Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Елена Васильевна Михайлова

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrabotka_orfogramm_po_russkomu_yazyku.docx103.41 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание имен собственных

П о д у м а й т е , какими вы представляете людей, чьи имена здесь написаны: детьми или взрослыми. Измените слова так, чтобы они обозначали имена детей.

Михаил, Елена, Борис, Дмитрий, Юрий, Ирина, Иван, Василий, Ольга, Степан, Павел.

Запишите слова по образцу: Михаил – Миша.

П р о ч и т а й т е  слова. Из данных слов составьте предложения так, чтобы подчеркнутые слова были в предложении первыми.

Много, Николай Николаевич Носов, для, веселых, детей, написал, рассказов.

Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, читать, интересные.

И з   с л о в   каждой строчки составьте предложение. Напишите.

  1. Мама, аквариум, с, рыбкой, Виталику, подарила.
  2. У, жил, Виталика, Мурзик, котенок.
  3. Котенок, серый, и, пушистый, был.
  4. Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.

П р о ч и т а й т е . Напишите на месте пропусков Н или н.

Книгу про _езнайку написал _иколай _осов. _икита все лето жил у бабушки _ асти в _овгороде.

П р о ч и т а й т е . Выберите подходящую букву – большую или маленькую – и допишите ее в слова.

О или о?

зеленый _ гонек

конь _ рел

птица _ рел

Б или б?

коза _елка

пушистая _елка

С или с?

щенок _нежок

первый _нежок

П или п?

белый _ ушок

кот _ ушок

попугай _ трушка

зеленая _ етрушка

М или м?

плюшевый _ишка

друг _ишка

Р или р

грибок _ыжик

собака _ыжик

П р о ч и т а й т е . Какие русские фамилии образовались от названий этих животных? Запишите эти фамилии, подчеркните в них первую букву.

заяц –

медведь –

пчелка –

щука –

лось –

волк –

лисица –

бобер –

П р о ч и т а й т е . По выбору вместо точек запишите кличку животных.

Дядя Саша вел коня … на речку. (Воронок, Орлик, Буян.)

На лугу пасется коза … . У нее маленький козлик … . (Розка, Зойка, Тоська, Пушок, Шустрик.)

У Вовы была ручная ворона … . Вова сам кормил ее. (Муська, Люлька, Милка.)

Кот … спит на крыльце. Он любит рыбу. (Васька, Мурзик, Кузьма.)

У нас живет собака … . Мы ее очень любим. (Гром, Джек, Шарик.)

П р о ч и т а й т е   предложения. Выпишите клички животных по образцу.

Образец: кот Мурзик.

Знаменитую собаку-разведчицу звали Джульбарс.

Первой в космос полетела собака Лайка.

Конь Квадрат много раз завоевывал первые призы.

Дважды побывала в космосе собака Белка.

П р о ч и т а й т е . Подберите подходящие клички животных.

Вот стадо. Там есть корова _____.

Есть там и ______ . ________ и _______ дают много молока. У нас есть собака ________ . Есть у нас и кот _________ . Наши животные очень умные и забавные.

(Клички для справок: Зорька, Полкан, Мурзик, Буренка.)

В с т а в ь т е   большую букву:

в женские имена: _ветлана, _юдмила, _льга;

в мужские имена: _ладимир, _икита, _ергей;

в названия рек: _он, _ама, _непр;

в названия городов: _осква, _оронеж, _амбов.

М е ж д у    п о д ч е р к н у т ы м и   буквами вставьте букву, слог, указанные в скобках. Напишите вновь полученные слова.

каша (тю)  ________ …

ваша (ню) ________ …

глина (а)   ________ …

окна (са)   ________ …

бука (рен)  _______ …

мука (р)     _______ …

булка (ь)    _______ …

кашка (тан) ______ …

П о д ч е р к н у т ы е  буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова.

