Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
4 класс
Тема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»
Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тех карта | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Платонова Дарья Андреевна
4 класс
Тема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»
Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»
Задачи:
1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование на уроке: презентация по теме урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста. | Приветственное слово. Организационные моменты. - Сегодня у нас с вами необычный урок…а творческий. Почему творческий? Мы с вами будем писать сжатое изложение. - Но прежде чем познакомиться с текстом, вспомним чем сжатое изложение отличается от подробного? - Совершенно верно, а каким образом мы сокращаем текст? - Конечно, молодцы. - Я вас часто прошу пересказать что-то, но кратко. То есть, пересказать только суть, главную мысль, сжав текст, рассказ и т.д. - Сегодня мы будем работать над сжатием отрывка рассказа В. Бианки. Отрывок называется «Зинька выручила». - Откройте, пожалуйста, тетради для творческих работ. Записываем то, что на доске. - Теперь отложите тетради, ручки положили. Слушаем и следим. (текст на слайде) | Приветствуют учителя. Проверяют свое рабочее место. Предполагают. - Тем, что мы сокращаем текст по объему. - Мы выделяем самое главное, а второстепенные предложения опускаем. Записали число, слово «Изложение», название «Зинька Выручила». Слушают, следят. |
2 | Первичное чтение | «Зинька выручила» Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки - красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала. - А где же тут спать? - спросила у них Зинька. - А ты делай, как мы, - говорят куропатки. - Вот гляди. Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче - да бух с разлету в снег! Снег сыпучий, - обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом. Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит - ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички - боевой народ. Зинька слетела на наст - и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, - большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили! | |
3-4 | Беседа по содержанию. Языковой анализ текста. | - О ком же написал этот рассказ Виталий Бианки? -Знакомы ли вам эти птички? Как выглядит куропатка? - Опишите её внешний вид.
-А как нам описывают синичку? Молодцы. - Как вы думаете, кто же тут главный герой? Да, вы правы. На самом деле, у В. Бианки есть целая книга, посвященная этой храброй птице – «Синичкин календарь». - В данном отрывке, мы узнали, что синичка спасла куропаток. От чего спасла? Как они попади в такую ситуацию? - Почему они не могли сами выбраться? Конечно, за ночь снег превратился ледяную корку. - От какого лица ведется повествование? - Мы с вами разбирали разные стили текста, к какому стилю относится отрывок «Зинька выручила»? Аргументируйте свой ответ. - У каждого текста есть тема. Какая же тут главная тема? Подсказываю, она связана с главным героем. Замечательно, держите в голове эту мысль. | - О птичках, куропатках и синичке. - Куропатки, как курочки с шоколадной подводкой на груди. - Автор пишет, что синички – боевой народ. - Синичка - Синичка спасла куропаток из снежного плена. Куропатки зарылись в снег и им было не выбраться. - Снег замерз. - От лица автора. - Повествовательному. Нам повествуют, рассказывают о происшествии с куропатками и синичке. - Синички - боевой народ |
5 | Вторичное чтение текста | - Прочитайте сами текст, тихонечко вполголоса. Закройте уши, если кому-то будет мешать сосед. | Читают. |
6 | Составление плана | - Мы с вами знаем, что каждый текст – это предложения, завязанные, связанные между собой одной (общей) темой. - Разделим наш текст на части и озаглавим каждую часть, словами из текста. - Сколько частей можно выделить в тексте? - О чем говорится в первой части? - О чем во второй? - О чем в третьей? План: 1.Куропатки в снегу. 2.Ледяная корка. 3.Дырка. | Делят текст на части. - 3 части. - О том, что куропатки спали под снегом. - О том, как куропатки не могли выйти из-под ледяной крыши. - О том, как Зинька выпустила куропаток из ледяного плена. |
7 | Устная работа по сокращению текста | - Поскольку мы пишем сжатое изложение, сейчас мы с вами будем сокращать текст по частям. На доске 1 часть текста. - Прочитайте первую часть. Выделим главное в 1 части. - О чем обязательно надо сказать? (подчеркиваю важные предложения) - Прочитайте вторую часть. Теперь выделим главное во 2 части. - О чем обязательно надо сказать? (подчеркиваю важные предложения) - Третья часть. Что здесь самое главное? - Обратите внимание на последнее предложение, как оно заканчивается? Знак восклицания подчёркивает, как куропатки были благодарны Зиньке. | - О том, что Зинька полетела в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки. Спали они под снегом. Поднялись все на крыльях, разлетелись пошибче – да бух разлету в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. - А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку. Поняла она, что куропатки попали в беду. - Слетала Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку. Выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили!
|
8 | Сжатый пересказ частей. | На доске перед вами опорные слова, перед записью изложения, перескажем сжатый текст. На доске: 1) полетела, жили, в поле, разлетелись пошибче, в снег, сыпучий, прикрыл; 2) наст, куропатки, в беде, пропадут, что делать; 3) слетала, стала долбить, выпустила, хвалили, благодарили. | Пересказывают по опорным словам. |
9 | Орфографическая подготовка | - Чтобы приступить к написанию изложения, вспомним орфографические правила. Внимание на доску. На доске: полЕтела, пОлЕвые, лЕдяная, продОлбила, хвАлили, блАгОдарили, прОпАдут. - Также обратите внимание на написание слов: КУРОПАТКИ, НАСТ, ПОШИБЧЕ. - пошибче – т.е. побольше. | Вспоминают орфографические правила. Предполагают значение слова «пошибче». |
10 | Самостоятельное составление текста изложения и его запись. | - Мы закончили подготовительную работу к изложению. Теперь ваша задача создать текст изложения по отрывку рассказа. Особенностью вашего изложения должна быть краткость. | Записывают своё изложение. |
12 | Самопроверка. Взаимопроверка. Редактирование текста. | - Кто закончил, начинайте проверять свою работу. Исправляйте ошибки, если они есть. - Получился ли у вас рассказ. - Всё ли в нём понятно. - Не пропущено ли что-то главное. - Нет ли лишнего, о чём можно было бы и не писать. | Проверяют свою работу, исправляют ошибки. |
Примерные текст изложения:
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки. Спали они под снегом. Смотрит Зинька. Поднялись все на крыльях, разлетелись пошибче – да бух с разлету в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их.
А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку. Поняла она, что куропатки попали в беду.
Слетала Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку. Выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они ее хвалили, благодарили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....
Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".
Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....