Урок подготовки к сжатому изложению 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovki_k_szhatomu_izlozheniyu_3_klass.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовки к сжатому изложению
Класс: 3 класс
Тема урока: Сжатое изложение по тексту-рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили»
Цель урока: создать условия для формирования умения обучающихся сжато передавать содержание текста, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль
Задачи урока:
- Совершенствование умений вычленять главное в тексте, сокращать текст разными способами, находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщения передачи содержания;
- Развитие умения логично, без искажений передавать содержание исходного текста;
- Развитие памяти, внимания; развитие связной речи;
- Совершенствование умения определять тип текста, его тему и основную мысль, составлять план текста, подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы;
Ход урока
1. Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми внимательными и старательными!
- Проверьте свою готовность к уроку. У каждого на парте должна быть ручка, карандаш, тетрадь, черновик, и лист с текстом изложения.
- Ребята в вашей жизни вам пригодится умение кратко передавать большой объем информации. Как вы думаете в каких ситуациях вам это понадобится? (ответы детей). Например, рассказать родителям как прошел день; рассказать подруге кратко о прочитанной книге; в случае, когда садится телефон и необходимо поделиться о произошедшем; если на уроке нужно рассказать кратко биографию автора.
- Педагог предлагает детям разгадать ребус для того, чтобы узнать, кто будет одним из главных героев текста для краткого изложения.
(цыплята)
- Так ребята, сегодня мы будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста, используя рассказ В. Чаплиной «Цыплята выручили».
2. Первичное чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.
Учитель выразительно читает в слух текст. Дети следят за чтением глазами.
«Цыплята выручили»
У Виталиковой мамы был на даче огород, на нем посажена капуста. Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так её объели, что издали листья походили на кружевные. Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком ходила каждый день на огород собирать гусениц. Их собирали в банки, потом приносили домой и отдавали цыплятам.
Но вот однажды Виталик остался дома. Он залез на чердак, достал большую плетёную корзину, посадил в неё цыплят и понёс их на огород. Когда мама увидела Виталика с корзиной и цыплятами, она очень рассердилась.
А Виталик, ничего не говоря, открыл корзину и выпустил цыплят. Они сбились в стайку, огляделись, потом один из них, самый большой петушок, подошёл к капусте, пригляделся да как склюнет с листа гусеницу. Тут и другие налетели, мигом с ближайших кочанов гусениц обклевали и к соседним перешли.
С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали.
(По В. Чаплиной)
3. Беседа по содержанию (с целью обратить внимание детей на главное).
- Понравился ли вам текст?
- О чем говорится в тексте? (о цыплятах, которые съели гусениц и тем самым спасли капусту)
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос? Тему или основную мысль? (Тему)
- Какова основная мысль текста? (Иногда проблема может быть решена внезапно и нестандартным способом)
- Почему могла погибнуть капуста? (Потому что ее поедали гусеницы)
- Что сделал Виталик для спасения капусты? (Он посадил цыплят в корзину и принёс их на огород)
- Что цыплята сделали с гусеницами? (Они склевали гусениц)
- Прочитайте заголовок. Можем ли мы по-другому озаглавить данный текст?
4. Языковой анализ текста (с целью предупредить «сухость» сжатого изложения).
- Какого типа речи этот текст? (Текст-повествование)
- Какие слова использует автор, чтобы не повторять слова «гусеницы», «Виталик» и «капуста» (1 – они, их; 2 – он; 3 - кочан)
- Как вы понимаете «листья походили на кружевные»? (Листья капусты были в дырках, так как были съедены гусеницами),
- Подберите синоним к слову «сбились» (объединились, собрались)
- Как вы понимаете выражение «налетели мигом»? (Неожиданно, быстро)
- Почему Виталик и мама ходили на огород собирать гусениц? (Потому что гусеницы ели капусту)
- Какой глагол говорит о том, что цыплята быстро присоединились к большому петушку? (Налетели)
- Как вы думаете, почему мама рассердилась на Виталика? (Потому что мама не разрешила залезать на чердак или другие ответы детей)
5. Вторичное чтение текста учащимися с целью составления плана.
6. Составление плана.
- Ребята, давайте поработаем с вами по составлению плана.
- На сколько смысловых частей делится текст? (На три части)
- Прочитайте первую часть текста, определите микротему. Как мы можем ее озаглавить? (Гусеницы губят капусту)
- Прочитайте вторую часть текста, определите микротему, озаглавьте ее. (Цыплята на огороде)
- Прочитайте третью часть текста, определите микротему, озаглавьте ее. (Цыплята склевали гусениц)
Примерный план
- Гусеницы губят капусту
- Цыплята на огороде
- Цыплята склевали гусениц
7. Устная работа по сокращению (и определение опорных слов). Выстраивание «мостиков» между частями.
