Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требованиями ФГОС. Имеет четкую структуру, различные методические приемы, позволяющие сделать урок максимально информативным и понятным дл учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okonchaniya.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа

Полякова Ю.Н.

Класс: 3

УМК: Н.Ф. Виноградовой

Учебник: Русский язык: 3 класс, С.В. Иванов, А.О. Евдакимова.

Тип урока – рефлексии

Цель: обобщить и систематизировать знания о падежах, склонениях имён существительных;

продолжать отрабатывать навык письма безударных падежных окончаний;

развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать целеустремлённость, аккуратность в работе.

Обучающие цели:

- закрепить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-отрабатывать умение различать существительные по склонениям;

- отрабатывать правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

– развивать умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

 Развивающие цели:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету

Воспитательные цели:

- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.

 

Учебные задачи

Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные: определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме; уметь правильно определять безударные падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений;  строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: интерактив. доска, презентация, карточки для построения алгоритма, карточки с заданиями для групп, карточки для оценки результатов.  

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

ууд

1 этап.

Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Загадки:

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз)

– О чем эти загадки?

–Ребята, как вы понимаете слова, написанные на доске?

 («Самая трудная профессия–быть человеком» Марти Х.)

– А для чего человеку надо учиться в школе?

– Какие вы знаете профессии (кем вы хотите стать)?

– Нужны ли для этого уроки русского языка?

Учащиеся  отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс.

Л: Создание эмоциональ–ного настроя на совместную коллективную деятельность; представление о своей гражданской идентичности.

2 этап.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Интеллектуальная разминка:

- Прочитайте слова, вставьте

Буквы (устно):

брош.., грач.., грош.., вещ.., матч.., доч…

-Что в них общего (какая орфограмма)?

-На какие группы можно разделить

слова?

-Что такое склонение?

- над какой частью речи мы будем сегодня работать?

– Ребята, давайте выполним

 тест-игру «Да–нет»

– Кто из вас желает побыть журналистом? Задайте вопросы классу о существительных.

–Откройте тетради,

запишите число. Работа с учебни–

ком. С.82 № Выписать первое предложение, вставляя окончания.

Докажите, почему именно такие окончания вы вставили.

-Почему у этих существительных

разные окончания?  От чего

зависит

написание  окончания?

 Орфограмма «Мягкий знак после шипящих»; это сущ., можно разделить по группам на муж. и жен. род, по склонениям.

Склонение– это изменение по падежам.

Будем продолжать работать с существительными.

Ученики выполняют тест.

Желающие учащиеся задают вопросы одноклассникам (что такое сущ., падежи и т.д.)

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы

Л: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М: определение общей цели и путей их достижения.

П: использование опыта и знаний.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап. Этап локализации затруднений.

– Прочитайте тему урока. Постарайтесь сформулировать цель.

– Мы уже работали над орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных в ед.числе»?

– Слова какого склонения (и каких падежей) вызывают у вас сомнения при написании?

Ребята вспоминают окончания сущ.разных склонений. У существительных 1–го склонения есть «проблемные» падежные окончания.

Л: умение ставить цель и планировать свои действия.

4 этап. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

– Что необходимо сделать, чтобы решить данную проблему?

– По какой схеме мы должны действовать?

– Кто желает побыть учителем и объяснить ребятам еще раз, как мы определяем окончание существительных? (построение алгоритма)

Ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Р: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

Физминутка

– Может быть среди вас есть желающие быть дикторами на радио? Что для этого надо уметь? Разминка (скороговорки)

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Проговаривают скороговорки

Л: интерес к познанию русского языка; развитие навыков устной речи.

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Писатель, поэт– тоже профессия?

– Как создаются стихи?

– Представим, что мы поэты. Допишем стихотворение.

В лесочк…, над речкой,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

(Б. Заходер)

– Какое задание можно выполнить по этому тексту?

 Ребята отвечают на поставленные вопросы; предлагают варианты заданий к стихотворению.

Выполняют задание: выписать слова с пропущенным окончанием, обозначить, почему они сделали такой выбор.

 

 

Л: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

П: исполь–зование опыта и знаний.

М: умение  обобщать, делать выводы.

6 этап. Этап включения в систему знаний и повторение.

– Хотите быть скалолазами и достичь вершины горы? Скалолазы никогда не отправляются в путь самостоятельно (работа в группах).

Каждой группе выдается лист, имитирующий гору.

1 уровень. Найди все существительные, укажи склонение и падеж.

Швея швею по наперстку знает.

2 уровень. Определите склонение, падеж и вставьте нужные окончания.

Договориться со строител…, услышать об актрис.., аплодировать дирижёр.., думать об учител.., отказаться от нян…

3 уровень – Разгадать ребусы. С отгаданными словами придумать предложения так, чтобы слова–отгадки стояли в косвенном падеже.

C:\Users\user\Desktop\prof5.jpg

C:\Users\user\Desktop\prof3.jpg

C:\Users\user\Desktop\prof9.jpg

C:\Users\user\Desktop\prof12.jpg

 

Выполняют работу в группах.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

М: анализ, синтез, обобщение, умозаключе–ние, формулирование вывода.

10 этап. Рефлексия учебной деятельности

– Все ли добрались до вершины? О чем это говорит?

– Над чем вы работали на уроке?

– Вернемся в самое начало урока. Мы сегодня внимательно друг друга слушали? Были терпимы к ошибкам одноклассников? Никого ли не обижали, работая в группах? Остались ли мы верны самой важной профессии?

Д.з. Найти и записать в тетрадь загадку о профессии, у всех существительных обозначить склон., падеж

Подводят итоги урока

Л: анализировать работу; понимать нравственное содержание собственных поступков.

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

открытый урок в 4 классе « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»

« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»...

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа...

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...