Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по ФГОС во 2 классе | 36.63 КБ |
Требования к современному уроку по ФГОС | 139.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Егорова Ольга Ильинична
учитель начальных классов
МАОУ «Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»
Кабанского района Республики Бурятия
Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в написании и определении существительных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
3.Работа над девизом урока
Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.
II. Разминка пальцев.
Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнение для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
III. Минутка чистописания.
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.
Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)
IV. Орфографическая минутка.
Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).
1.Задание по группам.
Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.
2.Проверка
-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).
-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).
VI. Формирование способов практических действий.
1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
-Какой частью речи они являются?
1.Работа над стихотворением
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
Ей казалось, что её лес и не заметил.
Он заметил.
Он её птичьим звоном встретил.
Пробудились ото сна все лесные дали.
Удивляется она: неужели ждали?
А деревья ей в ответ низко поклонились.
Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).
-По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).
-Какое время года у нас на дворе? (Весна).
- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки
2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.
Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
3.Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
Распределите слова в две группы.
Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Роман снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосульки
4.Проверьте свою работу.
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).
Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?
(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)
V. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
5. Работа в паре.
-Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
VI. Развитие речи.
-Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.
(Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
VII. Беседа о здоровье.
Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
(Надо заботиться о своем здоровье)
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера.
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)
Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая.
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов
(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)
IX. Проверка работы. Рефлексия.
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока.
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание.
Диск, проверочная работа по теме имя существительное.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Модуль 2. Современный урок как основной ресурс реализации требований ФГОС
Соотношение понятия «цель урока» и «учебная цель»
Цель урока | Учебная цель |
Определение целей через деятельность учителя. | Определение целей через учебную деятельность учащихся. |
Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс | Умение учащихся выявить трудности в усвоении учебного материала и сформулировать цели дальнейшей учебной деятельности |
Это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. | Это создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки собственных смыслов их понимания. В связи с такой целью, основные действия учителя направляются не на учеников, как объекты воспитания в процессе обучения, а на объекты образования. В качестве объектов образования выступает «образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие учителя, ученика, и взаимодействующей группы». |
А) современный урок - форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к образовательным результатам на основе системно-деятельностного подхода.
Современный урок начального общего образования -- форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Современный урок основного общего образования -- форма организации учебной деятельности с учетом требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Б) цель урока - это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
В) дидактические задачи - это действия, обеспечивающие достижение цели урока. Задачи в большей степени отражают процесс работы на каждом этапе занятия, имеют технологичный и комплексный характер, состоят из набора конкретных заданий для выполнения. Они формулируются через глаголы и отвечают на вопрос: «Что выполнить?».
Задачи, которые выполняет учитель и учащиеся взаимосвязаны между собой, но не тождественны, поэтому стоит включать в занятия отработку умения школьников формулировать собственные задачи, выстраивать алгоритм действий в их последовательности. Задачи выдвигаются на основе поставленных целей, они определяют набор направлений для их воплощения.
Г) структура урока - совокупность его взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей (этапов).
Д) содержание образования - определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.
Е) средства обучения и воспитания - это все материалы, необходимые для организации образовательной деятельности: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты.
Материалы (объекты) делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).
Ж) методы обучения и воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей и задач.
Каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
З) формы организации обучения и воспитания - специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. Это характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.
- Индивидуальная (учитель – ученик).
- Групповая (учитель – группа).
- Фронтальная (учитель – класс).
Типы уроковна основе разных признаков
Традиционная система обучения:
-урок изучения нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля
Система обучения по ФГОС:
-урок «открытия» нового знания
- урок отработки умений и рефлексии
- урок общеметодологической направленности
- урок развивающего контроля
- Зная компоненты урока, составьте кластер «Структура урока «открытия» новых знаний» (на отдельном листе).( см. ниже)
Структура урока «открытия» новых знаний
А) мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. – отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. – динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. – потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Б) познавательные мотивы - это познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
В) учебные мотивы - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Г) учебная цель - это прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока. Сформулированная цель должна быть четкой; понятной; достижимой; проверяемой; конкретной с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Д) учебная задача - цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса.
Ж) учебные действия и операции -конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
Урок русского языка в 4-в классе "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
Конспект урока русского языка в 4 классе...