соки (ч) ______ …

уха (ф) _______ …

туча (л) ______ …

баки (у) ______ …

упал (р) ______ …

оса (к) _______ …

каша (м) _____ …

волна (г) _____ …

О б р а з у й т е  клички животных от следующих слов:

шар – …

стрела – …

рыжий – …

пушистый – …

О б р а з у й т е  фамилии от названий цветов:

колокольчик – …

роза – …

ромашка – …

василек – …

О б р а з у й т е  названия сел от следующих имен:

Григорий – Григорьевка

Семен – _____________

Василий – ___________

Иван – ______________

Федор – _____________

П о д б е р и т е  к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии, клички животных, названия городов и улиц.

Бабушка _________, поэт ________, учительница ___________, корова _____________, котенок ____________, конь ____________, ежик ______________, город ______________, деревня __________, улица _____________.

К    к а ж д о м у  слову из левого столбика подберите фамилию, имя и отчество из правого.

космонавт

ученый

поэт

композитор

Петр Ильич Чайковский

Федор Иванович Тютчев

Иван Владимирович Мичурин

Юрий Алексеевич Гагарин.

С п и ш и т е , вставляя имена и фамилии.

Дежурные … и … поливают цветы. … и … смотрят книгу. … и … играют в шашки. Учительница … пишет на доске.

С п и ш и т е . Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок.

Жеребенок ветер мчался, как ветер.

С п и ш и т е , вставляя названия и клички животных.

На крыше мяукает … .

Громко лает … .

В сарае мычит … .

Весело ржет … .

С п и ш и т е . Исправьте ошибки.

На сцене сказочный терем. в нем дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, Ворона Кара.

С п и ш и т е . Исправьте ошибки.

Летом я живу в деревне. Моему приезду всегда рады Пес барбоз, Кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.

В с п о м н и т е   имена и клички персонажей сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик».

Деревянный мальчик –

Черепаха –

Лиса –

Девочка с голубыми волосами –

Продавец пиявок –

Отец деревянного мальчишки –

Владелец кукольного театра –

Кот –

Д о п и ш и т е   предложения.

Мы живем в городе … .

Школа находится на улице … .

Летом я был у бабушки в деревне … .

Там я купался в речке … .

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Мы живем в москве. Москва – столица россии. Москва стоит на реке москве.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Город орел – родина моей мамы. Хищная птица – Орел. У никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном Море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.

О б р а з у й т е  фамилии от данных слов:

столяр –

умный –

голова –

хлеб –

кузнец –

С о с т а в ь т е  предложения из данных слов.

Нина, Милку, кормит, козу.

Гена, Воронка, поит, жеребенка.

Р а с п о л о ж и т е  предложения так, чтобы получился рассказ. Придумайте и запишите название рассказу. Вместо многоточия впишите имя и отчество доктора.

Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор … .

У Вали из глаз текли слезы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

Д о п и ш и т е  слово.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор __________.

                        (Айболит.)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался __________ .

                        (Колобок.)

О т г а д а й т е   загадки.

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Кто герой ее – мальчишка?

                        (Буратино.)

Фруктово-огородная страна –

В одной из сказок есть она,

А в ней герой – мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

                        (Чиполлино.)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка.

                        (Снегурочка.)

З а п и ш и т е   текст под диктовку, выделите орфограммы.

В разведку

Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Ученые послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пестрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.

СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

П р о ч и т а й т е. Спишите, разделяя каждое слово предложения на слоги. Подчеркните сочетания жи и ши.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

                        Б. Заходер

П р о ч и т а й т е  предложения, вставляя в слова слог жи или ши.

Проснулись е, выползают у, строят лища чии стри.

Миша, Миша: не спе,

Повнимательней пи!

Да потише намай,

Карандаш свой не сломай!

                                Г. Ладонщиков

П о д б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму жи-ши.

Летучие … . Душистые … . Колючие … .

Цветные … . Проворные … . Густые … .

Слова для справок: еж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

П р о ч и т а й т е . Соберите из частей пословицы.

К  д а н н ы м словам подберите и запишите слова, которые обозначают детенышей.

Волк, заяц, галка.

Выделите орфограмму ча-ща.

П од б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.

Коровы … . Сороки … . Мыши … .

Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

С п и ш и т е , дописывая пропущенные слоги чу и щу, предложения из стихотворений С. Маршака и А. Барто.

Щеткой чи я щенка, щеко ему бока.

