Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imen_sushchestvitelnyh.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Упражнения для закрепления (правописание безударных падежных окончаний имен существительных). | Тип урока: урок-закреппление (совершенствования и формирования УН и УУД) | ||||||
Цель: создание условий для закрепления правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные Знать: 1,2,3 склонение, падежи, слова-помощники, алгоритм написания безударных падежных окончаний им. сущ. Понимать: в каком случае использовать алгоритм Применять: указывать род, склонение им. сущ., выполнять упражнения с помощью алгоритма, обозначать орфограмму графически, уметь работать с толковым словарем. Анализ: анализ заданий и материала упражнений Синтез: проговаривание алгоритма, выполнение пр.раб. Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка | Метапредметные: Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: - извлекать информацию, представленную в разных формах. - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других задавать вопросы. | Личностные - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | |||||
Межпредметные связи: физическая культура (физминутка), изобразительное искусство (игра «Собери картину»). | |||||||
Основные понятия: имя существительное, безударное окончание, падежное окончание, склонение, слова-помощники. | |||||||
Технологии: | |||||||
Ресурсы урока: | |||||||
Для учителя: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, презентации, ПК, мультимедийный проектор, доска, ТК урока. | Для учащихся: учебник «Русский язык» 4 кл., ч.2, Бунеев Р.Н., раздаточный материал, тетрадь в линейку, дневник, веер с буквами, канцелярские принадлежности. | ||||||
Ход урока: | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||
1. Мотивация познавательной деятельности | |||||||
Организационное начало урока. - Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. - Проверьте свое рабочее место. На парте должен лежать учебник, тетрадь в линейку, дневник, веер с гласными буквами. - Сначала сели девочки, потом сели мальчики. - Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Повторяйте слова за мной: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! Теперь откройте глаза, и мы приступим к работе. | Здороваются. Проверяют рабочее место. | ||||||
2. Актуализация необходимых знаний | |||||||
Минутка чистописания. Откройте тетради в линейку. Посмотрите на доску. - Какое сегодня число? - Какая орфограмма есть в слове «Двадцать»? - Какая орфограмма есть в слове «девятое» - Как проверим слово? - Какая орфограмма в слове «января»? - Какая орфограмма в слове «Классная»? - Какая орфограмма в слове «работа» Отступите 2 строки и запишите число, классная работа. - Начнем наш урок с минутки чистописания. С новой строки: Пишем сочетание «ко» нижним соединением. Далее пишем две маленькие наклонные прямые линии. Пишем сочетание двух букв «р» верхним соединением. Теперь пишем две большие наклонные прямые линии. Следующее сочетание – линию с закруглением соединяем верхним соединением с буквой «з». Пишем две линии с закруглением верхним соединением. Прописываем сочетание двух букв «и» верхним соединением. Сейчас верхним соединением соединяем букву «н» с линией с закруглением вправо. Пишем линию с закруглением вправо и приписываем верхним соединением букву «а». - Какое слово зашифровано? - Что такое корзина? - А теперь прочитаем толкование этого слова в «Толковом словаре» Ожегова. Прочитает нам толкование этого слова «имя». - Слово «корзина» - это словарное слово. Какая здесь орфограмма, которую нужно запомнить? Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, поставьте ударение. Словарная работа. Выполняем словарную работу. Прочитайте. О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед… - Какая называется орфограмма в словах? - Сможем ли мы сразу вставить окончания? - Чтобы правильно написать окончание вспомним наш алгоритм. - Что сделаем сначала? - Определили склонение, что дальше? - Какие слова-помощники относятся к 1 склонению? - Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению? - Какие слова-помощники относятся к 3 склонению? - Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь? - А теперь приступаем к работе. Записываем слова, указываем склонение, выделяем окончание. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сейчас будет самопроверка. Проверять будем по цепочке. Проверяем по алгоритму. - Начинай, «имя» - Поставьте на полях «+», если все выполнено правильно; «+/-», если допущена одна ошибка. И «–», если ошибок больше 1. - Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого одна ошибка. - На прошлых уроках вы упражнялись в написании безударных падежных окончаний имен существительных. Кто-нибудь знает, какая задача нашего урока? - Верно, и тема нашего урока «Упражнения на закрепление безударных падежных окончаний имен существительных. | - Двадцать девятое января. - непроизносимая согласная «д». - безударная проверяемая гласная «е» в корне слова. - Подберем проверочное слово «де′вять» - непроверяемая гласная «я». - удвоенная согласная «с». - непроверяемая гласная «а» в корне слова. - корзина Ответы детей. 1. Плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски. 2. В баскетболе: укреплённый на щите обруч с сеткой, в которую забрасывается мяч. - Непроверяемая гласная «о» в корне слова. - Безударные падежные окончания имен существительных. - нет - определим склонение. - выберем слово-помощник. - луна, земля. - конь, окно - печь, степь. - Проверяем по слову-помощнику и пишем. Выполняют работу. О мякоти – ставлю слово в начальную форму: мякоть — 3 скл, значит, слово-помощник – печь, о печи, окончание «и», пишу О мякоти. (аналогично с другими словами). Ставят знаки. Поднимают руки. - закрепить знания по написанию безударных падежных окончаний имен существительных. | ||||||
3. Организация познавательной деятельности | |||||||
- откройте учебник на стр.28. Сейчас мы устно выполним упражнение 1. Вам надо вставить пропущенную букву в окончании. Как мы это будем делать? Кто назовет алгоритм? - Верно, продолжаем нашу работу по цепочке. - Подготовьте веер с гласными буквами. (включаю презентацию). Сейчас мы сыграем в игру «Собери картину». Для того, чтобы собрать картинку, надо решить орфографическую задачу по нашей теме. На слайде представлены пазлы, в которых написаны слова с пропущенным окончанием. Вы мне с помощью веера показываете, какую букву надо вставить, а потом мы проверим правильность нашего выбора. Если мы правильно все сделаем, то соберем картину. - Итак, поехали. - Молодцы, собрали картинку! Я горжусь вами. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Я буду называть имена существительные. Если оно 1 скл — приседаем, если 2 скл— подпрыгиваем, если 3 скл — хлопаем в ладоши. Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель. - Обратимся к учебнику. Стр.28, упражнение 2. Что в нем надо сделать? Прочитай, «имя». - Какое слово главное, какое зависимое? - Приступим к выполнению упражнения. У вас два столбика слов. В первом столбике глаголы, во втором — имена существительные. - Прочитай первый глагол, «имя». - Подбери к нему существительное из 2 столбика. - Какое правильно написать слово «почте»? Расскажи алгоритм. - Какое окончание в слове «почте»? Расскажи по алгоритму. - Запишите посередине строки с большой буквы «Упражнение 2».Сейчас вы работаете самостоятельно. Писать словосочетания будем столбиком. Не забудьте выделить окончание. - Теперь запишем словосочетание. Диктуй всем, как писать, «имя». | - определим склонение. - выберем слово-помощник. - проверяем по слову-помощнику и пишем. По линейк…— ставлю слово в начальную форму: линейка — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, о луне, окончание «е», значит, По линейке (аналогично с другими словами). Слушают задачу, показывают веером ответы. Составить и записать словосочетания глагол + существительное. Главное — глагол, зависимое — имя существительное. - получил на - почте - определим склонение. - выберем слово-помощник. - проверяем по слову-помощнику и пишем. Получил на почт…— ставлю слово в начальную форму: почта — 1 скл, значит, слово-помощник – луна, получил на луне, окончание «е», значит, получил на почте (аналогично с другими словами). | ||||||
4. Подведение итогов | |||||||
- Ребята, мы с вами выполняли упражнения. На какую орфограмму были эти упражнения? - Верно. Что помогает нам правильно ее писать? - Повторим еще раз алгоритм. - Что сделаем сначала? - Определили склонение, что дальше? - Какие слова-помощники относятся к 1 склонению? - Какие слова-помощники относятся ко 2 склонению? - Какие слова-помощники относятся к 3 склонению? - Выбрали слово-помощник. Что делаем теперь? - Молодцы, назвали все верно. - Сейчас мы с вами выполним тренажер, чтобы успешно написать проверочную работу, которая будет в конце нашего урока. Вам надо вставить верную букву в окончание слов. Вы будите выходить по-очереди к компьютеру и нажимать на букву ответа. Если ответ будет неверным, то появится красная точка. Пока один работает у компьютера, все остальные молчат. Итак, начинаем работу! Я уверен, что вы справитесь! - Молодцы, все выполнили правильно! - Теперь, как я и говорил, у нас проверочная работа. Я сейчас раздам вам листок с проверочной работой. Вы будете писать прямо в этом листочке. (раздаю листки с пр.