Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Ольга Ильинична

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи.

Егорова Ольга Ильинична

учитель начальных классов  

МАОУ «Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»

Кабанского района  Республики Бурятия

Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для  отработки практических навыков в написании и определении существительных.  

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

         Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор,  мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.

        Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                                  

2.Психологический настрой на урок 

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

3.Работа над девизом урока

Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)

Повторенье - мать ученья.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья

II. Разминка пальцев.

Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Мы для пальчиков гимнастику начнем,

 Упражнение для пальцев проведем,

Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,

Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.

III. Минутка чистописания.  

В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.

Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук   м  . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).

Запишите в тетради  одну строку этой буквы.

Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

IV. Орфографическая минутка.

Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.

-На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

1.Задание по группам. 

Первый ряд запишет  слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

2.Проверка

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

V. Актуализация знаний и постановка темы урока.

-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).

VI. Формирование способов практических действий.

1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

-Какой частью речи они являются?

1.Работа над стихотворением

-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится? 

Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились.
(О весне).

-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).

-Какое время года у нас на дворе? (Весна).

- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки

2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.

Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

3.Работа в паре.

-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

Распределите слова в две группы.

Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.

  Кто?                      Что?

медведь               Москва

грач                     солнце

Роман                  снег

заяц                      мороз

лиса                     оттепель

ворона                 сосульки

4.Проверьте свою работу.

-Какие слова  в первом и втором столбике будут лишними? Почему? 

( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена  существительные).

 Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?  

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)

V. Физкультминутка.        

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.            (Повороты влево, вправо)

Потянулся он со  сна:        (Потягивание - руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.            (Вращение головой)

Наклонился взад- вперед,           (Наклоны вперед, назад)

Вот он по лесу идёт,

Ищет мишка корешки             (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец,  медведь наелся

И на брёвнышко уселся.                     (Дети садятся)

5. Работа в паре.

-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.  

Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».

 Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

 Измените их число.

- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) 

VI. Развитие речи. 

-Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.

(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).

 VII. Беседа о здоровье.

Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади

 (Один учащийся читает вслух)

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура,-

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

 (Надо заботиться о своем здоровье)

VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. 

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)

Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая.

Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

IX. Проверка работы. Рефлексия.

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

 -отлично усвоил тему урока       img1                                       

-знаю, но не могу рассказать img2

-ничего не понял img3

X.  Итог урока. 

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

XI. Домашнее задание.

Диск, проверочная работа по теме имя существительное.  

Спасибо за работу. Урок закончен.



Предварительный просмотр:

Модуль 2. Современный урок как основной ресурс реализации требований ФГОС

Соотношение  понятия «цель урока» и «учебная цель»

Цель урока

Учебная цель

Определение целей через деятельность учителя.

Определение целей через учебную деятельность учащихся.

Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс

Умение учащихся выявить трудности в усвоении учебного материала и сформулировать цели дальнейшей учебной деятельности

Это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

 Это создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки  собственных смыслов их понимания. В связи с такой целью, основные действия учителя направляются не на учеников, как объекты воспитания в процессе обучения, а на объекты образования. В качестве объектов образования выступает «образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие учителя, ученика, и взаимодействующей группы».

А) современный урок - форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к образовательным результатам на основе системно-деятельностного подхода.

Современный урок начального общего образования -- форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Современный урок основного общего образования -- форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Б) цель урока - это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

В) дидактические задачи - это действия, обеспечивающие достижение цели урока. Задачи в большей степени отражают процесс работы на каждом этапе занятия, имеют технологичный и комплексный характер, состоят из набора конкретных заданий для выполнения. Они формулируются через глаголы и отвечают на вопрос: «Что выполнить?». 

Задачи, которые выполняет учитель и учащиеся взаимосвязаны между собой, но не тождественны, поэтому стоит включать в занятия отработку умения школьников формулировать собственные задачи, выстраивать алгоритм действий в их последовательности. Задачи выдвигаются на основе поставленных целей, они определяют набор направлений для их воплощения.

Г) структура урока - совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (этапов). 

Д) содержание образования - определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

Е) средства обучения и воспитания - это все материалы, необходимые для организации образовательной деятельности: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты.

Материалы (объекты) делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Ж) методы обучения и воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей и задач.

Каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

З) формы организации обучения и воспитания - специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. Это характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.

  1. Индивидуальная (учитель – ученик).
  2. Групповая (учитель – группа).
  3. Фронтальная (учитель – класс).

Типы  уроковна основе разных признаков

Традиционная система обучения:

-урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации;

- урок контроля

Система обучения по ФГОС:

             -урок «открытия» нового знания

            - урок отработки умений и рефлексии

            - урок общеметодологической направленности

- урок развивающего контроля

  1. Зная компоненты урока, составьте кластер «Структура урока «открытия» новых знаний» (на отдельном листе).( см. ниже)

Структура урока «открытия» новых знаний

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%88%D0%BA%D0%BE-%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5-40016155.jpg

А) мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. – отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. – динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. – потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Б) познавательные мотивы - это познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

В) учебные мотивы -  это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Г) учебная цель - это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Д) учебная задача -  цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса.

Ж) учебные действия и операции -конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе  операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...