Урок подготовки к подробному изложению 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Телицына Анастасия Николаевна

Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podgotovki_k_podrobnomu_izlozheniyu.docx60.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подробное изложение, 2 класс

«Маленькая ёлочка»

Цель: сформировать у обучающихся умение писать подробное изложение.

Задачи:

  • формировать умение анализировать тексты малого объема (определять главную мысль текста, а также его тип);
  • развивать у учащихся умение работать над подробным изложением;
  • развивать умение учащихся четко формулировать и излагать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • значимость пересказа содержания с опорой на план при изложении.

Средства обучения:

  • Анимационная презентация, тест изложения.

Ход урока

I этап – Вводная беседа

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми активными, внимательными и, конечно, старательными.
  • Проверьте свое место, все ли у вас лежит на парте (пенал, тетрадь, черновик и листочек).
  • Ребята, вы хотите узнать тему сегодняшнего урока? (да)
  • Тогда давайте пройдем с вами небольшое испытание.
  • Ребята к нам пришла телеграмма, к которой написано слово «подробное», а втором слово размылось. Для того, чтобы узнать это слово нам нужно отправиться в гости к старику-Лесовику. Но для того, чтобы попасть в гости к Лесовику вам необходимо произнести волшебное заклинание.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

(Хоровое чтение: 1 раз – вслед за учителем, 2 раз – выразительно).

  • Вот и оказались в гостях у старика-Лесовика.
  • Чтобы получить оставшуюся часть телеграммы, вам необходимо решить ребус.

  • Правильно (изложение). Сегодня мы пишем подробное изложение, а также продолжим развивать нашу память, продолжим совершенствовать навыки в составлении плана.

II этап – Чтение текста

Учитель читает вслух, а класс «следит глазами» за читаемым текстом.

Маленькая ёлочка.

         Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.

Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли.

                                                                          (По Н. Сладкову)

Понравился ли вам текст? О чем он? (Понравился) (Он о маленькой ёлочке.)

Как автор относится к ёлочке? (Автор с нежностью называет её малюткой.)

Когда в лесу появилась ёлочка? (Ёлочка появилась в лесу осенью.)

Как она появилась?  (Она раздвинула листья и травинки.)

А что в это время происходило с деревьями?  (Деревья роняли свой осенний наряд.)

Подумайте, почему автор говорит, что деревья несли ёлочке свои подарки? (Ёлочка была совсем крохотная. Осенние листочки падали вниз на её лапки. Это и были подарки от деревьев.)

Обратили внимание, с чем сравнивает Сладков листочки ивы? Прочитайте словами текста. (Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)

А почему вдруг такое сравнение?  (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок.  А осенью листочки становятся золотыми.)

-Прочитайте, какие листья падали с клена? С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)

Почему автор листья клёна сравнивает со звёздочками? (У клёна резные листья, как у звёздочек.)

III этап – Содержательно-композиционный анализ текста

  • Определите тему текста. (Маленькой ёлочки)
  • Какова основная мысль текста? (Появление на свет ёлочки)
  • Прочитайте заголовок. Почему текст так называется?
  • Что отраженно в заголовке: тема или основная мысль? (тема)
  • Подумайте какие другие варианты названия этого текста могут быть.
  • К какому типу относится данный текст? (текст-повествование)
  • В какое время года показалась маленькая елочка? (осень)
  • Откуда высунулась малютка? (из земли)
  • Какие деревья осыпали елочку своим нарядом? (Ива, Клён)
  • Чем осыпала ива ёлочку? (тонкими золотыми рыбками)
  • А чем осыпал клён елочку? (красивые звёздочки)

IV этап – Составление плана изложения

Сколько частей в нашем тексте? (В тексте 2 части.)

- Почему вы так решили? (Здесь две красные строки.)

- Прочитаем первую часть.  

- О каком важном событии рассказал Н.И. Сладков в этой части? (Н.И. Сладков рассказал о появлении маленькой ёлочки.)

- Найдите, как автор называет деревце?  (Автор называет деревце - малюткой.)

- Верно. Вот первую часть мы так и назовём.

- Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки.

- А теперь прочитаем вторую часть.

- Что самое главное в этой части? (Самое главное здесь, что деревья дарили подарки ёлочке.)

- Как же озаглавим вторую часть? (Подарки для ёлочки.)

- Вторую часть тоже пишем с красной строки.

- Мы с вами составили план изложения.

           План.

  1. Малютка.
  2. Подарки для ёлочки.

V этап – Языковой анализ текста

  • Автор пишет: «Елочка раскинула свои лапки». Что вы понимаете под словом лапки? (ветки ёлочки). Также автор пишет: «Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками). А почему он делает такое сравнение?  (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок.  А осенью листочки становятся золотыми.). Что вы понимаете под предложение «Деревья роняли свой осенний наряд»? (Деревья скидывали свои листья)
  • Какие средства выразительности мы можем найти в тексте? (олицетворение – ёлочка показалась, раздвинула листья и травинки, высунулась, осмотрелась, раскинула; деревья несли). Как описывает ёлочку? (маленькая)
  • Как автор относится к ёлочке? Какие слова являются подтверждением? (Автор использует слова в уменьшительно-ласкательной форме, этим подчеркивается доброе отношение к ёлочке: маленькая).
  • Слова какой части речи будут опорными? Почему? (глаголы, потому что они помогут вспомнить последовательность действий). Назовите их. (1 часть текста - показалась, раздвинула, высунулась, осмотрелась; 2 часть текста - роняли, осыпали, раскинула, несли)
  • Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «ёлочка»? (Она, малютка, деревце)

VI этап – Орфографическая и пунктуационная подготовка

  • Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы

Пок..залась – (кажется)

Р..няли –(уронит)

Осм..трелась – (смотрит)

Тр..винки – (травы)

М..лютка – (малый)

З..олотыми – (золотце)

  • На листочке запишите слова: ёлочка, звёздочки, и выделите орфограмму чк.
  • Обратите внимание на слово осенний, разберите его по составу.

Пунктуационной подготовки нет, т.к. тест состоит из простых предложений.  

VII этап – Чтение текста повторно

После повторного чтения текста учитель проводит инструктаж:

  • Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).
  • Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, сохраняйте авторские особенности речи, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения. Вам поможет план и опорные слова.

VIII этап – Написание изложения

Обучающиеся записывают текст, пользуясь планом и опорными словами.

IX этап – Самопроверка изложения

Перед тем как сдавать изложение проверьте:

  • Нет ли повторов одинаковых слов?
  • Орфографию и пунктуацию
  • Соответствие теме, идее, плану.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Конспект урока русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений передавать содержание текста по составленному плану, развитие умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.Пла...

Урок русского языка "Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану" 3 класс

Тема: Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.Цели деятельности учителя: способствование развитию умений анализировать текст, составлять пл...

Урок подготовки к сжатому изложению 3 класс

Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)....