Технологическая карта к уроку по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах." 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – Русский язык.
УМК – «Школа России», 4 класс
Тема урока – Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Цель урока: выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных.
Тип урока – комплексное применение знаний.
Формируемые УУД:
Личностные – развитие интереса к изучению языка.
Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные – построение логической цепи рассуждения, доказательство.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Начинаем мы опять Писать, склонять и объяснять. | Проверка готовности к уроку. |
Мотивация (актуализация) | -Прочитайте отрывок из стихотворения В.Жуковского: На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. - Обратите внимание на имена существительные, в которых пропущены окончания. Поставьте в этих словах ударение. Какие окончания вы вставите. Почему есть затруднения? - Тема сегодняшнего урока «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах» | Учащиеся пытаются правильно определить безударные падежные окончания имен существительных, высказывают предполагаемые пути решения. |
Словарная работа | -Словарные слова скрываются в отгадках. Задание – отгадать загадки, написать отгадки в тетрадь, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные» 1. Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит, а стоять не велит. 2. Зелена, а не луг, Белена, а не снег, Кудрява, а не человек. 3. Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, В каждом гнезде по 4 синицы. У каждой синицы по 14 яиц: 7 беленьких и 7 черненьких. 4. Сидит девица в темнице, а коса на улице. 5. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 6. Летом наедается, зимой отсыпается. 7. То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. 8. Никто не трогает, а вся дрожит. 9. Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. 10. По ней встречают, а по уму провожают. 11. Четыре ноги, да не зверь, Есть перья, да не птица. - Проверьте написание слов. | Учащиеся записывают словарные слова в тетради. Один ученик пишет на доске для дальнейшей проверки. Мороз, береза, месяц, неделя, календарь, морковь, корова, медведь, тетрадь, осина, лошадь, одежда, кровать. |
Образец комплексного применения знаний | - На какие три группы можно распределить все эти слова? (три склонения) - По каким признакам вы определите склонение имен существительных? (по роду и окончанию) - Интерактивная игра «Три склонения» - Просклоняйте по одному слову каждого склонения (вспомнить все падежи, вопросы и вспомогательные слова к каждому падежу) - Найдите в 1 склонении слово, в котором все согласные мягкие (неделя) -Найдите во 2 склонении слово, в котором все согласные мягкие (мороз) - Найдите в 3 склонении слово, в котором 6 букв, 5 звуков (лошадь) -Как доказать, что задание выполнено верно? - Проверка правильности 1. по учебнику – страница102 или 125. 2. слова помощники: 1 склонение – луна, земля; 2 склонение – конь, окно; 3 склонение – любовь. | Учащиеся вспоминают правила «Три склонения имен существительных» Учащиеся распределяют на интерактивной доске имена существительные по трем склонениям с доказательствами. Учащиеся называют все падежи, ставят вопросы к словам и склоняют слова в тетради (три ученика у доски). Выделяют окончания имен существительных. Существует два алгоритма определения правильного написания безударных окончаний имен существительных:
|
Самостоятельное применение знаний в сходной ситуации | -Запишите пословицы, вставьте безударные окончания, доказывая правильность выбора. Мороз лентя… за нос хватает, а перед трудяг… шапку снимает. Для ленивой лошад… и дуга в тягость. От дел… здоровеют, а от лен… болеют. | Учащиеся записывают пословицы под диктовку в тетрадь, (каждую половицу записывает ученик на доске) вставляют пропущенные окончания, доказывая правильность написания (определяют склонение, падеж, вспоминают слова – помощники) |
Физкультминутка | Учащиеся выполняют упражнения, которые показывает интерактивный герой | |
Развитие речи. | -Выполните упражнение 236 на странице 125 учебника. | Учащиеся составляют из слов предложения, озаглавливают текс, списывают в тетрадь, выделяют окончания в выделенных словах, определяют склонение, падеж. |
Самоконтроль, коррекция ошибок. | -Проверьте себя. На доске задание выполнено правильно. Оцените свою работу. - Если вы не допустили ошибок, поставьте себе на полях отметку «5», допустили 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 5 ошибок – отметка «3». Надеюсь, что отметки «2» нет ни у кого. | Учащиеся проверяют свою работу по образцу, данному на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу. |
Дополнительные задания | - Выполните морфологический разбор «в лесу». - Выполните синтаксический разбор второго предложения. | Выполняют те учащиеся, кто раньше других выполнил задание. |
Итог урока | -Вспомните отрывок из стихотворения, которое мы читали в начале урока. На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. - Какой алгоритм для выбора правильного написания безударных падежных окончаний? Какие слова – помощники? | Учащиеся формулируют правило, называют слова – помощники (луна, земля, конь, окно, печь, степь) |
Рефлексия | - Перед вами пьедестал. Поставьте, пожалуйста, себя на одно из этих мест по тому, как вы сегодня на уроке работали, как вы себя чувствовали. - Оказывается, это не просто места, первое, второе, третье, а склонения. Напишите в тетради слово того склонения, которое вы выбрали. Дайте соседу по парте проверить, правильно ли вы подобрали слово. | Учащиеся отмечают себя на каком-либо месте. Учащиеся записывают слово одного из склонений. Доказывают, что выполнили задание правильно (определяют род, выделяют окончание). Проверяют правильность выполнения задания у соседа |
Домашнее задание | Упражнение 238 (списать три любых пословицы и выполнить задания по учебнику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах....
Конспект урока в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах"...
Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Тип урока: обощение и систематизация знаний. Урок проводится с использованием оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...
Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...
конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение». (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договарива...