Правила Русского языка за курс начальной школы
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Наталья Владимировна Журавлёва

Правила Русского языка за курс начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rus_yaz_za_4_klassa.ppt123.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила по русскому языку за курс начальной школы

Слайд 2

Гласные буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.

Слайд 3

звонкие Б В Г Д Ж З Парные       глухие П Ф К Т Ш С звонкие Л М Н Р Непарные глухие Х Ц Ч Щ Всегда твердые Ж Ш Ц Всегда мягкие Й Ч Щ Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они cтоят. Согласные буквы Л М Н Р Й - сонорные звуки

Слайд 4

Бегает – бе-га-ет Б- б ΄ - мягкий, звонкий е - э – гласный, ударный г- г – твёрдый,звонкий а- а –гласный,безударный е - й ΄ - мягкий, звонкий э – гласный, безударный т- т – твёрдый, глухой Фонетический разбор слова 6 б., 7зв.

Слайд 5

Правописание парных согласных на конце слова В конце слов парные согласные надо писать так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной. зу  – зубик лу  – луковый мор  – моржи бе  - бегать

Слайд 6

Прописная буква Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Реки, страны и моря… Наши имена И фамилия твоя! город С основоборск страна Р оссия река Е нисей К арское море озеро П ясино С вета, А лёша, В ероника

Слайд 7

Правописание безударных гласных в корне Безударные гласные в корне проверяются ударением л  са – л е с в  сна – в ё сны б  жать – б е г  кно – о кна в  сёлый – в е село м  лыш - м а ленький

Слайд 8

ЖИ – ШИ пиши с буквой И мыш и уж и лыж и ш и на ЧА – ЩА пиши с буквой А дач а туч а свеч а саранч а ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щ у ка ч у лок ч у деса ч у довище Запомни

Слайд 9

Корень – общая часть родственных слов. Приставка и суффикс - значимые части слов, образуют новые слова. Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Корень, приставка и суффикс – это основа . Состав слова

Слайд 10

Запомни В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. до чк а каме нщ ик спо рщ ик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я плать е ручь и обезь я на Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я под ъ е зд под ъ е м об ъ я снение

Слайд 11

Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. вз лет без водный раз давать Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. вос питание вс помнить ис пугать Правописание предлогов

Слайд 12

Правописание приставок и предлогов Приставка – это часть слова и пишется слитно ! Предлог – это часть речи и пишется отдельно ! С глаголами предлоги не употребляются ! Ребята на правились на прогулку.

Слайд 13

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет . ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета . ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает действие предмета . МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их. Части речи

Слайд 14

Имя существительное РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Мужской род – он мой – пенал Женский род – она моя – книга Средний род – оно моё – море ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Единственное число – ручк а , дуб Множественное число – ручк и , дуб ы

Слайд 15

Падежи имён существительных Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги И. п. есть кто? что? Р. п. нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п. дать подойти к кому? чему? к, по В. п. вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Т. п. доволен кем? чем? за, между, над, под, с П. п. думаю о ком? о чем? в, о, об, на, при

Слайд 16

Три склонения имён существительных ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД - А, - Я ЮНОШ А ДЯД Я ПТИЦ А ЗЕМЛ Я ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД - - О, - Е ОТЕЦ ДЕНЬ ЗЕРН О СЧАСТЬ Е ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ ЖЕНСКИЙ РОД - Ь ДОЧ Ь РОЖ Ь

Слайд 17

Число и род имён прилагательных Число род имён прилагательных определяется по числу и роду имен существительных, с которыми оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спел ый плод высок ий потолок спел ые плоды высок ие потолки Женский род газов ая плита син яя блузка газов ые плиты син ие блузки Средний род коротк ое расстояние летн ее платье коротк ие расстояния летн ие платья

Слайд 18

Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил . Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит . ЗАПОМНИ! Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не написал .

Слайд 19

Изменение глаголов по временам Настоящее время Что делает? смотрит пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? смотрел пилил рисовал Будущее время Что будет делать? Что сделал? будет смотреть посмотрит будет рисовать нарисует

Слайд 20

Изменение глагола по числам и лицам Лицо Число 1 – е лицо 2 – е лицо 3 – е лицо Единственное Я Работа ю отдыха ю Ты Работа ешь отдыха ешь Он, она,оно работа ет отдыха ет Множественное Мы Работа ем отдыха ем Вы Работа ете отдыха ете Они Работа ют отдыха ют

Слайд 21

Морфологический разбор глагола Морфема (от греч. morphe «форма») – минимальная значимая часть слова: корень, суффикс,приставка, окончание . Морфология (от греч. morphe «форма», lоgos « учение, наука») – раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в слове. Например: 1) Читал ( что?) книгу -сущ. 2) Нач.форма - книга. 3) Признаки существительного (всё, что знаем о данной части речи : род, число, падеж и т.д.) 4) Читал ( что?) книгу ( подчёркиваем, как дополнение)

Слайд 22

Местоимение Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их. Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Указательные местоимения этот, это, эта, эти Вопросительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей Неопределенные местоимения кто-то, что-то, кто-нибудь, что- нибудь, кое-что, кое-кто

Слайд 23

Имя числительное Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете. Числительные Количественные (пять книг) Порядковые (пятый этаж) Числительные Простые Сложные Составные Дробные (семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)

Слайд 24

Наречие Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество. в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а в прав о на лев о из давн а до тл а На конце наречий после шипящих пишется Ь : настеж ь , проч ь . (кроме: замуж, невтерпеж, уж).

Слайд 25

Союз Союзы – это служебные части речи, которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды.

Слайд 26

Виды предложений По интонации Восклицательное Невосклицательное Мне подарили щенка! Мне подарили щенка. По цели высказывания Повествовательное Вопросительное Побудительное На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее. По наличию второстепенных членов Нераспространённое Распространённое Весна пришла. Пришла долгожданная весна

Слайд 27

Синтаксический разбор предложения В СИНТАКСИСЕ (от греч. syntaxis) изучаются сочетания слов, типы этих сочетаний, формы связи между словами в словосочетании и предложении, строение предложений, структурные типы предложений . Характеризуем предложение по цели высказывания (повествовательное,побудительное, вопросительное), по интонации ( восклицательное, невосклицательное), по количеству грамматических основ ( простое, сложное), распространённое и нераспространённое. Союзы обводим в кружок, над каждым словом подписываем часть речи.

Слайд 28

Члены предложения Главные Подлежащее Сказуемое Кто? Что? (существительное, местоимение) Что делает? (глагол) мальчик, он рисует Второстепенные Определение Дополнение Обстоятельство прилагательное существительное наречие, существительное Я читаю интересную книгу. Я встретил друга . Мы пошли быстро. Утром светило солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Контрольная работа в виде тестов за  курс начальной  школы...

Тест по русскому языку за курс начальной школы

Тест по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

тест по русскому языку за курс начальной школы

В тесте содержатся задания по всем темам за курс русскго языка...