Я по улице ска, я веревочку вер.

С о с т а в ь т е  из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.

Ч..щ.., полна, звуков, лесная.

По, дятел, стуч..л, дубу.

Круж..лись, елью, над, клесты.

Срывали, шишки, клювами, они.

Искали, птицы, пищу.

П р о ч и т а й т е   рифмовки, которые составила Н. М. Бетенькова. Может быть, и вы составите свою рифмовку? Попробуйте!

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, чайка, каланча –

Все слова на ча и ща.

Щука, чум, ищу, молчу … –

Все слова на чу и щу.

Я их твердо заучу

И пятерку получу.

С п и ш и т е , исправьте ошибки.

Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.

П р о ч и т а й т е . Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.

На дорожках лу__цы,

На асфальте ро__цы,

жи

За окном кри__т гал__та,

ши

Под крыльцом пи__т котята,

ча

В речке пле__тся __рята,

ща

В клетках прыгают кроль__та,

чу

А у дерева в ти__

щу

Е__ха к ё__ку спе__т.

П р о ч и т а й т е  стихотворение Ю. Могутина. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Ерши

Над реч__шкою в тиш__.

Шелестят камыш__.

А в воде, у камышей, –

Шесть задиристых ершей.

Не ерш__тесь вы, ерш__,

Лучше спрячьтесь в камыш__.

Вас, ершей-малышей,

Щ__ка ждет у камышей.

П о с л у ш а й т е   загадки. Запишите отгадки.

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают, словно пух.

                        (Снежинки.)

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

                        (Щука.)

        

На плите стоит, пыхтит,

А из носа пар валит.

                        (Чайник.)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки.

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

                        (Мыши.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

                        (Кувшинка.)

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …

                        (Лыжи.)

Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые.

                        (Шишки.)

Белокрылая птица

Над морем летает,

Рыбу увидит –

Клювом хватает.

                        (Чайка.)

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас.

Отбиваем каждый час.

                        (Часы.)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

                        (Чайник.)

Я одеваюсь не по моде,

Весь век стою как на часах

В саду ли, в поле, в огороде,

На стаи нагоняя страх.

И пуще огня, хлыста или палки

Страшатся меня грачи и галки.

                        (Чучело.)

У г а д а й т е   и запишите последнее слово.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …. (ножи).

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане жили … (мыши).

У Сережи, посмотри,

Есть колючие … (ежи).

Принесла нам дождь плакучий,

Эта грозовая … (туча).

Я щенка от злющей стужи защищал

Щенок от радости … (пищал).

Наступает темнота.

На столе горит … (свеча).

Петя чуть не плачет.

Очень трудная … (задача).

Мама зайчатам на лапки

Купила белые … (перчатки).

На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки … (тащу).

Волки рыщут,

Пищу … (ищут).

Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я … (молчу).

Пескарю, плотвице – му?ка,

Если близко рыщет … (щука).

Я только нитки отыщу

И змея в небо … (запущу).

П р о ч и т а й т е   стихи. Вставьте пропущенные слоги.

Жи, ши, чу, щу.

__ли  на__  мы__

за трубой на крыше.

Там __десное местечко,

Потому что рядом речка.

Су__т печка сухари,

Мы__ и__т крошки.

Знают даже малы__:

И__т мышек кошки.

Ча, чу, щу, жи.

__сто в __ще я и__

Ягодку малинку.

Я мол__, мол__, мол__,

Все кладу в корзинку.

Вот уже закрыто дно.

Вот уж серединка.

Я и__, и__, и__.

Пока__сь, малинка!

Р а с с т а в ь т е  слоги в словах правильно, запишите получившиеся слова.

Жойчу, кащу, гучунок, щууго, ощуты, чечуло, щуи, чувыру.

П р о ч и т а й т е  слова. В какие из них нужно вставить буквы  ы–и, а–я?

ы или и                                 а или я

р..ба                                ч..шка

ш..шка                                дач..

ж..раф                                м..чик

ш..повник                        щ..ве?ль

маш..на                                рощ..

З а п и ш и т е   предложения, вставив пропущенные буквы.

