Открытый интегрированный урок- обучение грамоте+ письмо, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Прокофьева Марина Дмитриевна

В первом классе детям сложно целый урок заниматься чтением или письмом.  Решить эту проблему можно при помощи проведения интегрированных уроков  обучения грамоте и письма. Разнообразные формы работы не дадут утомиться младшим школьникам, постоянная смена деятельности позволит лучше запомнить изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ц], буквы ц, Ц

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

 Цели:

Предметные: уметь выделять в речи согласный звук [ц], читать  слоги и слова с этим звуком, уметь различать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» предметы.  Познакомить с буквами ц, Ц. Закреплять изученные звуки и буквы. Совершенствовать технику чтения.

Метапредметные: Регулятивные УУД: оценка - осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности.

Личностные: Воспитание культуры и формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

 Оборудование: поезд букв, Прописи №4, презентация к уроку, проектор, экран.

Этап урока

Содержание учебного материала

Мето-ды  приё-мы рабо-ты

Формы органи-зации учебной деятель-ности

Деятель-ность учителя

Деятель-ность обучаю-щихся

Формиро-ваниеУУД

Актуали-зация знаний и постано-вка пробле-мы 

Слайд №1

1.Мотивационный момент. Психологический настрой.

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Прямо встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ноги вместе, спинки прямо-

Поработаем на славу!

2. Включение в учебную деятельность.

1.- Сегодня мы продолжим наше путешествие  по стране букв и звуков русского алфавита.

-Займём  места в нашем поезде.

2. Разминка.

Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.

      Упражнение на дыхание

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у-у!

Я иду! Иду! Иду!

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так-так, так-так, чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш-у-у-у! Поехали!»

Сло-вес-

ный метод

Фронталь-ная

 работа.

Создаёт мотивацию к учебной деятельности определяет содержатель-ные рамки урока.

Эмоциональный настрой.

Высказы-

вают своё мнение (учимся читать, мыслить, рассуждать).

Повторе-ние пройден-ного.

Форму

лирова

ние темы урока

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

  1. Повторение пройденного.

-Давайте вспомним - чем звуки отличаются от букв?_

-На какие две группы делятся звуки?

-Вспомним стихотворения о гласных и согласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребёнка баюкать.

      А согласные согласны

 шелестеть, фырчать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-На какие группы делятся гласные?

-Согласные?

-Давайте рассмотрим пассажиров нашего поезда.

-В каком вагоне едут буквы, обозначающие гласные звуки?

А какие буквы заняли места во втором и третьем вагонах?

2.-У кого из вас есть желание познакомится с ещё одним новым звуком, новой буквой?

-Зачем вам это нужно?

-Посмотрите на экран. Кого и что вы увидели? Что объединяет все эти предметы? Назовите  первый звук, который  мы произносим в начале этих слов. Попробуйте определить тему нашего урока

(Первый звук [ц], значит, первая часть  темы с урока

 «Звук [ц]»)

3.Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём  признакам и сформулируйте 2 часть темы нашего урока.

(На доске (Буква Ц)

-А теперь сформулируйте тему урока полностью.  

(Тема  урока «Звук [ц]  и буква, которая его обозначает»)

 4.Отталкиваясь от темы урока,  сформулируйте цели нашего урока:

-познакомиться с … звуком и с новой …;

-учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

-учиться читать … и … с новой

Цель нашей работы такова:

познакомиться с новым звуком и новой буквой;

учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой

Проб-лем-

ная ситуа-

ция.

Организует работу по повторению

Побуждает к высказыванию своего мнения.

После ответа учащихся открывает название темы урока.

Помогает учащимся поставить задачи урока

Создаёт условия для восприятия названия темы урока

Высказы-вают предполо-жение

Дети озвучи-вают тему урока,

высказы-вают предположения,

ставят задачу.

Регулятив-ные

учатся высказы-вать своё предполо-жение.

   

Развитие логического мышления.

Работа по знакомству с новой буквой и звуком

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

1.Посмотрите на слайд №5.   

    -Кто изображён на слайде? (Мудрая Сова)

   - Послушайте, о чём нам расскажет Мудрая Сова. Запомните слова со звуком [ц],

-Назовите слова с новым  звуком (цапля, цыплёнок Цып, лицо, румянец, крыльцо, цветок)

2.Звуковой анализ - цапля      

–Произнесите первый звук. (ц)

         -Какой он? (Согласный твёрдый глухой)

  • Попробуйте, можно ли этот звук  сказать мягко?  (НЕТ)
  • А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? (НЕТ)

 3.ВЫВОД

Звук ц – это всегда твёрдый глухой согласный звука, у которого нет звонкой пары (демонстрация человечка-звука [ц]).

