Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требованиями ФГОС. Имеет четкую структуру, различные методические приемы, позволяющие сделать урок максимально информативным и понятным дл учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okonchaniya.docx | 61.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа
Полякова Ю.Н.
Класс: 3
УМК: Н.Ф. Виноградовой
Учебник: Русский язык: 3 класс, С.В. Иванов, А.О. Евдакимова.
Тип урока – рефлексии
Цель: обобщить и систематизировать знания о падежах, склонениях имён существительных;
продолжать отрабатывать навык письма безударных падежных окончаний;
развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать целеустремлённость, аккуратность в работе.
Обучающие цели:
- закрепить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-отрабатывать умение различать существительные по склонениям;
- отрабатывать правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
– развивать умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающие цели:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитательные цели:
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
Учебные задачи
Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме; уметь правильно определять безударные падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: интерактив. доска, презентация, карточки для построения алгоритма, карточки с заданиями для групп, карточки для оценки результатов.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | ууд |
1 этап. Мотивация. Самоопределение к деятельности. | Загадки: Темной ночью, ясным днем Он сражается с огнем. В каске, будто воин славный, На пожар спешит... (пожарный) Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтер и не водитель, Дом нам выстроит... (строитель) Кто плывет на корабле К неизведанной земле? Весельчак он и добряк. Как зовут его? (Моряк) По мосту чтоб мчался скорый, Чинит он на дне опоры. Целый день за разом раз Вглубь ныряет... (водолаз) – О чем эти загадки? –Ребята, как вы понимаете слова, написанные на доске? («Самая трудная профессия–быть человеком» Марти Х.) – А для чего человеку надо учиться в школе? – Какие вы знаете профессии (кем вы хотите стать)? – Нужны ли для этого уроки русского языка? | Учащиеся отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс. | Л: Создание эмоциональ–ного настроя на совместную коллективную деятельность; представление о своей гражданской идентичности. |
2 этап. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Интеллектуальная разминка: - Прочитайте слова, вставьте Буквы (устно): брош.., грач.., грош.., вещ.., матч.., доч… -Что в них общего (какая орфограмма)? -На какие группы можно разделить слова? -Что такое склонение? - над какой частью речи мы будем сегодня работать? – Ребята, давайте выполним тест-игру «Да–нет» – Кто из вас желает побыть журналистом? Задайте вопросы классу о существительных. –Откройте тетради, запишите число. Работа с учебни– ком. С.82 № Выписать первое предложение, вставляя окончания. Докажите, почему именно такие окончания вы вставили. -Почему у этих существительных разные окончания? От чего зависит написание окончания? | Орфограмма «Мягкий знак после шипящих»; это сущ., можно разделить по группам на муж. и жен. род, по склонениям. Склонение– это изменение по падежам. Будем продолжать работать с существительными. Ученики выполняют тест. Желающие учащиеся задают вопросы одноклассникам (что такое сущ., падежи и т.д.) Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы | Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; М: определение общей цели и путей их достижения. П: использование опыта и знаний. |
3 этап. Этап локализации затруднений. | – Прочитайте тему урока. Постарайтесь сформулировать цель. – Мы уже работали над орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных в ед.числе»? – Слова какого склонения (и каких падежей) вызывают у вас сомнения при написании? | Ребята вспоминают окончания сущ.разных склонений. У существительных 1–го склонения есть «проблемные» падежные окончания. | Л: умение ставить цель и планировать свои действия. |
4 этап. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | – Что необходимо сделать, чтобы решить данную проблему? – По какой схеме мы должны действовать? – Кто желает побыть учителем и объяснить ребятам еще раз, как мы определяем окончание существительных? (построение алгоритма) | Ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять) | Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; Р: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; |
Физминутка | – Может быть среди вас есть желающие быть дикторами на радио? Что для этого надо уметь? Разминка (скороговорки) Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Ткет ткач ткани на платье Тане. | Проговаривают скороговорки | Л: интерес к познанию русского языка; развитие навыков устной речи. |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Писатель, поэт– тоже профессия? – Как создаются стихи? – Представим, что мы поэты. Допишем стихотворение. В лесочк…, над речкой, Построена дачка. На дачк… живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лесом и дачей, Но есть огорчения В жизн… собачьей. (Б. Заходер) – Какое задание можно выполнить по этому тексту? | Ребята отвечают на поставленные вопросы; предлагают варианты заданий к стихотворению. Выполняют задание: выписать слова с пропущенным окончанием, обозначить, почему они сделали такой выбор.
| Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; П: исполь–зование опыта и знаний. М: умение обобщать, делать выводы. |
6 этап. Этап включения в систему знаний и повторение. | – Хотите быть скалолазами и достичь вершины горы? Скалолазы никогда не отправляются в путь самостоятельно (работа в группах). Каждой группе выдается лист, имитирующий гору. 1 уровень. Найди все существительные, укажи склонение и падеж. Швея швею по наперстку знает. 2 уровень. Определите склонение, падеж и вставьте нужные окончания. Договориться со строител…, услышать об актрис.., аплодировать дирижёр.., думать об учител.., отказаться от нян… 3 уровень – Разгадать ребусы. С отгаданными словами придумать предложения так, чтобы слова–отгадки стояли в косвенном падеже. |
Выполняют работу в группах. Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются. | Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. М: анализ, синтез, обобщение, умозаключе–ние, формулирование вывода. |
10 этап. Рефлексия учебной деятельности | – Все ли добрались до вершины? О чем это говорит? – Над чем вы работали на уроке? – Вернемся в самое начало урока. Мы сегодня внимательно друг друга слушали? Были терпимы к ошибкам одноклассников? Никого ли не обижали, работая в группах? Остались ли мы верны самой важной профессии? Д.з. Найти и записать в тетрадь загадку о профессии, у всех существительных обозначить склон., падеж | Подводят итоги урока | Л: анализировать работу; понимать нравственное содержание собственных поступков. |
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
открытый урок в 4 классе « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»
« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»...
Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс....
Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа
Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа...
Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...