У розы колючие ш..пы. У нас ж..вет собака Рыж..к.

Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!

За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять.

Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.., чтобы везде было чисто.

Н а п и ш и т е   слова во множественном числе. Выделите орфограмму жи-ши.

ландыш – …  

еж – …

ерш – …

мышь – …

нож – …

груша – …

уж – …

малыш – …

З а б е р и т е с ь  по лесенке. Запишите слова в строчку. Выделите орфограмму.

В ы п и ш и т е   слова с буквой ы.

Малыш.., м..сли, кр..са, кувш..н, ланд..ш, кам..ш.

З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму жи-ши.

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.

И з м е н и т е   слова по образцу, выделите орфограмму ча-ща.

молчит – молчат.

кричит – …

рычит – …

пищит – …

стучит – …

З а б е р и т е с ь  по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму ча-ща.

В ы п и ш и т е   слова с буквой я.

Куч. , мал. р, пр. ник, пол. на, ч. йка, внуч. та.

З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму ча-ща.

Для борща нужен щавель.

Трещат кузнечики.

Пищат в чаще галчата.

Внучата пили чай у бабушки.

И з м е н и т е  слова по образцу, выделите орфограмму чу-щу.

молчит – молчу

кричит – …

рычит – …

пищит – …

стучит – …

С п у с т и т е с ь  по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму чу-щу.

В ы п и ш и т е  слова с буквой ю.

Л..стра, Л..ся, кл. чик, кол..чка, ч..лки, щ..ка.

З а п и ш и т е  предложения под диктовку, выделите предложения чу-щу.

Я звоню врачу на дачу. Я кричу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу.

Н а п и ш и т е  ответы на вопросы. Выделите орфограмму жи-ши.

Какие цветы расцветают в мае?

Что растет на соснах и елях?

Как называется дикая роза?

З а м е н и т е  подчеркнутое слово близким по значению, выделите орфограммы.

Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.

К  д а н н ы м  словам подберите слова с сочетанием ча-ща. Напишите их. Выделите орфограммы.

волшебник – …

нередко – …

глушь – …

горемычный – …

храбрец – …

жалеть – …

Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.

И з м е н и т е   подчеркнутые слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?

Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки.

О т в е т ь т е   на вопросы, раскрыв скобки.

Решить что? (задача).

Позвонить кому? (врач).

Приехать куда? (дача).

Зайти к кому? (товарищ).

Надеяться на что? (встреча).

Пойти куда? (роща).

К  д а н н ы м  словам подберите слова, близкие по значению. Выделите орфограмму чу-щу.

внимательный – …

грязный – …

изумительный – …

скучаю – …

Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий.

З а п и ш и т е  слова в три столбика.

Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.

П р о ч и т а й т е   текст. Озаглавьте. Выделите орфограммы и запишите под диктовку.

Дедушка подарил мне двух зайчат. Я хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понес их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.

Правописание Ь на конце и в середине слова

В ы п и ш и т е  слова с твердыми согласными на конце в один столбик, а слова с мягкими согласными – в другой.

День, брат, угол, брать, салют, уголь.

И з м е н и т е  слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.

Медведи, журавли, кони, голуби, лоси, буквари.

И з м е н и т е  слова так, чтобы на конце слова стоял мягкий знак.

Пенек, хорек, стебелек, денек, зверек, мотылек.

С п и ш и т е . Измените слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

Пузырек, уголек, пенек, зверек, хорек.

С п и ш и т е , заменяя выделенные слова противоположными по значению.

Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок.

С п и ш и т е , заменяя слово в скобках словом, обозначающим признак.

(школа) звонок

(учитель) стол

(уголь) бассейн

(даль) путь

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы. Найдите начало и конец каждого предложения.

На дв..ре з..ма ст..ят сил..ные м..розы гулят.. нел..зя дети с..дят дома они стали игра… в школу старший брат… учит… мален..кую Свету п..сат…

З а п и ш и т е  слова в единственном числе.

лоси –                                окуни –

кони –                                гуси –

П р о ч и т а й т е . Допишите по одному-два слова с мягким знаком на конце.

Зимние месяцы: январь, _______, _______.

Птицы: лебедь, _______, _______.

