Урок - смотр по русскому языку за курс начальной школы
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Презентация к уроку - смотру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу                                                                                                                            новой, более сложной.

                                                                                                                                                                                                П. Ф. Лесгафт.

Тема: Обобщение изученного материала за год.                                                

Вид урока: Урок - смотр знаний. (Слайд 1)

Цели урока:

^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-

средством анализа, сравнения и обобщения

 изученного материала.

^ Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

                        1) Рисунок деда Всеведа, его письмо.

                        2) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки:

  1. настроения;
  2. самооценки.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

    • Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас. В конце урока выясним, изменится ли оно.

II.   Сообщение темы и цели урока.

   

(Слайды 2,3,4)

 • А теперь, ребята, мне быстрее хочется ознакомить вас с письмом деда Всеведа. А называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает.

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже четыре года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать

гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья!

Дед Всевед»

     • Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа?                                         Тогда, скорее за дело.

ФОНЕТИКА.(Слайд 5)

Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

•Что изучает фонетика?                                                                                         Дети: Фонетика изучает звуки нашей речи.

I.      Фонетические игры и вопросы.

а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4? (Слайд 6)

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?        
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

•    Когда она может обозначать два звука?

Дети: буква ё может обозначать два звука, если будет стоять в начале

слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.

 Например: яма, змея, семья, въезд.

.        Творческая работа.

Уч-ль: Какие слова можно составить из этих букв?

(Варианты слов: кино, сук, осина, кот, ток, сок, коса, окно, сон, нос, сукно,  кит, оса, тоска и т.д.)

Молодцы, прекрасно.

II.Итог раздела «Фонетика».                                                                                  – Зачем нам нужна «Фонетика»?

Уч-ль: Ребята, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.

VI.      Самооценка.

•        Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице. А члены комиссии тоже оценят ваши знания.

ОРФОГРАФИЯ.(Слайд 8)

•        Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».

I.        Припоминание теоретического материала.

а)        Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

б)        Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).

  1. Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

II.        Развитие наблюдательности, умения зрительно
определять ошибки.

Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов:                (Слайд 10)                                        всаду девочька роза сорвола красныя розы.
Дети:        

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями.

 А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

III.        Словарная работа. Выборочный диктант. (Слайд 11)

а) Какие существительные относятся к 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?

б) Отгадать загадки, написать отгадки в три столбика по склонениям в  тетрадях.

 Один ученик пишет на доске имена существительные в 3 столбика  по  склонениям.

в) Итак, загадки:

  1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
  2. Орудие труда для копки земли. (Лопата)

  1. Плод, который созревает на яблоне. (Яблоко)

  1. Расту на грядке я, длина, красна, вкусна. (Морковь)
  2. Он бывает и речной и сахарный. (Песок)

Уч-ль: Молодцы, ребята! Прочитаем хором по слогам все слова, запомним их правописание. (Читают). Но почему эти слова нужно знать по памяти? (Они непроверяемые). А теперь продолжите пословицу: «Грамоте учиться — ...(всегда пригодиться)».

IV Самооценка знаний орфографии.

        - Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? 

(Ответы детей).

  1. Физминутка. (Слайды 12-30)

• Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

МОРФЕМИКА. (Слайд 31)

Уч-ль: Выполняем задание  по разделу «Морфемика». Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

I. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске. (Слайд 32)

Уч-ль: К доске –трое  желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной, подход,

П. Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

  1. Какая часть слова стоит перед корнем?
  2. Какая часть слова стоит после корня?
  3. Для чего они служат?
  4. Окончание - это часть речи или часть слова?
  5. Какая эта часть слова?

•        Без какой части не может существовать слово?
•        Что такое корень?

Молодцы, справились и с этим заданием!

III.        Проверка разбора слов по составу.

Уч-ль: Включаем «светофорики» для слова цветной; для слова подход; для слова                                                           Проверяем.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!

