Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Перспектива "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Перспектива "Простые и сложные предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prostye_i_slozhnye_predlozheniya_umk_perspektiva_4_klass.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Простые и сложные предложения»
ФИО учителя: Гиренко Анастасия Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянки
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Простые и сложные предложения
Дата проведения: 10.11.2021
Базовый учебник: (ФГОС) Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева). – М.: Просвещение, 2018 г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения» и научиться распознавать простые и сложные предложения.
Задачи:
Личностные:
Уметь самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполнения работы на уроке, оценивать результаты собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоение учебной темы, уважительно относиться к чужому мнению, развивать навыки сотрудничества, интерес к изучению темы.
Метапредметные:
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- освоение способов речевого общения, выполнять учебное задание в соответствии с целью; самопроверка и взаимопроверка; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
- осознание своих возможностей в учении и исследовании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в индивидуальной и парной работе, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием.
- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Предметные:
Различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Используемая педагогическая технология: технология проблемного обучения
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Структура и ход урока
Этапы урока | Дидактические задачи этапа урока | Виды работ, педагогические формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Показатели решения дидактических задач (результаты) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные | УУД | |||
I. Организационный этап. Мотивация учащихся. (Слайд) | Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально-положительной обстановки в классе. | Мотивация учащихся | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться. -Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» - Откройте тетради и запишите дату. | Слушают и осмысливают речь учителя. Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа . | Личностные: внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности. | |
II.Актуализация знаний (Слайд) III этап. Выявления места и причины затруднения. (Слайд) | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | Словарная работа Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию темы урока и проблемного вопроса урока. Анализ знаний учащихся, создаю проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока. | - Начнем урок со словарной работы. Словарная работа С….бака, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный , ст…лица. - Запишите в строчку через запятую пропущенные безударные гласные. - Проверка (о, е, о, а, о, о, е, е, о) Оцените себя. Что не получилось? - Орфографическое чтение - Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС) - Что такое синтаксис? - Что мы уже знаем о предложении? Расскажите, какие предложения бывают по цели высказывания , интонации и наличию второстепенных членов. Приведите примеры. - Молодцы. вы хорошо справились с заданием. - Теперь посмотрите не эти предложения. Солнце не светит и не радует лесных жителей. Солнце не светит, и идет дождь. Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите. - Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд) - Почему не поставили запятую? - Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая) - В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или) - Проанализируйте 1 предложение. Что скажете? - Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению) Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос) - Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать) | Выполняют задания: - вспоминают словарные слова, работают по инструкции учителя; - участвуют в диалоге с учителем по теме «предложение»; Предполагаемые ответы учащихся: -наука, которая учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения; -группа слов, которая выражает законченную мысль; -по цели высказывания; -по интонации; -по наличию второстепенных членов; Выполняют задания: Со..нце (не) светит и (не) радует л..сных ж..телей. Со..нце не светит, и идет до..дь. - объясняют правописание известных орфограмм; -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; -выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы; | - способность по характерным признакам определять типы и виды предложений. - умение по конкретным признакам идентифицировать предложения. | Метапредметные Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Личностные: ценить и понимать позицию другого Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Оценивать правильность выполнения заданий. Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи: |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка учебной задачи. (Слайд) | Научить различать простое и сложное предложение | Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | - Приступим. Найдите грамматическую основу первого и второго предложения? - Чем отличаются предложения? - Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простое) - А с двумя?....... - Какова тема урока? - Исходя из темы сформулируем цель. ( узнать что такое сложное предложение, научиться отличать простое предложение от сложного.) - У нас на партах листки самоконтроля. По ходу урока мы будем их заполнять. Критерии мы знаем. Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? ( грамотно писать, расставляя знаки препинания) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют тему: «Простое и сложное предложение» Формулируют цель урока и высказывают собственное мнение, аргументируя его. | Личностные: освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута. Регулятивные: самостоятельное планирование своей деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала анализировать, сравнивать различные явления. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению. | |
V этап. Реализация построенного проекта Применение новых знаний. (Слайд) | Научить применять знания в практическом задании; формировать умение постановки знаков препинания. | Реализация построенного проекта в соответствии с планом. | - Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование. Прочитайте первое предложение, второе. - Одинаковые ли предложения? Докажите. - Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их. - Могут ли они существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре) - Как на письме показана граница этих предложений? (запятой) Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу) | - Наблюдают за предложениями - Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах. - Подходят к достижению первой цели. | - умение работать со сложными предложениями; - знание детей о сложных предложениях. | Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять её на основе схем, алгоритмов Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Динамическая пауза. (Слайд) | Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор) • Поют птицы. • Ярко светит солнце, поют птицы. • Краб крабу сделал грабли. • В долине пар белеет тонкий. • Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака. • Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед. | Выполняют упражнения по заданному алгоритму | ||||
VI этап. Первичное закрепление | Осознанность восприятия материала, первичное обобщение. | Работа с учебником. Стр 75 упр118. | - Что вы заметили? - Определите, какое это предложение: сложное или простое? Докажите. - Определите границы. Как их показать на письме? - Чем отличается это предложение от предыдущего? Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ. - Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий. | -Работают с предложением. -Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания. Заполняют лист самоконтроля. | -умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи |
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | деятельность по применению новых знаний. | Поработаем самостоятельно (алгоритм на доске) Пользуясь алгоритмом, определите простое и сложное предложение. - Запишите их. 1) Синей дымкой покрыты луга. 2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. 3) Ранним утром мы отправились за грибами. Проверить по эталону, оценить себя. | - Выполняют самостоятельную работу, используя алгоритм; - Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | -умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | |
VIII этап. Включение в систему знаний и повторения | Выполнение творческого задания. | Игра « Найди пару» | На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах. Наступила золотая осень. На осинках поредела листва. Идёт мелкий дождь. Мокрая листва не шуршит под ногами. Была вьюга. Дул яростный ветер. Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? Вывод: научились ставить запятые?( листки контроля) Оцените работу вашей пары. | - Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. | -умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. |
IХ. Подведение итогов занятия. Рефлексия (Слайд) | Организовать рефлексию деятельности. Повторить и закрепить знания, полученные на уроке. | Диалог учителя с детьми. | - Вернемся к началу урока. - Какова была тема и цель урока? - Закончите данные предложения.
- У вас на партах лежат кружочки красного, желтого и зеленого цвета Зеленый - Тема понятна, затруднений нет. Желтый - Тема понятна, но надо ещё потренироваться. Красный - Остались затруднения, нужна консультация. Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя, показывают сигнальную карточку. | - умение формулировать выводы о достижении поставленных целей деятельности. | Регулятивные: -опыт оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно). Коммуникативные: -способность строить монологическое высказывание; Познавательные: - способность обобщать знания и формулировать выводы, полученные в ходе различных мыслительных операций и способов действий с изучаемыми объектами окружающего мира. |
Х. Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению задания | Итоговое высказывание учителя | - Выучить правило и словарные слова. Стр. 76, упр. 121 - Спасибо за работу! | Коммуникативные: - способность строить монологическое высказывание на заданную тему; Личностные: -опыт общения с людьми в развитие темы урока, расширяя свои представления о простых и сложных предложениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова". Тип урока: открытие новых знаний....
Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении
4 класс программа 2100...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс
КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Сложные слова»
Тема урока: «Сложные слова».Тип урока: ОНЗКласс: 3Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных словЗадачи: разви...
Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....