Деревья: ясень, _______, _______.

Огородные растения: картофель, _______, _______.

Слова для справок: голубь, морковь, тополь, февраль, гусь, декабрь, ель.

Д о б а в ь т е  одну согласную букву в начале слова. У вас должно получиться много разных слов. Напишите эти слова.

1) _ень, _ень, _ень, _ень,

2) _ель, _ель, _ель

3) _оль, _оль, _оль, _оль

п, м, р, д, т, л

р, щ, н, ц, м

к, м, р, л, н, б, с

Выпишите неиспользованные согласные буквы. Подчеркните в словах букву ь.

Н а п и ш и т е  в клеточках названия животных.

Слова для справок: конь, олень, тюлень, медведь.

Д о г а д а й т е с ь , как из хора сделать хищное животное, из кона – домашнее животное, из угла – топливо, из полки – танец, из галки – мелкий камень, из мола – вредное насекомое.

хор –

кон –

угол –

полка –

галка –

мол –

Подчеркните букву, которая помогла вам в этих превращениях слов.

Д о п и ш и т е  словечко. Подчеркните во всех словах букву ь.

Это не кошка, смотри берегись,

Идет на охоту коварная _______.

Солнце греет целый ________,

От жары я прячусь в ________.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет ________.

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родилась у нас котята.

Их по счету ровно _______.

Слова для справок: спать, тень, рысь, тень, пять.

З а п и ш и т е  в правый столбик слова, разделяя их черточкой для переноса. Подчеркните букву мягкий знак в середине слова.

Деньки –

Крыльцо –

Пальто –

Пристань –

Учительница –

Мальчик –

Только –

Львы –

Верность –

Пальцы –

Олень –

И з м е н и т е  слова по образцу, используя букву ь.

Образец: удалец – удальцы.

пенек –

денек –

зверек –

хорек –

стебелек –

тополек –

мотылек –

палец –

жилец –

Подчеркните в словах мягкий знак.

С л о в а  в скобках измените по образцу. Подчеркните мягкий знак.

Образец: (красная) ягодка – красненькая

(серый) мышонок –

(тонкий) волосок –

(слабый) голосок –

(белый) зайчик –

И з м е н и т е  слова по образцу. Подчеркните мягкий знак.

Образец: мыло – пузырь (какой?) мыльный.

школа – мебель (какая?) ________

сигнал – флажок (какой?) _______

зеркало – карп (какой?) _______

село – местность (какая?) _______

журнал – столик (какой?) _______

сила – ветер (какой?) ________

П р о ч и т а й т е  слова. На какие две группы их можно разделить? По какому признаку? Запишите слова в два столбика. Подчеркните мягкий знак. Одно слово с секретом. Будьте внимательнее и запишите его отдельно.

Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь, пальто.

С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова.

Юра … сливу. В лесу стоит … (ель, ел). У Юли … . Тетя, … рыбу! (Жарь, жар.) Плот сел на … . В классе … (мел, мель).

С п и ш и т е , вставляя, где нужно, ь.

Маз.., кисел.., стол.., куст.., осен.., хлеб.., звонок.., учител.. .

С п и ш и т е , вставляя, где надо, ь.

Пал..то, мел..кий, л..дина, ран..ка, кол..цо, пал..ка.

С п и ш и т е  слова в алфавитном порядке, вставляя, где надо мягкий знак.

Пал..ка, мис..ка, бол..ной, заин..ка, пил..ка, школ..ник.

Д о п и ш и т е  предложения с подходящими по смыслу словами с ь.

Пришла … .Часто идет … . С полей убрали … и … .

У г а д а й т е  и запишите слово.

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту ___.

Солнышку послушна

Звонкая капель,

Ожила природа, на дворе ____.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не ____.

О т г а д а й т е  загадки, напишите отгадки, подчеркните мягкий знак.

Вкусные – оближешь пальчики –

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А очень быстро их съедаю.

                        (Апельсин.)

Эта книга не простая,

По ней я буквы изучаю.

                        (Букварь.)

Эй, звоночки, синий цвет,

С языком, а звону нет.

                        (Колокольчики.)

