урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
урок русского языка 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных., научить им пользоваться.
Задачи:
- Повторить типы склонений имен существительных.
- Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
- Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
- Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
Учебные материалы:
Учебник «Русский язык.4 класс» (авт. Рамзаева Т.Г.), компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; листы-пособия для работы в группах; карточки со словами-помощниками; изображения деревьев и разноцветные листья для определения и предачи эмоционального состояния учащихся; таблица цветов.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам все радость общения друг с другом. Удачи всем и успехов! Что бы вы хотели получить от урока?
+…
-Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок.
Слайд 2.
Цветопись настроения. «Дерево чувств».
-Какие эмоции вы испытываете в начале урока?
Положительные | Отрицательные |
Радость Гордость, успех Спокойствие Удовлетворение | Неудовлетворение Скуку Колебания Тревогу |
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Слайд 3.
На доске:
рож…, глуш…,врач…,цеп…,вещ…,матч…,сет…,мякиш…,сыч…,част… |
-Прочитайте данные слова. Что в них общего?
+Это имена существительные.
-Что такое имя существительное?
+Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.
-На какие группы можно разделить слова?
+Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 2-го и 3-го склонения.
-Что такое склонение?
+Это изменение существительного по падежам.
Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы:
1.В русском языке шесть падежей? (да.)
2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет).
3.В русском языке три типа склонения? (Да.)
4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).
5.Ко 2-му склонению относясясуществительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? (Да.)
6.Существительные женского рода с мягким знаком на конуе относятся к 3-му склонению? (Да.))
-Теперь вы задайте вопрос классу.
(Дети формулируют и задают товарищам вопросы по теме.)
-О какой части речи будем говорить на уроке?
+Об имени существительном.
- МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
-Посмотрите на слова.
Слайд 4.
-Разделите слова на группы.
+Слова с мягким знаком на конце и без него.
-Определите, какие слова можно назвать лишними?
+Цепь, часть, сеть.
-Почему?
+В них отсутствует шипящий звук на конце.
-Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.
+Цчс.
-Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.
+В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами.
Цчс чцс цчс чцс
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Слайд 5.
-На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.
+Песок, сирень, улица, иней.
-Запишите эти слова в родительном падеже, выделите окончания. Назовите окончания имен существительных.
+Окончания –а, -и, -ы, -я.
-Почему у этих существительных разные окончания, если падеж одинаковый? От чего зависит написание окончания?
+Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Слайд 6.
-Запишите предложение. Если не знаете, какую букву писать, пропустите, оставьте место для ее написания.
На экране:
-Где возникли затруднения?
+В окончаниях существительных.
-Почему возникла трудность?
+В этих словах безударные окончания.
-Определите тему урока.
Слайд 7.
+Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
-Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока. Используйте для этого опорные слова на доске.
+Цели: познакомиться с правописанием безударных окончаний имен существительных; учиться правильно писать безударные окончания имен существительных.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Я вам буду диктовать слова 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Если слово 1-го склонения- хлопайте в ладоши, если слово 2-го склонения- прыгайте, если слово 3-го склонения- приседайте.
Учащиеся выполняют задание.
- ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Прочитайте слова.
Слайд 8.
-Разделите слова по типу склонения.
Разделимся на три группы по рядам в соответствии с числом склонений. Первой группе необходимо просклонять слова 1-го склонения, второй группе- 2-го склонения, третьей группе- 3-го склонения. Внимательно читайте задание и по памятке выполняйте его.
(Три ученика склоняют слова на доске, остальные в тетрадях. Затем учащиеся по таблицам падежных окончаний проверяют работы).
-Какие трудности возникли с падежными формами 1-го склонения?
Слайд 9.
-Составьте памятку с окончаниями для 1-го склонения.
+Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах.
(Дети выполняют задание.)
-Какие трудности возникли при изменении существительных 2-го склонения?
Слайд 10.
