Урок "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Першина Ирина Анатольевна

Данный урок поможет обобщить, систематизировать, актуализировать имеющиеся знания об имени существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._urok._4_klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи.

4 класс.

Учитель: Першина И.А.

    Цели урока:

           - обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

           - развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;

           - повторить изученные орфограммы;

           - учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

           - повторить и расширить знания ребят о Москве.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

- Дети, вам тепло?  (Да!)

- В классе светло?  (Да!)

- Прозвенел уже звонок?  (Да!)

- Уже закончился урок?  (Нет!)

- Только начался урок?  (Да!)

- Хотите учиться?  (Да!)

- Значит можно всем садиться!

  1. Сообщение цели урока. Постановка учебной задачи.

А) - Вспомните на какие группы можно поделить все слова?    (Части речи.)

      -  О какой части речи говорится в стихотворении.

      Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам.

   -  Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся у нас знания об    имени существительном. А помогут нам в этом стихи. Встречая, имена существительные в поэтических строчках, мы обобщим всё, что знаем о признаках этой части речи.

Б)  - О чём идёт речь в стихотворении? Что это за город?

«Здесь Кремль

   Здесь Воробьёвы горы

    И площадь Красная видна.

   Такой большой старинный город.

   Столица Родины - … Москва.»

В). Минута чистописания.

 -  Правильно – Москва.

 -  Строчку в минутке чистописания мы пропишем буквы Мм.

 -  МмМ // мМм //   Письменный вариант. Обратите внимание на соединения.

 - Вспомним, как надо писать слово Москва.

 - Какие однокоренные слова мы можем придумать? Что называется однокоренными словами?

  -Запишем эти слова и разберём их по составу.

   МмМ // мМм //

   

   Москва московский москвич москвичка подмосковье

   Москва – мать городов русских.

  - Скажите, а слова московский и московская будут являться однокоренными?

     Москва, Москвы? Почему?

  - Как вы понимаете: Москва – мать городов русских.

  - Прочитайте, объясните написание слов. Спишите.

  - Во второй строчке найдите имена существительные. Докажите.

  - Вывешивается таблица по частям речи. (№ 1)    

                   1.         Кто?

                               Что?

  1. Упражнение в различии собственных и нарицательных имён существительных.

  На доске записаны деформированные предложения. Правая часть закрыта.

Левая - служит подсказкой.

Иван Калита                                возвёл первое укрепление.

Иван III                                        заменил стены Кремля на белокаменные.

Дмитрий Донской                       построил кирпичный Кремль.

Юрий Долгорукий                      построил дубовый Кремль.

- Вспомним историю нашего города.

   Над Москвой – рекой, на круге,

   Где стоит наш Кремль теперь  

   Был когда - то бор дремучий,

  А в бору водился зверь.

  Кто наш город заложил?

 Кто стеною окружил.

                      Пращур Юрий Долгорукий                    - Прочитать, если дети

                     Строил древний городок,                      не могут ответить.

                     Послужил ему порукой

                     Перекрёсток всех дорог.

- Правильно, наш город основал Юрий Долгорукий. Портрет памятника.

- В каком году?    (1147 году).

        Град, что строил Долгорукий

       Посреди глухих лесов,

       Вознесли любовно внуки

       Выше прочих городов.

- Кто построил новые дубовые стены?

- Иван Калита возвёл новые дубовые стены.

         Но у старых стен кремлёвских

        Был опасный враг – огонь…

        Но пришёл однажды час –

        И из города Коломны

        На Москву возы ползут:

        Для Кремля с каменоломни

        Возит камень русский люд.

        И былой стене на смену

        Строит каменную стену

        Небывалой красоты

        Внук Ивана Калиты.

- Какими стали новые стены, кто их построил?

- Дмитрий Донской строит вокруг Кремля белокаменные стены и башни.

       

      Ты стоишь, сияя златом

      Необъятных куполов,

      Над Востоком и Закатом,

      Зыбля зов колоколов.

  - При ком Кремль приобрёл нынешний вид?

  -  При Иване III.

На доске деформированный текст, надо соединить части по смыслу.

- Выходят по одному человеку, соединяют, объясняют орфограммы.

- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

- Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

    На доске вывешивается 2 таблица.

- Собственные имена обозначают единственные в своём роде предметы, этим как бы выделяясь из круга однородных предметов: стран много, Россия - одна, городов много, но Москва в России –одна.

- Приведите примеры.

- Спишите в тетрадь одно предложение.

- В системе языка постоянно происходят изменения: нередко имена нарицательные становятся именами собственными и наоборот.

    На доске вывешивается 3 таблица.

  2.  собственные                      3.      улица Полянка - полянка

       нарицательные                                                                                      

4. Упражнение в различии одушевлённых и неодушевлённых имён     существительных.

    Когда вы подрастёте, ребята, непременно прочитайте книгу

  В. А. Гиляровского «Москва и москвичи». Из неё вы узнаете много интересного о нравах и обычаях старой Москвы.

     Москва окружена была ближними и дальними сёлами и деревнями - поэтому городские жители мало чем отличались от крестьян, разве что вместо лаптей сапоги носили. И ели москвичи пищу простую. Домики на окраинах города утопали в садах.

      Поэтому, в середине 17 века петербуржцы презрительно называли Москву «большой деревней». Ну, в самом деле, разве было похоже на какую – нибудь другую столицу в Западной Европе вот такое:

          …вот уж по Тверской                              

    Мелькают мимо будки, бабы,                

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах.

- Прочитаем.

- Подсчитайте сколько всего имён существительных.

- Проверим, подставляя вопросы.

- Вспомним ещё один признак имени сущ.: одушевлённые, неодушевлённые.

                 

- Как определить?

   На доске вывешивается 4 таблица.

       4.     одушевлённые                 5.     кот Пушок

               неодушевлённые                     пушок

Пауза. Я читаю текст, если это имя сущ. одушевлённое, то хлопните в ладоши, нет – ничего не делаем.

- Обратите внимание на сочетание «львы на воротах». Какое здесь слово львы? Почему?

- В русском языке бывает так, что одно и тоже слово может быть, то одушевленным, то неодушевлённым.

- Отчего это зависит? Как вы думаете?  (От контекста.)

- Вывешивается таблица 5.

  1. Упражнение в различии рода имён существительных.

- Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов писал:

«Кремль… его описать невозможно. Надо видеть, видеть…надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению».

- Кто мне сможет назвать, какие исторические памятники есть в Кремле?

   На Красной площади?

 

Успенский собор.                                  Архангельский собор.

Колокольня Ивана Великого.               Благовещенский собор.

Храм Ризположения.                             Царь – пушка.

          Грановитая палата.                                Царь – колокол.

Башни Кремля.

                                                                                                                           

 Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому».

 Государственный Исторический музей.

 Здание Верхних торговых рядов.

 Мавзолей В.И.Ленина.

 Казанский собор.

 Воскресенские ворота.

 Иверская часовня.

- С какой буквы мы запишем многие перечисленные слова?

 - Почему? 

                                             

                                                           

               Над могилой в тихом парке

               Расцвели тюльпаны ярко.

               Тут огонь

               Вечно тут огонь горит,

               Здесь солдат советский спит.

          Мы склонились низко – низко

          Над подножьем обелиска.

          Наш венок расцвёл на нём

          Жарким пламенным огнём.

  - О чём здесь идёт речь? О каком месте?

  - Прочитаем конец стихотворения на доске.

         Мир солдаты защищали.

         Жизнь они для нас отдали.

         Сохраним в сердцах своих

         Память светлую о них.

  - Проработать орфограммы. Знаки препинания.

  - Списывание с листа, который есть у каждого ученика.

  - Проверка.

  - Вспомним ещё один признак имени существительного: род.

  - Как его определить?

          На доске вывешивается 6 таблица.

  6.   мужской род                      7.     умница

        женский род                              непоседа

         средний род                              плакса

   

  - Определим. Комментирование с места.

  - А может быть так, что имя существительное можно отнести как к лицам

    мужского так и женского рода?

         На доске добавляется 7 таблица. Общий род.

   

  1. Упражнение в различении числа имён существительных.

- А теперь поговорим о современной Москве. Прочитайте стихотворение, которое у вас на партах.

- Найдите существительные. Подчеркните. Как будете находить?

-Вспомним ещё один морфологический признак имени существительного:

число.

- Вывешивается таблица 8.

- Определим устно число у им. существительных.

- Устная проверка

- Найдите существительное, которое употребляется только в единственном числе.

- Приведите ещё примеры. А только во множественном числе?

       Вывешивается 9 таблица.

     8.    Единственное число.                           9.  Жара, синева.

            Множественное число.                             Мостки, часы.

                     Читатель мой, бывал ли ты

                   На башне университета?

                   Видал ли с этой высоты

                   Столицу нашу в час рассвета?

                   Когда за дымкой голубой,

                   А в летний зной совсем лиловой,

                   Москва – река перед тобой

                   Лежит серебряной подковой.

                   Всё видно с высоты такой –

                   Бульвары, площади и парки.

                   Мосты повисли над рекой,

                   Раскинув кружевные арки.

           - Групповая работа ( по времени ). Дети по рядам получают листочки со сти-

          хами. Они должны определить число имён существительных или найти имена

          сущ., которые употребляются только в единственном числе или во множест-

           венном.                   

         1).    Москва – в сиянии огней.

              Москва – в движении машин,

             И в шумном говоре людей,

             В улыбках женщин и мужчин.

                                                                  Я люблю подмосковные рощи

                                                               И мосты над твоею рекой.

                                                               Я люблю твою Красную площадь

                                                              И кремлёвских курантов бой.

                 В городах и далёких станицах

        О тебе не умолкнет молва,

       Дорогая моя столица,

       Золотая моя Москва!

7. Определение падежей имён существительных.

  - У нас очень красивый город. Кто побывал в нём и увидел наши архитектурные памятники, долго вспоминает Москву. У меня в руках текст-письмо от человека, полюбившего наш город .Ему очень хотелось поделиться с вами своей радостью. Послушайте письмо и подумайте, всё ли правильно в письме:

   Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва.

    - В письме допущены ошибки, мы их услышали.

    - О каком морфологическом признаке не знает автор письма?

    (Изменение имени существительного по падежам.)

    - Это письмо написал немец,  в немецком языке падежей только четыре,

      а у финнов насчитывается целых пятнадцать. Но каждый народ прекрасно

      справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха ино-

      странца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить      

     легко, грамотно и красиво.

    - Сколько падежей в русском языке? Какие?

    - Вывешивается таблица 10.

     

     - С какой буквы мы запишем слово Москва? Почему?

                     Варианты работы.

     - 1). Запись под диктовку всего текста. Слово Москва дети добавляют сами, изменяя окончание. Определить падеж.

     - 2). Записывают только слово Москва с разными окончаниями, если нет

времени. Учитель читает весь текст (выборочный диктант). Определить падеж.

     - 3). Прочитать слова С. Я. Маршака и записать только слова о Москве.

 Определить падеж.

           Из-за далёких рубежей доходит к нам молва. Сто раз в любом из

падежей ты названа Москва. Прослушай радио-молву минуту или две:

Москва, Москвы, Москве, Москву, Москвою, о Москве.

                                                                       С. Я. Маршак.

     - Что вы изменяли, в слове Москва? (Окончание.)

     - Вызывало у вас сомнение написание окончаний в этом слове? (Нет.)

     - Почему?  (Они ударные.)

     - А как не ошибиться в написании безударного окончания?

     - Подставить слово с ударным окончанием, знать склонения.

     - Сколько в русском языке склонений? Какие? Как определить?

     - Вывешивается таблица 11.

           10.     падежи                                11.    1 скл.

                     И.п.    В.п.                                    2 скл.

                     Р.п.     Т.п.                                    3 скл.

                     Д.п.     П.п.

            8. Итог урока.         

            - Групповая работа.

                                                               

       -  Вписать пропущенные орфограммы, подчеркнуть имена существительные (Проверяют гости – учителя)

         - Объясните смысл пословиц. (Перед классом.)

                                                         

 1.    Кто в М.скве не бывал – кр.с.ты   не  в.дал.      

    М.сква ст.ит на с.ми х.лмах, а человек на св.их н.гах.

 2.   М.сква сл.зам не верит.

    Славится М.сква невестами, к.лок.лами  да калачами. 

  3.  Все д.роги в.дут в Р.ссии в М.скву.

    М.сква, что гранит, никто М.скву не поб.дит.

 

  1.  Оценивание работы каждого ученика.

           - Выполнили ли мы задачу урока?

           - Что нового узнали на уроке? Чему учились?

           - Чем заинтересовал вас урок?

                                                         

Дополнительный материал.

    По памяти.

   

       Город чудный, город древний,

       Ты вместил в свои концы

       И посады, и деревни,

       И палаты, и дворцы.

    Откуда пошли названия падежей?

    - Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать- Именительный.

     -  Родился – стал Родительным.

     -  Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

     -   Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили. И он                                

   стал Винительный.

     -  Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.

     -  Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь

     Предложным.

     

10

Раздаточный материал для учащихся.

1.          …вот уж по Тверской                        

       Возок несётся чрез ухабы.                  

       Мелькают мимо будки, бабы,              

       Мальчишки, лавки, фонари,

       Дворцы, сады, монастыри,

       Бухарцы, сани, огороды,

       Купцы, лачужки, мужики,

       Бульвары, башни, казаки,

       Аптеки, магазины моды,

       Балконы, львы на воротах

       И стаи галок на крестах.

                                          А.С.Пушкин.

   2.       Мир солдаты защищали.

         Жизнь они для нас отдали.

         Сохраним в сердцах своих

         Память светлую о них.

             3.       Читатель мой, бывал ли ты

                   На башне университета?

                   Видал ли с этой высоты

                   Столицу нашу в час рассвета?

                   Когда за дымкой голубой,

                   А в летний зной совсем лиловой,

                   Москва – река перед тобой

                   Лежит серебряной подковой.

                   Всё видно с высоты такой –

                   Бульвары, площади и парки.

                   Мосты повисли над рекой,

                   Раскинув кружевные арки.

                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

На данном уроке обобщаются знания  об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...

"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс

Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

На уроке дети обобщают знания об имени существительном как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....