Зимой спит,

А летом ульи ворошит.

                        (Медведь.)

Льется речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.

                        (Коньки.)

Н а п и ш и т е  текст под диктовку, выделите орфограмму ь – показатель мягкости согласного.

Идет сильный дождь Больной маленький Кузька лежит под крыльцом. Ольга завязала щенку больную лапу. Мальчики принесли хлеба и молока.

Н а п и ш и т е  текст под диктовку, выделите орфограмму ь – показатель мягкости согласного.

Стоят сильные морозы. Пень закрыт снегом. Ольга и Кузьма взяли коньки. Коньки скользят по льду. Вот большая гора. Школьники везут санки. На санках красивая резьба.

Правописание безударных гласных в корне

К а к и е  слова получатся, если в них изменится ударение?

 – хлопок

 – кружки

 – замок

 – стрелки

Прочитайте эти слова.

П р о ч и т а й т е  правильно.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

                        Я. Козловский

Объясните, чем сходны и чем различаются выделенные слова.

С о б е р и т е  слова из букв и ударного слога. Произнесите собранные слова вслух.

П р о ч и т а й т е  слова. Измените каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.

дома

столы

дворы

холмы

мосты

столбы

Подчеркните безударные гласные в корне слов.

П р о ч и т а й т е  вопросы. Составьте ответ на каждый вопрос, используя слова для справок.

Где живут ежи?

Где живут щуки?

Где устроил гнездо жаворонок?

Слова для справок: в рке, на змле, в лсу, в ствле сосны.

П р о ч и т а й т е  слова.

Стр..на, с..ва, д..ска, гр..чи, с..ды, г..ра, гл..за, б..льной.

Запишите слова в два столбика: в первый с безударной гласной а, во второй – с безударной гласной о.

Безударную гласную подчеркните.

П р о ч и т а й т е  слова.

В..сна, л..са, сп..на, р..ка, п..сьмо, цв..ты, с..мья.

Запишите слова в два столбика: в первый – с безударной гласной е, во второй – с безударной гласной и.

Безударную гласную подчеркните.

З а п и ш и т е  слова, противоположные по значению. Напишите проверочное слово.

Лживый – честный, честь.

Горячий – … , … .

Зло – … , … .

Сытый – … , … .

Близкий – … , … .

Маленький – … , … .

О т г а д а й т е  загадки. В отгадках подчеркните безударные гласные.

 

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И еще плотину.

                                

Я бегу струей из крана,

Бью ключом из-под земли.

Я качаю в океанах

Великаны-корабли.

                                

Что за кнопочка? Нажал,

У порога подождал,

И тебе открыли дверь.

Заходи, ты гость теперь!

                                

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет.

                                

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

Кто же это?

                                

Д о г а д а й т е с ь  и напишите ответ, используя слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

  1. Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока, – … .
  2. Дом, где живет сторож, – … .
  3. Самое упрямое домашнее животное – … .
  4. Столовая для зимующих птиц – … .
  5. Человек, который ухаживает за садом, – … .

В ы п и ш и т е  слова с буквой я. Напишите проверочные слова.

р..бина

св..ча

оз..ро

м..сной

с..стра

..довитый

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопрос какой?

Т..шина, т..снота, сн..гирь, б..льчата, загр..знить, вес..ло, с..ло, зел..нь, б..дняга, дов..рять.

Подчеркните безударные гласные.

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

С н а ч а л а  выпишите слова, в которых проверочным является слово в единственном, а потом – во множественном числе.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

З а п и ш и т е  слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

В ы п и ш и т е  слова с проверяемой безударной гласной в корне. Подберите к ним проверочные слова.

Поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. На тропинке появилась трава. В рощах свистят соловьи.

С п и ш и т е  словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

П р о ч и т а й т е . Рядом припишите словосочетания по образцу.

Образец: платье из шерсти – шерстяное платье.

тропа зверя –

улицы города –

берег моря –

рельсы из стали –

костюм для спорта –

полет в космос –

Подчеркните проверочное слово, выделите орфограммы.

О т   д а н н о г о  корня образуйте слова с безударной гласной в корне.

-низ-      ___________ , ___________ , ___________ .

-нов-      ___________ , ___________ , ___________ .

-час-      ___________ , ___________ , ___________ .

-земля-  ___________ , ___________ , ___________ .

И з м е н и т е  данные словосочетания, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что делать?

Заниматься чтением –

____________________ .

Заниматься письмом –

____________________ .

Делать примерку –

____________________ .

Наносить вред –

____________________ .

Сделать подарок –

____________________ .

Издавать крики –

____________________ .

Излучать свет –

____________________ .

Н а п и ш и т е  слова с противоположным значением.

Дешевый –

____________________ .

Тяжело –

____________________ .

Высоко –

____________________ .

Длинный –

____________________ .

Старый –

____________________ .

Веселый –

____________________ .

Маленький –

____________________ .

П р о ч и т а й т е  словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание безударной гласной.

Пол..вали (что?) _____ , возвр..тился (откуда?), под..рили (кому?) _____ , ж..лели (кого?) _____ , г..рдился (чем?) _____ , нах..дился (где?) _____ , в..зили (куда?) _____ , уд..влялись (чему?) _____ .

К  д а н н ы м  словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

Г..л..ва –

___________ , ___________ .

П..л..са –

___________ , ___________ .

Ст..р..жить –

___________ , ___________ .

Г..р..дить –

___________ , ___________ .

М..л..дой –

___________ , ___________ .

Д..р..гой –

___________ , ___________ .

Х..л..да –

___________ , ___________ .

Ст..р..на –

___________ , ___________ .

П р о ч и т а й т е  и определите, какая безударная гласная в корне проверена. Вставьте пропущенные буквы.

Трепещет –

______________ , тр..п..тали,

Вечерний –

______________ , в..ч..реет.

Сторожка –

______________ , ст..р..жили.

Зелень –

______________ , з..л..нели.

Хлопочет –

______________ , хл..п..тали.

Лепет –

______________ , л..п..тали.

П р о ч и т а й т е  словосочетания. Подчеркните слова, которые звучат одинаково. Устно подберите к ним проверочные слова.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать белье – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирить друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

С любым словосочетанием составьте и запишите предложение.

З а п о л н и т е  клеточки так, чтобы получились слова со следующими значениями:

1) Питательный напиток белого цвета.

2) Инструмент.

3) Шкаф для хранения и замораживания продуктов.

1) Населенный пункт.

2) Решение.

3) Название птицы.

4) Название домашнего животного.

1) Край земли у воды.

2) Растение.

3) Населенный пункт в сельской местности.

Д о п и ш и т е  словечко.

Грязнулю всегда

Выручает ________________ .

На вербе с треском рвутся почки.

На речке лед трещит в ночи.

И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые ________________ .

Малыши в лесок пошли,

Много веток принесли.

Молодцы! Они хотят

Накормить своих ________________ .

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки ________________ .

Бревна не пилит рыба-пила,

Шить не умеет рыба- ________________ .

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? ________________ .

За горами, за лесами,

За широкими морями.

Не на небе – на земле

Жил старик в одном ________________ .

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый _______ .

С п и ш и т е  предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

С п и ш и т е  текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

П и с ь м о  по памяти.

Хомяк не хочет в зимний хол..д

Х..дить, испытывая гол..д,

Х..трец х..лодною п..рой

Хр..пит в хоромах под з..млей.

П и с ь м о  по памяти.

Гуляют тучи з..л..тые

Над отдыхающей з..млей;

П..ля просторные, немые

Бл..стят, облитые р..сой.

                        И. Тургенев

С п и ш и т е  текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

                                                                        (По Н. Сладкову.)

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

                                                                        (По Н. Сладкову.)

И з  д а н н ы х  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.

З а п и ш и т е  предложения так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавьте. Вставьте пропущенные буквы.

В одном л..сочке ж..ли зайцы на лужайке.

Опасный вра.. проник в л..сок!

Но вот на б..регу л..сной р..ки поселилась л..сица.

На чистом воздухе в л..су они р..звились.

Зв..рьки, заприте норки на крючок!                      

                                        (По А. Милеву.)