+У существительных 2-го склонения вызывает сомнение безударное окончание предложного падежа.
-У существительных 3-го склонения?
+Окончания родительного, дательного и предложного падежа.
Слайд 11.
-Какие слова вы склоняли?
+Мы склоняли одушевленные и неодушевленные существительные с мягкой и твердой основой.
-Зависит ли окончание от типа основы существительного?от одушевленности, неодушевленности существительного?
+Нет.
-От чего зависит окончание существительного?
+От склонения и падежа.
Слайд 12.
-Давайте составим схему написания безударного окончания.
Слайд 13.
-Вернемся к предложению и проверим безударные окончания слов:
-Сможем ли мы теперь правильно написать слова на вершин(е,и), ел(е, и)?
+Да.
-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?
+Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание.
Слайд 14.
-Это первый способ прверки написания орфограммы. А чтобы найти второй способ, необходимо побыть в роли исследователей. Вы выполняли работу в группах. В каких словах написание окончаний не вызвало затруднений?
+У существительных 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.
-Почему?
+В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим.
-В каких словах возникали сомнения в написании окончаний? Почему?
+Сомнения появлялись, когда у существительного безударное окончание.
-Различаются ли у существительных одного типа склонения и в одном падеже ударные и безударные окончания?
+Нет.
-Сформулируйте правило.
+У существительных одного типа склонения и одной падежной формы ударные и безударные окончания пишутся одинаково.
-Давайте проверим свои выводы и прочитаем правило в учебнике.
(Дети читают правило.)
-Как же определить, какое безударное окончание необходимо написать?
(Дети высказывают предположения и приходят к выводу, что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения.)
-Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания?
+С ударными окончаниями.
Слайд 15.
-Назовите слова-помощники для всех типов склонений.
+Для существительного 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- любовь.
-Эти слова-помощники для определения безударного окончания имени существительного- второй способ. Давайте применим это знание на наших словах.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Буквы в Петиной тетрадке
(шагают на месте)
Ловко делают зарядку.
Буква Г крючком согнулась
(наклоняются вперед),
Влево, вправо повернулась
(делают повороты).
М плавно встала на носочки
(потягиваются),
И запрыгала по кочкам
(прыгают).
Ф, как бабочка, порхала,
Нежно крыльями махала
(взмахивают руками).
Только Ь сидел,
На всех внимательно смотрел
(садятся на место).
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Слайд 16.
-В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?
- Подбираю слово-помощник.
- Пишу окончание, как у слова-помощника.
- Определяю склонение.
- Ставлю существительное в начальную форму.
(На слайде высвечивается схема алгоритма «Проверка безударных падежных окончаний имен существительных». Дети указывают правильный порядок действий.)
Слайды 17 и 18.
-Давайте применим новое знание и отработаем алгоритм написания безударных окончаний.
На слайдах появляются слова:
(Дети вставляют окончания).
- ДИАГНОСТИКА.
Слайд 19.
-Самостоятельно нарисуйте график безударных окончаний:
(Дети работают самостоятельно, затем на слайде появляется график для самопроверки).
-Проверьте свою работу и оцените ее по шкале самооценки. Что у кого не получилось?
(Ребята рассказывают, что вызвало затруднение).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 96-97-выучить правило, выполнить упражнение 187.
(Учитель проводит инструктаж выполнения домашнего задания).
- ИТОГ УРОКА.
-Что вы узнали на уроке? Как проверить безударные окончания имен существительных? Назовите слова-помощники для существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
+…
-На память я дарю вам ключики (со словами-помощниками) и памятки с алгоритмом. С их помощью вы сможете открыть дверь в безударные окончания имен существительных.
XIII. РЕФЛЕКСИЯ.
Слайд 20.
-Заполните «дерево чувств» в конце урока. Сравните свое настроение в начале и в конце урока.
(Дети описывают свои эмоции, используя фразы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в...
Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...
Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.
Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...