- Прочитайте первую часть. Как вы думаете, следует ли ее сокращать? Почему?
(Да, ее нужно сократить)
- Назовите опорные слова для первой части: росла, объели, собирали, отдавали)
- О чем в изложении нужно сказать обязательно? (У Виталиковой мамы был на даче огород, на нем посажена капуста. Лето было жаркое, и на огороде развелось много гусениц. Они ползали по капусте и так ее объели, что издали листья походили на кружевные. Чтобы капуста не погибла, мама вместе с Виталиком каждый день ходила на огород собирать гусениц. Их собирали в банки, потом приносили домой и отдавали цыплятам.)
- Составим предложения для краткой передачи содержания первой части. Прочитайте первое предложение. Можно ли его сделать короче?
- Отметьте в первом предложении слова, которые можно убрать из текста (дача)
- О чем нужно еще сказать? (О том, что капусту объели гусеницы.)
- Составьте предложение об этом. (Капусту объели гусеницы.)
- Что мы выпустили в кратком изложении? Что нужно ещё сказать? (Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам)
- Прочитайте вторую часть. О чем нужно сказать обязательно в этой части? (О том, что Виталик принес цыплят на огород и что мама рассердилась) Какие подробности можно опустить в кратком изложении? (О том, что однажды Виталик остался дома. Он залез на чердак, достал большую плетёную корзину, посадил в неё цыплят)
- Сколько предложений нам потребуется для краткой передачи? (два)
Найдите опорные слова. (принёс, рассердилась)
– Прочитайте третью часть. Можно ли сократить эту часть текста?
- С чего нужно начать эту часть? Составьте первое предложение (А Виталик выпустил цыплят в капусту)
Почему это предложение начинается с «а»? (Это слово соединяет последнее предложение второй части с первым предложением третьей)
- Как вели себя цыплята? (Они сбились в стайку, огляделись, потом один из них,
самый большой петушок, подошел к капусте, пригляделся да как склюнет с листа гусеницу. Тут и другие налетели, мигом с ближайших кочанов гусениц обклевали и к соседним перешли) Выделите предложение, в котором сказано главное (Тут и другие налетели, мигом с ближайших кочанов гусениц обклевали и к соседним перешли)
- Какое предложение можно пропустить в кратком изложении? (С тех пор Виталик с мамой всегда цыплят с собой на огород брали)
- Как изменить последнее предложение, чтобы все было понятно? (Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов)
Найдите опорные слова для третьей части: (выпустил, налетели, обклевали)
Проект сжатого текста:
У Виталиковой мамы на огороде росла капуста. Капусту объели гусеницы. Мама с Виталиком каждый день собирали гусениц и отдавали их цыплятам.
Однажды Виталик принёс цыплят на огород. Мама очень рассердилась.
А Виталик выпустил цыплят в капусту. Цыплята налетели на гусениц и мигом обклевали их с кочанов.
8. Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).
Учитель просит 4 обучающихся по очереди кратко пересказать три части текста, опираясь на составленный ранее план.
9. Орфографическая подготовка (на материале опорных слов).
- Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.
- Как вы думаете, зачем я предлагаю вам над этим поработать? (Чтобы предотвратить ошибки при написании данных слов).
- Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочные слова, где это необходимо.
Выпуст_л__________ нал_тели ________ обкл_вали __________
Пр_нёс рас(с)_рдилась _________
Р_сла__________ об_ели соб_рали отд_вали _______
Обратить внимание на слово «рассердилась», так как удвоенная С; «объели», так как раздетельный Ь; «собирали», так как в корне бер/бир чередующиеся Е/И
10. Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
- Ребята, подготовительная работа над текстом закончена. Вы готовы приступить к написанию собственного текста? Как будете передавать содержание текста? Сколько абзацев будет в вашем тексте? Как будете на письме показывать начало каждого абзаца?
- Приступайте к работе! Желаю вам успехов! Не забывайте пользоваться планом и опорными словами!
11. Самопроверка. Совершенствование написанного. Редактирование текста.
Перечитайте свой текст, подумайте, все ли пункты плана отражены, передано ли основное содержание? Проверьте орфографию, знаки препинания, нет ли повторов. Обратите внимание, чтобы каждый новый абзац начинался с красной строки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Сжатое изложение. 4класс
Конспект урока "Сжатое изложение" 4 класс...
сжатое изложение "Птица - лесовод", русский язык 3 класс.
Урок русского языка, 3 класс, Программа "Школа России". Тема урока: сжатое изложение "Птица- лесовод".В начале урока для актуализации мыслительной деятельности обучающимся предлагается заг...
Урок русского языка в 4 классе. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе –...
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»
4 классТема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»...
Урок подготовки к подробному изложению 2 класс
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся....
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...