V.        Творческая работа. Проверка домашнего задания
«Волшебные превращения».  (Слайд 33)

(Дети поочередно выходят к доске с выполненными дома творческими заданиями в рисунках).

1        уч-к: Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2        уч-к: Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3        уч-к: Как большой стул превратить в маленький?

(стул + чик = стульчик)

4        уч-к: Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

5        уч-к: Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

VI.        Самооценка.

СИНТАКСИС. (Слайд 34)

Уч-ль: Задания по разделу «Синтаксис» вам прислали Рустем и Азат. Ребята, что изучает «Синтаксис»? (предложение и словосочетание).

I.        Закрепление знаний о предложении.

а)        Какие виды предложений есть в русском языке?

(повествовательные, вопросительные, восклицательные)

б)        Назовите главные члены предложения;

в)        Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

II.        Творческая работа. Самостоятельная работа по
дидактическим карточкам. (Слайды 35, 36)

а) Составь и запиши из данных слов предложение, разбери его по членам;

(растет, рожь, в, озимая, поле)                                                         

б)Назови главные члены предложения.

III.        Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.

а)        Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:

  1. шаг: В этом предложении сообщается, что в поле растет озимая рожь
    это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
  2. шаг: В предложении говорится о ржи, (что?) рожь, это подлежащее.
  3. шаг: Рожь (что делает?)растет, это сказуемое.
  4. шаг: Рожь растет - это основа предложения, остальные слова -
    второстепенные члены.
  5. шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
    это распространенное предложение.
  6. шаг: Нахожу состав подлежащего: рожь (какая?) озимая.
  7. шаг: Нахожу состав сказуемого: растет в (чем?) поле

Уч-ль: Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?

IV.        Самооценка.

Уч-ль: Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.

V. Физминутка. (Слайды 37-51)

МОРФОЛОГИЯ.(Слайд 52)

Уч-ль: Переходим к последнему заданию по «Морфологии». Что изучает «Морфология»? (Части речи).

I.        Творческая работа.

а)        «Загадайте части речи» (дети загадывают цепочкой друг другу об
именах существительных, именах прилагательных, глаголах и предлогах)
Н-Р: Отгадайте, что  это за часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?

(Аналогично загадываются и другие части речи.)

б)        В записанном (в тетради) предложении обозначьте части речи;

в)        Показать сигнальной карточкой каких частей речи  больше? (сущ.)

г)        Как изменяются имена существительные? (по числам и по падежам).

- Ребята, нравятся ли вам такие задания и почему? (Ответы детей).

II.        Упражнения в различении окончаний - е, - и в именах существительных. (Слайды  53, 54)

Уч-ль: Ребята, очень часто спорят окончания -е, -и. Сейчас поставьте вопрос, покажите сигнальной карточкой нужное окончание.

  1. Подошел к (пристань)
  2. Мечтал о (работа)
  3. Отошел от (ель)

Ранн.. утром

  1. Зелён.. траве
  2. Подход.т
  3. Замеча.т
  4. Увид.т
  5. Гон.т

Молодцы! Ребята, а для чего вам нужно так хорошо знать окончания частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).

III.Самооценка знаний частей речи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.(Слайд 55)

1. Общая отметка за урок.

        Уч-ль: Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

- А теперь послушаем членов комиссии.

•Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 4 класс и считаю, что всех вас можно
смело переводить в 5 класс!   Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.

 

•Теперь слово деду Всеведу: «Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем всем вам звание «Знатоков русского языка». До новых встреч! Дед Всевед.» (Слайд 56)

2. Уч-ль: Итак, все задания знатоков выполнены. Как вы думаете, какая  из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему? (Слайд 57)

  1. «Друзья познаются в беде».
  2. «Тяжело в учении, легко в бою».

Конечно же, ребята, корень учения горек, да плод его сладок.

  1. Домашнее задание:  Составить кроссворд по изученным темам.

 

•Сейчас отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение.

 Изменилось ли оно?

(Ответы детей) Спасибо за урок! Спасибо за честный добросовестный труд!

