Урок подготовки к подробному изложению 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovki_k_podrobnomu_izlozheniyu.docx | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробное изложение, 2 класс
«Маленькая ёлочка»
Цель: сформировать у обучающихся умение писать подробное изложение.
Задачи:
- формировать умение анализировать тексты малого объема (определять главную мысль текста, а также его тип);
- развивать у учащихся умение работать над подробным изложением;
- развивать умение учащихся четко формулировать и излагать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость;
- значимость пересказа содержания с опорой на план при изложении.
Средства обучения:
- Анимационная презентация, тест изложения.
Ход урока
I этап – Вводная беседа
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми активными, внимательными и, конечно, старательными.
- Проверьте свое место, все ли у вас лежит на парте (пенал, тетрадь, черновик и листочек).
- Ребята, вы хотите узнать тему сегодняшнего урока? (да)
- Тогда давайте пройдем с вами небольшое испытание.
- Ребята к нам пришла телеграмма, к которой написано слово «подробное», а втором слово размылось. Для того, чтобы узнать это слово нам нужно отправиться в гости к старику-Лесовику. Но для того, чтобы попасть в гости к Лесовику вам необходимо произнести волшебное заклинание.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(Хоровое чтение: 1 раз – вслед за учителем, 2 раз – выразительно).
- Вот и оказались в гостях у старика-Лесовика.
- Чтобы получить оставшуюся часть телеграммы, вам необходимо решить ребус.
- Правильно (изложение). Сегодня мы пишем подробное изложение, а также продолжим развивать нашу память, продолжим совершенствовать навыки в составлении плана.
II этап – Чтение текста
Учитель читает вслух, а класс «следит глазами» за читаемым текстом.
Маленькая ёлочка.
Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.
Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли.
(По Н. Сладкову)
Понравился ли вам текст? О чем он? (Понравился) (Он о маленькой ёлочке.)
Как автор относится к ёлочке? (Автор с нежностью называет её малюткой.)
Когда в лесу появилась ёлочка? (Ёлочка появилась в лесу осенью.)
Как она появилась? (Она раздвинула листья и травинки.)
А что в это время происходило с деревьями? (Деревья роняли свой осенний наряд.)
Подумайте, почему автор говорит, что деревья несли ёлочке свои подарки? (Ёлочка была совсем крохотная. Осенние листочки падали вниз на её лапки. Это и были подарки от деревьев.)
Обратили внимание, с чем сравнивает Сладков листочки ивы? Прочитайте словами текста. (Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)
А почему вдруг такое сравнение? (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок. А осенью листочки становятся золотыми.)
-Прочитайте, какие листья падали с клена? С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)
Почему автор листья клёна сравнивает со звёздочками? (У клёна резные листья, как у звёздочек.)
III этап – Содержательно-композиционный анализ текста
- Определите тему текста. (Маленькой ёлочки)
- Какова основная мысль текста? (Появление на свет ёлочки)
- Прочитайте заголовок. Почему текст так называется?
- Что отраженно в заголовке: тема или основная мысль? (тема)
- Подумайте какие другие варианты названия этого текста могут быть.
- К какому типу относится данный текст? (текст-повествование)
- В какое время года показалась маленькая елочка? (осень)
- Откуда высунулась малютка? (из земли)
- Какие деревья осыпали елочку своим нарядом? (Ива, Клён)
- Чем осыпала ива ёлочку? (тонкими золотыми рыбками)
- А чем осыпал клён елочку? (красивые звёздочки)
IV этап – Составление плана изложения
Сколько частей в нашем тексте? (В тексте 2 части.)
- Почему вы так решили? (Здесь две красные строки.)
- Прочитаем первую часть.
- О каком важном событии рассказал Н.И. Сладков в этой части? (Н.И. Сладков рассказал о появлении маленькой ёлочки.)
- Найдите, как автор называет деревце? (Автор называет деревце - малюткой.)
- Верно. Вот первую часть мы так и назовём.
- Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки.
- А теперь прочитаем вторую часть.
- Что самое главное в этой части? (Самое главное здесь, что деревья дарили подарки ёлочке.)
- Как же озаглавим вторую часть? (Подарки для ёлочки.)
- Вторую часть тоже пишем с красной строки.
- Мы с вами составили план изложения.
План.
- Малютка.
- Подарки для ёлочки.
V этап – Языковой анализ текста
- Автор пишет: «Елочка раскинула свои лапки». Что вы понимаете под словом лапки? (ветки ёлочки). Также автор пишет: «Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками). А почему он делает такое сравнение? (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок. А осенью листочки становятся золотыми.). Что вы понимаете под предложение «Деревья роняли свой осенний наряд»? (Деревья скидывали свои листья)
- Какие средства выразительности мы можем найти в тексте? (олицетворение – ёлочка показалась, раздвинула листья и травинки, высунулась, осмотрелась, раскинула; деревья несли). Как описывает ёлочку? (маленькая)
- Как автор относится к ёлочке? Какие слова являются подтверждением? (Автор использует слова в уменьшительно-ласкательной форме, этим подчеркивается доброе отношение к ёлочке: маленькая).
- Слова какой части речи будут опорными? Почему? (глаголы, потому что они помогут вспомнить последовательность действий). Назовите их. (1 часть текста - показалась, раздвинула, высунулась, осмотрелась; 2 часть текста - роняли, осыпали, раскинула, несли)
- Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «ёлочка»? (Она, малютка, деревце)
VI этап – Орфографическая и пунктуационная подготовка
- Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы
Пок..залась – (кажется)
Р..няли –(уронит)
Осм..трелась – (смотрит)
Тр..винки – (травы)
М..лютка – (малый)
З..олотыми – (золотце)
- На листочке запишите слова: ёлочка, звёздочки, и выделите орфограмму чк.
- Обратите внимание на слово осенний, разберите его по составу.
Пунктуационной подготовки нет, т.к. тест состоит из простых предложений.
VII этап – Чтение текста повторно
После повторного чтения текста учитель проводит инструктаж:
- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
- Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, сохраняйте авторские особенности речи, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения. Вам поможет план и опорные слова.
VIII этап – Написание изложения
Обучающиеся записывают текст, пользуясь планом и опорными словами.
IX этап – Самопроверка изложения
Перед тем как сдавать изложение проверьте:
- Нет ли повторов одинаковых слов?
- Орфографию и пунктуацию
- Соответствие теме, идее, плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».
На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...
Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».
На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...
Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».
На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...
Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"
Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...
Конспект урока русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений передавать содержание текста по составленному плану, развитие умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.Пла...
Урок русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" 3 класс
Тема: Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.Цели деятельности учителя: способствование развитию умений анализировать текст, составлять пл...
Урок подготовки к сжатому изложению 3 класс
Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)....