Урок обучения грамоте 1 класс(Школа России)
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

В последнее время появилась серьёзная проблема у детей поступающих в 1 класс - логопедическая запущенность. Этот урок можно проводить вместе с логопедом,а если такового не имеется учитель выступает в его роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obucheniya_gramote.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе  по теме

"Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Согласные звуки [г], {г']. Буквы Г, г"

Цели:

  1. познакомить учащихся с согласными звуками [г-г,] и буквами Г,г;
  2. упражнять учащихся в чтении слогов и слов с новой буквой;
  3. продолжить формирование навыков сознательного чтения, развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление;
  4. расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  5. воспитывать чувство бережного отношения к природе, чувство ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: предметные картинки: грибы, корзинки, птицы, паровоз, магнитные буквы, красный и черный квадраты, раздаточный материал, карточки со словами ”.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Скажем хором:

“Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!”

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Лошадки»

2. Упражнения на развитие силы голоса и массаж голосовых связок.

Игра «Футбол»,  Упражнение “Ау!”

II. Работа над новым материалом.

1. Упражнение на внимание.

Оборудование:

у учащихся индивидуальные карточки

у учителя – на доске

Задания:

1) запомнить расположение букв;

2) восстановить такой порядок на индивидуальных листах.

Самопроверка: учитель показывает буквы, учащиеся проверяют.

Вывод: на уроке будем внимательными.

2. Актуализация знаний.

- Какая буква лишняя? (я)

- Докажи.(Гласная среди согласных)

Буква я закрывается красным квадратом.

- Какая буква из оставшихся лишняя?(к)

- А вот и нет, у неё есть пара, вы с ней  сегодня познакомитесь.

- Чем сходны оставшиеся буквы? (Все согласные, обозначают звонкие звуки, все парные согласные)

Задание: назвать пары согласных по глухости-звонкости (д-т, б-п, з-с)

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжаем учиться читать, думать, рассуждать.

3. Выделение звуков. Знакомство с буквой.

- Оглянитесь вокруг, мы на грибной поляне, повсюду грибы.

 Кто знает загадку про грибы? (Дети говорят)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

- У нас есть общая корзинка, пойдите, “соберите” грибы, поместите их в корзину.

Учащиеся ходят по классу, набирают в корзинку грибы. Затем рассаживаются по местам.

– Ребята, посмотрите, мы в лесу не одни. Это Галя и Гена.

– Произнесите слово “Галя”.

– Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?

(Согласный, твердый)

– Произнесите слово “Гена”.

– Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?

(Согласный, мягкий)

- Какая буква записывает эти два звука?

Задание: отыскать глазами буквы Г г. (Дети поворачиваются, ищут буквы, спрятанные в классе).

- Почему буква наполовину синяя, наполовину зеленая? (Обозначает и твердый, и мягкий звуки)

- На что похожа буква «Г»

Повторение гласных букв .Упражнение «Говорим и пишем»

Цель: совершенствовать контроль над ходом своей  деятельности.
учитель: Назовите, какие вы знаете гласные буквы. Внимание! Когда вы будете говорить – каждую букву нарисуйте в воздухе пальчиком.

4. Вычерчивание буквы в снежинке по точкам, составление слогов

У

А

Г

е

О

га  гоИ

ги гуге

5.Дидактическая игра « Доскажи словечко».

Цель: закреплять аналитико-синтетические способности.

 Учитель: Коля, подскажи словечко, которое начинается на слог «га».

(Газета, гараж).А какое заканчивается на «га» (Нога,снега,телега)

6. Работа в прописи с.24.

- Познакомимся со строчной буквой «г» - сколько элементов у этой буквы?

- Разминка «Уточки».

- Стихотворение

1,2,3,4,5.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

- Написание строчной буквы: начинаем с середины рабочей строки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки -коснулись, ведём   вниз до нижней линии рабочей строки – коснулись, поворот вправо вверх, буква пишется без отрыва руки.

- Написание слогов с данной буквой.

7.Чтение слов. Воспитательный момент.

- Мы набрали полные корзины грибов. В названиях, каких грибов есть звук [г]?

(на доске слова: грузди, горянки, грибник, поганки)

ГРУЗДИ- нужно искать тщательно, т.к. часто они скрываются под листвой. Очень вкусны в засоле.