 Фамилия, имя:…………………………………………………….

Раздел науки о языках 

Орфография (правила написания слов) 

Фонетика (звуки речи) 

Морфемика (состав слова) 

Проверка домашнего задания

Синтаксис

(предложение и словосочетание)

Морфология (части речи)

Оценка 

 

Общая оценка:        _________        

1. Отметьте кружочком одно слово, которое определяет ваше настроение сейчас, в начале урока,  а в конце обведите слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Начало урока         Конец урока

А)спокойное;        а)спокойное;

Б) встревоженное;        б) встревоженное;

В) радостное;        а) радостное;

Г) безразличное.        г) безразличное.

Какая из этих пословиц подходит к нашему уроку?  

 «Друзья познаются в беде»,

     «Тяжело в учении, легко в бою»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественный смотр знаний

Слайд 2

Дед Всевед

Слайд 4

Здравствуйте, мои юные друзья. Вот уже четыре года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык» и предлагаю вам сегодня провести урок – смотр знаний, на котором вы сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знаток русского языка». Успехов вам, друзья! Дед Всевед.

Слайд 5

Фонетика

Слайд 6

33, 21, 10, 6, 4 . И, Ё, Ы, Э, Я.

Слайд 7

На какие две группы можно разделить эти буквы: а, о, у, с, н, к, т, и ?

Слайд 8

Орфография Трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор.

Слайд 9

Девочька, всаду, а сорвола, красныя, цвиты. е е

Слайд 10

Словарная работа Выборочный диктант

Слайд 30

Морфемика

Слайд 31

ЦВЕТНОЙ ПОДХОД ИДЁТ

Слайд 32

Творческая работа Проверка домашнего задания «Волшебные превращения»

Слайд 33

Синтаксис.

Слайд 34

Растёт, рожь, в, озимая, поле

Слайд 35

В поле растёт озимая рожь .

Слайд 36

Морфология

Слайд 37

Подошёл к пристан. мечтал о работ. отошёл от ел. ранн. утром зелён. траве подход.т замеча.т увид.т гон.т

Слайд 38

Подошёл к пристан и мечтал о работ е отошёл от ел и ранн им утром зелён ой траве подход и т замеча е т увид и т гонит

Слайд 39

Итог урока

Слайд 40

Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем вам звание «Знаток русского языка»! До новых встреч. Дед Всевед.

Слайд 41

«Друзья познаются в беде», «Тяжело в учении, легко в бою»



Предварительный просмотр:

  1. Подошёл к пристан
  2. Мечтал о работ
  3. Отошёл от ел
  4. Ранн        утром
  5. Зелён        траве
  6. Подход    т
  7. Замеча    т
  8. Увид   т
  9. Гон   т

____________________________________________________________________

  1. Подошёл к пристан
  2. Мечтал о работ
  3. Отошёл от ел
  4. Ранн        утром
  5. Зелён        траве
  6. Подход    т
  7. Замеча    т
  8. Увид   т
  9. Гон   т

____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя

Фонетика

Орфография

Морфемика

Проверка д/з

Синтаксис

Морфология

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя

Фонетика

Орфография

Морфемика

Проверка д/з

Синтаксис

Морфология

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя

Фонетика

Орфография

Морфемика

Проверка д/з

Синтаксис

Морфология

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя

Фонетика

Орфография

Морфемика

Проверка д/з

Синтаксис

Морфология

___________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                          



Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний

по русскому языку                                                                 за курс начальной школы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Контрольная работа в виде тестов за  курс начальной  школы...

Тест по русскому языку за курс начальной школы

Тест по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

тест по русскому языку за курс начальной школы

В тесте содержатся задания по всем темам за курс русскго языка...

Итоговый тест по русскому языку за курс начальной школы

Предлагается 3 части по вариантам: часть 1 с выбором правильного ответа, часть 2 надо ответить на 2 вопроса, а потом ответить на дополнительный вопрос, часть 3 - ответить на вопросы....