Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русский язык 4 класс | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
Дата проведения: 23 октября 2023
Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи:
1.Образовательные:
- способствовать развитию умения определять тему и основную мысль текста,
- отмечать главное и второстепенное в тексте;
- познакомить с особенностями построения сжатого изложения,
- с особенностями стихотворения в прозе
2. Развивающие:
- развивать память; устную и письменную речь учащихся;
- развитие информационной компетенции;
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
- воспитывать бережное отношение к животным
УУД
Личностные:
Установление связи между воспринимаемым художественным текстом и текстом, созданным учащимися;
Регулятивные:
Составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста, коррекция и оценка свои действий и действий одноклассников
Познавательные:
Поиск и выделение нужной информации из текста; осмысление цели изложения
Коммуникативные:
Оценка своей работы и работы одноклассников; аргументирование оценки
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, карточки стекстом стихотворения в прозе «Воробей», компьютер, интерактивная доска, бумага для записей(черновики)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный (1мин) | Раздача текстового материала | Проверка готовности к уроку | |
Мотивация к учебной деятельности, (4-5мин) | Узнали вы этого писателя? Какие произведения И.С.Тургенева вы читали? Попробуйте описать характер писателя, глядя на его портрет. Как понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? Дополните свой рассказ о характере И.С. Тургенева. Чем же держится и движется жизнь? А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей», вернее, стихотворение в прозе. Чем же отличается стихотворение в прозе от обычного рассказа? | «Бежин луг», «Записки охотника», «Муму») добрые спокойные глаза, любит порядок, почти никогда не злился Любовью держится и движется жизнь. Точность высказываний, эпитеты, сравнения | На доске: портрет И.С. Тургенева «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев) |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (3-4мин) | Странно, «Любовь» и «воробей». Существует выражение «Воробьиная душа». Как вы его понимаете? Я прочитаю вам произведение, а вы постарайтесь понять, зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? Попробуем кратко изложить эту историю. Значит, наши слова должны быть… Предложения… Какое изложение мы будем сегодня учиться писать? Цель урока? | слабая, трусливая Точными Ёмкими, отражающими суть произведения Краткое Мы должны в тексте выделить самое главное. Научиться писать краткое изложение | |
Открытие нового знания(12-13 мин) | Итак, постарайтесь понять, какая же она -«воробьиная душа» в этом рассказе? Чтение рассказа. Тип текста? Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение? В какой момент вы были напряжены? Кто главные герои этого произведения и как они себя проявили? | Отважная, бесстрашная, любящая душа
Повествование Напряжение, тревога, страх за воробьишку, благоговение (определение лексического значения слова) | Знакомство с текстом. |
Физкультминутка 2-3мин | Постарайтесь передать движениями поведение героев этого произведения (по колонкам) | (инсценирование в парах поведения собаки и воробьишки, воробьишки и старого воробья, собаки и старого воробья) | |
А теперь постарайтесь найти слова, которые помогут вам передать сюжет истории. Найдите самое важное в описании образов и поступков героев. 1-слова, характеризуют собаку (пёс) Объяснение слова «зачуяв» 2-старого воробья(птичка, мать или отец) 3-молодого(воробьишка, птенчик) Чьё поведение мы ещё не раскрыли(автора)? Почему Тургенев не описывает охотника? Все вместе: поведение автора(писатель, автор): . Что же сильнее страх или любовь? Определение темы Главная мысль? Изложение мы будем писать от 3 лица. Что изменим? | Записывают опорные слова бежала, начала красться, медленно приближалась, зачуяв перед собою дичь, чудовищем должна была ему казаться собака, попятился… Видно, и он признал эту силу. сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой её раскрытой пасти. взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! … Сила, сильнее его воли, сбросила желтизна около клюва, пух на голове, сидел неподвижно, беспомощно, растопырив прораставшие крылышки Его внешний облик не важен « Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом»» Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». любить и беречь живое, защита детёныша любой ценой (эпиграф) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь местоимения 3 лица(писатель, он, человек, мужчина, охотник) | Работа над лексическим значением слов, подбор синонимов Зачуяв дичь, смущение искажённый жертвовать взъерошенный, благоговея | |
Написание сжатого изложения(15-17 мин) | Попробуйте составить план. Продолжите фразу: Мы будем писать сжатое изложение, а это значит … Справиться с этой задачей нам поможет использование предложений с однородными членами Предложите своё название. | План: 1.Птенец перед собакой 2.Защитник(Во имя жизни) 3. Любовь сильнее страха выражаем мысли точно и чётко, 2-3 предложения в каждой части Воробьиная душа Написание изложения | |
Рефлексия(2-3мин) | Чему мы учились сегодня на уроке? Что вызывало у вас интерес? Чувство любви присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Помните, что материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом. |
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1879
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...
Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)
Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...
Конспект урока русского языка «Развитие речи. Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения передавать содержание текста, развитие устной речи; Планируемые результатыПредметные:Уметь передавать содержание текста по плану; Знать, как связыва...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс
Тема: Подробное изложение с языковым анализом текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа текста с опо...
Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....