  • 4.Показ буквы.
  • Найдите место буквы Ц в алфавите.
  • -На что похожа буква ц?
  • Вот такая буква ц:
  • С коготочком на конце
  • Коготок-царапка,
  • Как кошачья лапка.
  • -С каким звуком познакомились?
  • -Какой буквой обозначается звук  ц?

Физминутка

Фронталь-ная рабо-та.

Проб-лем-ные воп-росы

Прак-тиче-ский

Организует работу по актуализации знаний по теме

Развитие речи

Работают над значением слов.

Создаёт  условия для психоэмоци-

ональной разгрузки учащихся

Отвечают на вопросы

Дети работают у доски

Высказы-вают свои варианты ответов

Дают характеристику звуку.

.

Предмет-ные

 Коммуника-

тивные формирова-

ние готовности к сотрудни-честву с другими людьми.

Личностные развитие памяти.

Работа в Прописи №4 с. 22-23

Слайды

 №9,10,11

Работа по закрепле-нию получен-ных понятий

Слайды №12-13

Слайд №14

 

1.Пальчиковая гимнастика.

-Прежде чем научимся писать  строчную и заглавную буквы ц, Ц, проведём пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик – дедушка(большой),

Этот пальчик – бабушка (указательный),

Этот пальчик – мамочка (безымянный),

Этот пальчик – я (мизинец).

Вот и вся моя семья (хлопать в ладоши).

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

2.Откройте Прописи на с. 22-23.

-На странице 22 вверху вы видите элементы для написания строчной буквы ц. Назовите эти элементы, обведите их.

-Посмотрите на экран, запомните, как правильно пишется строчная ц.

Письмо буквы ц.

-На странице 23 вверху вы видите элементы для написания заглавной буквы  Ц. Назовите эти элементы, обведите их.

-Посмотрите на экран, запомните, как правильно пишется заглавная Ц.

Письмо буквы Ц.

1.Работа в азбуке с. 50-51.

-Кто нарисован в красной рамке над схемой слова с 51?.

-Что означает слово "кузнец"? (мастер ручной ковки).

-Дайте характеристику последнему звуку .

Чтение слов в столбике

-Как понимаете значение слова "кузница"?

- Как называются эти слова? (Родственные, однокоренные).

2. Чтение слогов

Доскажите до словечка.

3.Формирование навыков чтения.

-Что изображено на иллюстрации слева?

 Чтение рассказа на странице 50.

 •  Чтение учителем вслух .

 •  Самостоятельная работа, жужжащее чтение.

 •  Чтение по цепочке по 1 предложению.

 •  Чтение за лидером.

 • Как можно озаглавить рассказ? (Цирк)

 • Чем заняты тигры в цирке?

 • Зачитайте, что делают медведи?

 • О ком вы еще узнали? Что они делают?

 • Какой знак стоит в конце последнего предложения? Значит, какое предложение? Прочитайте его выразительно.

-Прочитайте пословицу на с. 50. Как вы понимаете её смысл?

4.Физминутка для глаз

 

5.Чтение материалов с. 51-52  азбуки. 

-Рассмотрите рисунок. Кого вы видите?

-Для чего мальчик привёл коня к кузнецу?

Хоровое чтение стихотворения С. Я. Маршака.

-Что вам напомнило стихотворение? (диалог)

Чтение по ролям.

Чтение стихотворения "Ухитрились люди в цирке…".

на странице 52.

 -Чему люди научили животных в цирке?

 

Какую букву узнали?

  • Какие звуки обозначает буква ц?
  • Какой это звук?

6.Найдём место  для новой пассажирки поезда.

В каком вагоне поедет буква ц? Почему?

Проб-лем-ные воп-росы

Фронтальная работа.

Побуждает к высказыва-нию своего мнения

Чтение хором и индивидуально.

Работают с иллюстрацией.

Дети вставляют букву в поезд

Познава-тельные:

моделиро-вание (условные обозначе-ния).

Предмет-ные:

совершен-ствование навыка чтения,

развитие речи, расширение кругозора.

Итог урока

Слайд №13

 Учитель:  Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы цели?

-  Понравился ли вам урок?

-Что было самым интересным?

-Что вызвало затруднение?

-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность аплодисментами.

Фрон-

тальная работа.

Акцентирует внимание  на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Поводят итог урока.

Регулятив-ные учатся подводить итог своей деятельно-сти.

Литература.

Горецкий В.Г. , Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А.  , Бойкина М. В.  . «Азбука» - М.  : Просвещение, 2011.

Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва, «ВАКО», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.

Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...