Урок русского языка в 4 классе. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение. Этому и посвящен урок развития речи в 4 классе, на котором дети учатся слушать, говорить, составлять сжатое изложение учебного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Зудова Лидия Елисеевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7 им. О.Н.Мамченкова
г. Елизово Камчатского края.
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение. Этому и посвящен урок развития речи в 4 классе, на котором дети учатся слушать, говорить, составлять сжатое изложение учебного текста.
Урок русского языка. 4 класс (УМК «Школа России)
Тема. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».
Цель: показать основные приемы сжатой передачи содержания текста.
Задачи: развивать память, внимание, устную и письменную речь учащихся; работать над грамотностью,
воспитывать интерес к учебе, умение работать в коллективе, любовь к окружающему миру.
Оборудование: рисунок щенка; таблицы со словами «брехнуть», «опустить уши на глаза»; тексты для учащихся; оформление на доске.
Ход урока.
- Прогнозирование.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке русского языка мы напишем изложение. Оно будет кратким, сжатым.
- Среди рассказов, читаемых нами, есть такие, которые написаны автором на основе увиденных событий. Сейчас мы познакомимся с одним из таких рассказов.
- Прочитайте заголовок рассказа и фамилию автора.
- Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь?
М.М.Пришвин. «Первая стойка». (Предположения учащихся).
- Послушайте рассказ и проверьте свои предположения и догадки. (Чтение текста учителем)
2. Работа с текстом.
- О ком этот рассказ? (открыть картинку со щенком на доске).
-Легавый щенок – это порода легавых, то есть охотничьих собак.
-Какой случай произошел с Ромкой на каменной лестнице?
- Как помогла песику его мать Кэтт?
Вас, я вижу, заинтриговал этот рассказ. Писатель этого и хотел. Он рассказал о Ромке, легавом, то есть охотничьем щенке, чтобы задуматься и ответить на мои вопросы.
- Что такое «первая стойка»?
- Кто видел «стойку собаки»?
- Найдите корень в слове «стойка».
М.Пришвин очень любил и природу, и животных. Он так умел их понимать, что в обыкновенном видел необыкновенное. В этом рассказе отношения между песиком и его мамой очень напоминают человеческие отношения. Вот о первых шагах щенка как охотника и о помощи его мамы мы и напишем изложение.
- Откройте текст. Подробно написать рассказ мы не сумеем, он велик – 178 слов. Запишем его кратко, сжато.
- Чем отличается краткое, сжатое изложение от подробного?
3. Работа по частям.
- Будем читать вслух по частям, находить самое главное, что важно сохранить в каждой части. Итак, начинаем.
Читаем 1 часть (1,2 абзацы).
- О ком эта часть?
- Как звали щенка?
- Как чаще называет его автор?
- Что во внешнем виде щенка бросается в глаза?
- Что сказано про уши, про лапы?
Итак, в 1 части необходимо описать внешний вид щенка.
- Что главное надо рассказать?
- Как бы вы представили своему собеседнику геро рассказа, описав его внешний вид?
- Расскажите в парах друг другу.
Читаем 2 часть. (3,4 абзацы)
- О чем идет речь в этой части? Это главная, основная часть.
- Какими словами назван здесь герой?
В этой части происходят события, случай. А раз это действие, то слова какой части речи обозначают эти действия?
- Выберите глаголы и прочитайте их.
- У меня тоже выписаны глаголы. Прочитайте.
(кирпич)…..который покатился, (Ромушка)……удивился, (щенок) поднимался,…(он) зацепил….
- Помогите мне, какой предмет совершает эти действия?
- Попробуйте составить свои предложения, восстановив последовательность событий
- В этой части встретилось слово «брехнул».
- Какое значение имеет это слово? Как сказать по-другому?
Брехнул – гавкнул, залаял, тявкнул.
- Автор использует слова «опустив уши на глаза».
- Как вы понимаете? Когда так делает собака?
- Какой абзац нельзя выпустить? Почему?
- Что можно написать коротко?
Итак, какую ситуацию опишем во 2 части?
Читаем 3 часть текста (5 абзац)
- Кто прибежал на лай Ромки?
- Что она предприняла?
Попробуйте выбрать и подчеркнуть прямо в тексте отдельные, но самые важные слова и предложения, которые будете использовать в написании этой части.
1 предложение. Что надо взять обязательно?
- Прочитайте предложение с доски. Нравится ли оно вам?
- Все ли уточнено?
- Отредактируйте это предложение, дополнив его:
«Она обнюхала кирпич и сказала сыну, что…..»
4. Работа с планом.
Итак, в рассказе писателя М.Пришвина 178 слов, а мы кратко, сжато передали содержание, выделив главную мысль каждой части, убрав ненужные подробности. Попробуйте написать кратко, сжать рассказ, опираясь на готовый план. Прочитайте трудные для написания слова, которые можно использовать.
План.
- Внешний вид щенка. ( Задевал что-нибудь)
- Случай в подвале. ( Легавый, однажды)
- Помощь матери. ( Вниз, Кэтт)
- Сколько частей получилось? Рассмотрите текст глазами.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Что хочется еще раз перечитать?
- Письмо изложения.
6. Подведение итогов.
- Прочитаем, какие рассказы у вас получились. ( Чтение 1-2 изложений)
- Ясно ли выражена главная мысль?
- Связный ли рассказ получился?
Что показалось интересным?
- Не ушли ли от авторского содержания?
- Какое по виду изложение написали
Первая стойка.
Мой легавый щенок называется Ромул, но я больше зову его Ромой, или просто Ромкой, а изредка величаю Романом Васильевичем.
У этого Ромки скорее всего растут лапы и уши. Такие длинные выросли у него уши, что когда вниз посмотрит, так и глаза закрывают, а лапами он часто что-нибудь задевает и кувыркается.
Сегодня был такой случай. Поднимался он по каменной лестнице из подвала, зацепил своей лапиной полкирпича, и тот покатился вниз, считая ступеньки. Ромушка этому очень удивился и стоял наверху, опустив уши на глаза.
И так Рома долго стоял, и это была его первая стойка по мертвому кирпичу, как большие собаки постоянно делают, когда носом чуют в траве живую дичь. Кирпичу хоть сто лет можно лежать, а живому песику трудно – устал и дрожит. Ромка брехнул и отпрыгнул.
На лай прибежала Кэтт, Ромина мать, впилась газами в то место, куда лаял сын, и медленно, с лесенки на лесенку, стала спускаться. Кэтт узнала по запаху Роминой лапы след на страшном кирпиче, понюхала его: кирпич был совершенно мертвый и безопасный. Она, повернув голову вверх, глазами сказала сыну:
- Мне кажется, Рома, здесь все благополучно. (По М.Пришвину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"
Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.
Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...
Презентация к уроку русского языка 3 класс. Обучающее изложение "Берегите полевые цветы"
Обучающее изложение " Берегите полевые цветы" 3 класс...
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс
Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...