раб). - Напротив строки «Фамилия, имя» запишите свою фамилию и имя. - Прочите задание. - Что нужно сделать? - Что еще надо сделать? - Что осталось сделать? - Приступайте к работе. - Передаем листочки на 1 парту. Считаю до 3-х. - Откройте дневник, запишите домашние задание: упражнение на карточке. - Прочитайте задание на карточке. - Что нужно сделать? - Что еще надо сделать? - Что осталось сделать? - Верно, надеюсь, всем понятно задание. Если кто-то не понял, подойдет ко мне после урока и я еще раз объясню задание. Рефлексия «Пушистики». У каждого из вас есть карточка с «пушистиками». Посмотрите на «пушистиков». Раскрасьте того «пушистика», у которого такое же настроение, как и у вас. (включаю слайд рефлексии) - Ребята, а сейчас мы создадим город для наших «пушистиков» — «Пушистикоград». Для этого каждый по-очереди подойдет и прикрепит «пушистика» на доску. - Какой чудесный город у нас получился! Спасибо за работу! | - Безударные падежные окончания имен существительных. - Алгоритм - определим склонение. - выберем слово-помощник. - луна, земля. - конь, окно - печь, степь. - Проверяем по слову-помощнику и пишем. Подходят к компьютеру, решают тренажер. Записывают фамилию, имя. Читают задание. Указать над словом склонение. Вставить пропущенное окончание, выдели его. Запиши слово-помощник в скобках. Выполняют проверочную работу. Записывают д/з. Читают. Списать. Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму графически. Выполняют рефлексию. Выходят к доске и прикрепляют пушистиков на доску. | ||||||
Дополнительный материал: Упражнения на раздаточном материале: Упражнение 1. Об ураган_, на теплоход_, из библиотек_, из кастрюл_, в чемодан_, по привычк_, из поездк_, без вилк_, в экипаж_, о походк_, на урок_, на перемен_, в школ_, в класс_, об учител_, без оценк_, на юг_, в четверт_, в Европ_, из клубник_, в конверт_, о сил_, на спектакл_, в касс_, об ужин_, о друг_, на планет_, к палатк_, в почв_, без брошк_. Упражнение 2. В голос_, об апельсин_, с ветк_, на мест_, о роз_, о попуга_, в форм_, на подбородк_, по тем_, в правил_, на дуб_, о сокровищ_, у обезьянк_, из овсянк_, в пустын_, в дел_, в случа_, по льдин_, об охранник_, в зеркал_, о человек_, в шуб_, о жаворонк_, в корон_, в припев_, в очеред_, о букет_, в отгадк_, из загадк_, в разговор_, о лебед_. Упражнение 3. В клетк_, в образ_, без рамк_, на радуг_, для подливк_, без сосиск_, на самосвал_, без вешалк_, о фрукт_, в овощ_, в юност_, на ромашк_, о мёд_, у пчёлк_, в хлебниц_, о хлеб_, о счасть_, на мор_, в вид_, на горк_, в малин_, в проруб_, о голуб_, при обмен_, в теплиц_, в район_, на холод_, в яблок_, о цапл_, на ферм_, о фирм_, о мод_, о рыб_. | |||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Проверочная работа. Безударные падежные окончания имен существительных. Фамилия, имя__________________________________________________ Задание. Укажи над словом склонение. Вставь пропущенное окончание, выдели его. Запиши слово-помощник в скобках. в подъезд__ (_______________) на парт__ (_______________) из банк__ (_______________) из груш__ (_______________) о салют__ (_______________) на горизонт__ (_______________) в компот__ (_______________) в каш__ (_______________) к работ__ (_______________) в сумк__ (_______________) | |||||||
Дополнительные творческие задания: | |||||||
Самоанализ | |||||||
Достижения | Затруднения | Предложения | |||||
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Тема урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".Урок проводится в 4 классе. Рекомендован для УМК "Школа России"Тип урока - урок-обобщение.Урок проводится в форме деловой и...
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
технологическая карта урока русского языка по теме " Повторяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения"
Урок проводился в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта к уроку по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах." 4 класс
Урок составлен в соответствие с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в...
Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...
Конспект урока Тема урока: «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.»
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс...