"

В первом классе детям сложно целый урок заниматься чтением или письмом.  Решить эту проблему можно при помощи проведения интегрированных уроков  обучения грамоте и письма. Разнообразные форм...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Школа России. Согласная буква Ф.

Обучение грамоте. 1 класс.  Школа России. Согласная буква Ф....

Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс

Материал содержит презентацию  и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...

Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа России".Тема: Правописание ШИ- ЖИ.

Цель: совершенствовать навыки написания слов с орфограммой «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», формировать умения писать под диктовку, производить самопроверку написанного;развивать фонематичес...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...