Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева

Дата проведения: 23 октября 2023

Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи:

1.Образовательные:

  • способствовать развитию  умения определять тему и основную мысль текста,
  • отмечать главное и второстепенное в тексте;
  • познакомить с особенностями построения сжатого изложения,
  • с особенностями стихотворения в прозе

2. Развивающие:

  •  развивать память; устную и письменную речь учащихся;
  • развитие информационной компетенции;

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
  • воспитывать бережное отношение к животным

УУД

Личностные:

Установление связи между воспринимаемым художественным текстом и текстом, созданным учащимися;

Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста, коррекция и оценка свои действий и действий одноклассников

Познавательные:

Поиск и выделение нужной информации из текста; осмысление цели изложения

Коммуникативные:

Оценка своей работы и работы одноклассников; аргументирование оценки

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, карточки стекстом стихотворения в прозе «Воробей», компьютер, интерактивная доска, бумага для записей(черновики)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный (1мин)

Раздача текстового материала

Проверка готовности к уроку

Мотивация к учебной деятельности, (4-5мин)

Узнали вы этого писателя? Какие произведения И.С.Тургенева вы читали? Попробуйте описать характер писателя, глядя на его портрет.

Как понимаете эпиграф к  сегодняшнему уроку? Дополните свой рассказ о характере И.С. Тургенева.

Чем же держится и движется жизнь?

А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей», вернее, стихотворение в прозе. Чем же отличается стихотворение в прозе от обычного рассказа?

«Бежин луг», «Записки охотника», «Муму»)

добрые спокойные глаза, любит порядок, почти никогда не злился

 Любовью держится и движется жизнь.

Точность высказываний, эпитеты, сравнения

На доске:  портрет И.С. Тургенева

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

(И.С. Тургенев)

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (3-4мин)

Странно, «Любовь» и «воробей». Существует выражение «Воробьиная душа». Как вы его понимаете?

Я прочитаю вам произведение, а вы постарайтесь понять, зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? Попробуем кратко изложить эту историю. Значит, наши слова должны быть…

 Предложения…

Какое изложение мы будем сегодня учиться писать?

 Цель урока?

слабая, трусливая

Точными

Ёмкими, отражающими суть произведения

Краткое

Мы должны в тексте выделить самое главное. Научиться писать краткое изложение

Открытие нового знания(12-13 мин)

Итак, постарайтесь понять, какая же она -«воробьиная душа» в этом рассказе?

Чтение рассказа.

Тип текста?

Слушая рассказ, менялось ли у вас настроение?

В какой момент вы были напряжены? Кто главные герои этого произведения и как они себя проявили?

Отважная, бесстрашная, любящая душа

        

Повествование

Напряжение, тревога, страх за воробьишку, благоговение (определение лексического значения слова)

Знакомство с текстом.

Физкультминутка

2-3мин

Постарайтесь передать движениями поведение героев этого произведения (по колонкам)

(инсценирование в парах поведения собаки и воробьишки, воробьишки и старого воробья, собаки и старого воробья)

А теперь постарайтесь найти слова, которые помогут вам передать сюжет истории. Найдите самое важное в описании образов и поступков героев.

1-слова, характеризуют собаку (пёс)

Объяснение слова «зачуяв»

2-старого воробья(птичка, мать или отец)

3-молодого(воробьишка, птенчик)

Чьё поведение мы ещё не раскрыли(автора)? Почему Тургенев не описывает охотника?

Все вместе: поведение автора(писатель, автор): .

Что же сильнее страх или любовь?

Определение темы

Главная мысль?

Изложение  мы будем писать от 3 лица. Что изменим?

Записывают опорные слова

бежала, начала красться, медленно приближалась, зачуяв перед собою дичь, чудовищем должна была ему казаться собака, попятился… Видно, и он признал эту силу.

сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой её раскрытой пасти.

 взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! … Сила, сильнее его воли, сбросила

желтизна около клюва, пух на голове, сидел неподвижно, беспомощно, растопырив прораставшие крылышки

Его внешний облик не важен

« Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом»» Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

любить и беречь живое, защита детёныша любой ценой

(эпиграф) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь

местоимения 3 лица(писатель, он, человек, мужчина, охотник)

Работа над лексическим значением слов, подбор синонимов

Зачуяв дичь, смущение

искажённый жертвовать

взъерошенный,

благоговея

Написание сжатого изложения(15-17 мин)

Попробуйте составить план.

Продолжите фразу: Мы будем писать сжатое изложение, а это значит …

Справиться с этой задачей нам поможет использование предложений с однородными членами

Предложите своё название.

План:

1.Птенец перед собакой

2.Защитник(Во имя жизни)

3. Любовь сильнее страха

выражаем мысли точно и чётко, 2-3 предложения в каждой части

Воробьиная душа

Написание изложения

Рефлексия(2-3мин)

Чему мы учились сегодня на уроке? Что вызывало у вас интерес?

Чувство любви присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Помните, что  материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1879

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)

Презентация к уроку русского языка  по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...

Конспект урока русского языка «Развитие речи. Устное изложение «Как папа бросил мяч под автомобиль»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения передавать содержание текста, развитие устной речи;  Планируемые результатыПредметные:Уметь передавать содержание текста по плану; Знать, как связыва...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...

Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....