Знакомлю вас  еще с одним грибом со звуком [г]: Горянки(сыроежки). Это съедобные грибы. Их можно жарить, солить, мариновать.

- Как называют человека, собирающего грибы? ГРИБНИК

- Расскажите, как правильно собирать грибы.

- Каким грибам со звуком [г] не место в лукошке? (ПОГАНКИ - ядовитые грибы)

- Но и сбивать их не надо, просто обойди, если встретишь.

Работа по учебнику (стр. 122-123).

а) – Много грибов было в нашем лесу, а теперь посмотрите. Какой грибной город придумали для вас авторы учебника.

- Можно ли этот город назвать сказочным? Почему?

б) Работа над текстом.

– Сейчас мы приступим к работе над текстом, но для начала потренируемся и почитаем слова: (на доске)

Гена Галя

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

гриб грибы

– Чем отличаются эти слова?

корзина корзинка

– А эти?

– Прочитайте текст про себя.

– Что они делали?

Чтение текста по предложениям, целиком.

Словарная работа.

– Как ,одним словом можно назвать Гену и Галю? (Грибники)

– А про кого говорят “Горе – грибник”?

– Кого из героев рассказа можно назвать горе – грибником? (Гена)

Вот этот паровозик домчит нас до тайги, и мы одним глазком взглянем на жизнь обитателей леса.

Рисунок паровозика. Вагоны к нему: на первом вагоне буква Г, на втором вагоне – РУСТНО, на третьем – ОРОД, на следующем –олуби.

Задание: прицепить к паровозу вагоны, прочитать получившиеся слова.

ГРУСТНО

Задание: назвать слово, противоположное по значению. (Весело)

Учитель: Веселье, радость, смех – хорошее лекарство, помогают от любой болезни. Радость делает человека счастливым. Когда человек счастлив, он способен видеть красоту и добро в жизни, и дарить их окружающим. Мы не будем грустить на уроке. Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу и мне.

ГОРОД

- Рядом с каким городом  мы живем? ( Торопец )

- Скажите, какой он? (небольшой, красивый, гостеприимный и т.д.)

- Уезжаем из города. Наш поезд проезжает  через  лес. Выйдем подышать воздухом.

ФИЗМИНУТКА.

В темном лесу стоит избушка

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая –

Дыбом волосы стоят!

ГОЛУБи - Птица мира. Существует такая легенда. Когда в древней Греции главный Бог Зевс собирался на войну, он обнаружил в своем шлеме голубку и ее птенцов. Зевс не стал разорять гнездовье и отложил войну.

Вагоны паровозика переворачиваются. Получается слово

ГРАМОТНЫЕ

- Какого человека считают грамотным?

- Как вы думаете, трудно ли стать грамотным?

- Что для этого надо делать?

Дидактическая игра «Сорви плод»

- вот и посмотрим насколько вы сегодня стали грамотными.

- Дети срывают плоды и читают слова с новой буквой.(снег, гном, глаза, гуси, нога, гитара, ягода, грибы, радуга, бумага)

Итог урока:

- Аплодисменты (дети аплодируют себе за работу на уроке)

- С каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Физминутка “Вот так!”

(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают и показывают движения)

– Как живешь?

– Вот так!

– Как идешь?

– Вот так!

– А бежишь?

– Вот так!

– Ночью спишь?

– Вот так!

– Как даешь?

– Вот так!

– А берешь?

– Вот так!

– Как молчишь?

– Вот так!

– Как грозишь?

– Вот так!

– А сидишь?

– Вот так!

-Покажите какое настроение у вас от урока.(Сигнальная карточка)

-Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Урок обучения грамоте УМК "Школа России"

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Игра-путешествие по Стране Знаний».Цель:  Повторение и закрепление ранее изученных букв....

Конспект урока обучения грамоте УМК "Школа России"

Обучение грамоте.Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.Целевые установки урока:Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук  [щ], начинает применять правило правописания соче...

урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О

На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....

Конспект урока обучение грамоте УМК "Школа России" 1 класс.

Данный конспект разработан в соответствии с программой "Школа России"....

Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Е»

Задачи урока:познакомит обучающихся с буквами Е,е; развивать навыки правильного и выразительного чтения; продолжать работу над основой предложения....

Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Г,звуки [г][г\'] »

Ознакомление обучающихся со звуками [г][г] и буквами Г,г,овладение навыками чтения предложений,текстов;развитие речи,логического мышления,памяти....