Русск.яз. Правописание безуд. падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Агаджанова Светлана Евгеньевна

Русск.яз. Правописание безуд. падежных окончаний имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Цели урока: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных падежных окончаниях имен существительных).

Задачи:

предметные

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных, проговаривая алгоритм выбора буквы;

- отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж имен существительных;

- систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи;

- развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуация.

метапредметные:

– учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания,

владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление

к координации различных позиций в сотрудничестве).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Ход урока

Организационный момент. Вхождение в деятельность

-Ребята! Сегодня на уроке у нас гости.

- Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте.

-Не зря говорят «Гость недолго гостит, да много видит». Поэтому какая будет наша задача?( показать все чему мы научились)

-А теперь начнем работать.

Актуализация знаний учащихся. Словарно – орфографическая работа

СЛАЙД

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте слова про себя.

-Вслух …

небылица, поговорка, рассказ, шутка, прибаутка

- Назовите орфограммы в словах. (читают, ставят ударение, называют орфограмму)

- Есть ли здесь «лишнее» слово  по – вашему мнению.

-Обоснуйте ответ (рассказ или м.р.)

-Хорошо.

- А если мы эти слова свяжем с предметом литературное чтение, тогда какое слово по-вашему лишнее? (рассказ, все остальные жанры фольклора)

-Что такое фольклор? Какие жанры фольклора можно сюда добавить? (называют слова с орфограммами: сказка, пословица)
- Эти слова запишем в тетрадь и заменим лишнее слово своим, которое обозначало бы жанр фольклора, выделяя орфограммы.

- Скажите, какие орфограммы встретились в записи числа?

                       Двадцатое сентября. (написано заранее)

                          Классная работа.

- … Какие записал слова? Хорошо.

- Разберем слова по составу. (По - одному человеку у доски: поговорка, рассказ, шутка)

Выдвижение проблемы

Слайд

- Прочитайте предложение про себя, вслух…

 «Каждый день жизн. прибавляет частицу мудрост. .».

-К какому жанру УНТ мы отнесем это предложение? (пословица)

- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).

-Всё ли написано на доске? (нет, у им. сущ. нет окончаний)

Постановка учебной задачи.

-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

-Как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке?

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

- А какую цель поставим перед собой? (отрабатывать умение правильно писать слова с безударными окончаниями)

Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного? (использовать слова-помощники с ударным окончанием)

-Правильно.

- Назовите слова-помощники для каждого из склонений.

1 скл. - луна, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

-Хорошо. Но как определить какое из этих слов использовать? (называют алгоритм написания окончания)

Алгоритм

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .        Слайд

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму.

(  1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.

2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи   

3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4) Проверяю написанное: в степи , в тетради. )

-Правильно. А сейчас вернемся к нашей пословице и вставляем пропущенные буквы.

-Первое слово разбирает (Дима).

-Проверяем (в слове появляется буква и)

Слайд

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрост.

- Второе слово разбирает (Алеша).

-Проверяем (на слайде)

Слайд

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

-Запишите пословицу в тетрадь, выделяя доказательства выбора окончания.

- Выполните грамматический разбор предложения. Что это значит? Юлиана с места.

-Итак, еще раз сделаем вывод как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в безударном падежном окончании имени существительного?

Исследовательская работа. Проверка действие ключа на других словах.

Первичное закрепление

Итог исследования:

 

Физическая пауза

Вторичное закрепление.

Упражнение в определении безударных окончаний имен существительных.

Самостоятельная работа.

Используя опорные слова проведем маленькое исследование. Работаем по группам.

- На столах лежат карточки.

- Что записано на карточках? (высказывания)

- К какой группе, части речи относится? (к именам существительным)

-Какие бывают высказывания?

-Какова будет ваша задача? (определить верное высказывание)

-Хорошо, а теперь приступаем к исследованию

1группа.

У вас написаны 2 высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, доказывает его верность

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном ,в дательном и предложном падежах окончание – е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

для доказательства берем опорное слово ___________

Р.п.___________________________________окончание ______

Д.п. ___________________________________окончание_____

П.п. ___________________________________окончание______

Мы доказали, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –….

- Поднимите руки кто в первой группе нашел верное высказывание?

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак + доказывает его верность, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.

Вывод: Мне надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуюсь для доказательства опорным словом__________________________

П.п. ______________________________окончание ___

Я доказал, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –….
Высказывание №___является верным, а второе утверждение будет неверным.

- Поднимите руки кто во второй группе нашел верное высказывание?

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак + доказывает его верность, а если неверным, то знак -. .

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Вывод: Мне надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуюсь для доказательства опорным словом__________________________

Р.п.___________________________________окончание___

Д.п. ___________________________________окончание___

П.п. ___________________________________окончание____

Я доказал, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. Высказывание №2 верное. №1 неверное.

-- Поднимите руки кто в третьей группе нашел верное высказывание?

Итог исследования:

- Таким образом, закончите предложение чтобы написать правильную букву в безударном падежном окончании имени существительного надо…

Имена существительные 1скл- приседаем; 2скл – руки вверх; 3 скл – руки в стороны

(машина, небо, дочь, календарь, мышь, дядя, солнце, девочка, рожь)

Сели тихо девочки, мальчики еще тише.

Самостоятельная работа.

в тетрад ..
в альбом…
из чашк..
в банк..
у дорог..
по улиц..

в коробк..

без бол..

у алле..

Проверка выполнения работы: ученики “по цепочке” называют слово и пропущенную безударную гласную.

Слайд (по мере названия буквы появляется на слайде и,е,и,е,е,и,е,е,и,и,и,и )

-Какие орфограммы встретились?

-Что это за слова?

- Теперь вы можете оценить себя сами:

  •  нет ошибок — вам присуждается звание мастера
  • 1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться, вам присуждается звание консультанта.
  • 3 ошибки - вам присуждается звание знатока

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, кто получил звание мастера.

-Молодцы!

-Какое важное умение вы отрабатывали, выполняя это задание?

Поиск ошибок

Вы уже достаточно хорошо усвоили тему и я предлагаю вам поработать в роли учителя.

Ученик Незнайкин, выполняя домашнюю работу не справился с заданием т.к. гласные И, Е не хотели занимать положенные им места.

СЛАЙД

 Лесная столовая

Ребята с осени запасались желудями, шишками еле, семенами березы и ольхи.

Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
-Зачем нужно помогать птицам зимой?

-Объясните написания слов, в которых допущены ошибки (5)

Итог урока

Рефлексия урока.

Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? ( обладать умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа)

- Смогли ее достичь?

- Где вы будете применять полученные знания?

Домашнее задание

В учебнике с.35 упр.1

Большое всем спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" 4 класс

урок русского языка 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"...

Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе...

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...