Правописание слов с Парными

звонкими и глухими согласными

П р о ч и т а й т е  пословицы и поговорки. Подумайте, какие согласные нужно вписать в слова. Подберите к каждому слову проверочное.

1) В зимний холо всякий моло.

2) Заяц у се, навидался он бе.

3) Лу от семи неду.

4) Медвеь неуклю, да дю.

У г а д а й т е , какое слово написано. Напишите эти слова. Подчеркните согласную на конце слов.

Лу, пру, пло, тру.

Составьте предложение с любым словом. Напишите.

В с т а в ь т е  в предложения подходящие по смыслу слова с парной звонкой или глухой согласной на конце.

Медведь любит .

Рыбу ловит рыболов,

весь в реку ушел .

В кустах запел .

Расцвел душистый .

5) Сеня накосил сена.

В лесу много сочных  и ярких .

Маша кукле взяла.

Под елью вырос белый .

С л о в а , обозначающие признак предмета, замените противоположными по значению.

Густой суп – …

Частый гость – …

Высокий дом – …

Неровная дорога – …

Далекий путь – …

Горький плод – …

Твердый характер – …

Подчеркните проверяемые парные согласные.

Д о п и ш и т е  предложения словами с противоположным значением. В скобках укажите проверочные слова.

Тополь высокий, а ш..повник … .

Р..ка широкая, а ручей … .

Камень т..желый, а пух … .

Ре..ька горькая, а груша … .

И с п р а в ь т е  ошибки. Напишите проверочные слова.

Крушка, саласки, ропкий, кокти, нокти, чудкий, мяхкий, снешки.

С о с т а в ь т е  небольшой рассказ по опорным словам.

Школьники, де..ский са.., ребяти..ки, игру..ки, заводной парово.., аквариум с ры..ками, читать ска..ку, загадывать зага..ки.

К  д а н н ы м  словам подберите слова, обозначающие предметы.

Круговой, селедочная, игрушечный, хлебный, морковный.

С п и ш и т е  и отгадайте загадки.

Сла..ка, ду..ста,

Растет ни..ко,

К з..мле бли..ко.

Б..гут по доро..ке

Ро..ки да но..ки.

Л..жит на гря..ке

Круглый, гла..кий,

Внутри красный,

На вку.. сла..кий.

С о с т а в ь т е  и запишите предложения с данными словами.

Дети, на, заря..ку, пл..ща..ке, делали.

Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.

С о с т а в ь т е  с данными словами рассказ и запишите его.

Сне.. , моро.. , холо.. , корму..ки, зерны..ки, кро..ки, ребяти..ки.

И з  д а н н ы х  слов составьте предложения так, чтобы получился  рассказ.

Девочку, на, пришли, огоро.. .

На, в..сели, ветках, ни...ких, помидоры.

И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Балшой сугроп, кара орешника, кочял дупки и берески, привез игружку.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Надваре марос. Саша надел теплую шупку и миховую шапку. На руках уславы варешки. Зина и яша играют в снишки.

Правописание слов с удвоенными согласными

П р о ч и т а й т е . Спишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными.

Суббота – выходной день.

У Анны хорошая коллекция бабочек.

Утром принесли телеграмму.

Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

О б р а з у й т е  и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.

Утро – … , … , … , … .

Класс – … , … , … , … .

Весна – … , … , … , … .

Длина – … , … , … , … .

П р о ч и т а й т е . Разделите слова вертикальными черточками для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

С о с т а в ь т е  предложения со словами аллея, рассказ.

П р о ч и т а й т е  загадки. Напишите отгадки.

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате? (_________)

Белая кошка

Лезет в окошко. (__________)

В с т а в ь т е  н или нн. Напишите.

Пришла вес_а. Появились подснежники и другие ра_ие весе__ие цветы. Пройдет лето. Наступит ра__яя золотая осень. Ласково будет еще светить осе__ее солнце. Но с каждым днем будет холоднее, начнутся первые утре__ие заморозки.

В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – согласные.

О б р а з у й т е  от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн.

длина – длинный

камень – …

лимон – …

сон – …

осень – …

окно – …

пустыня – …

конь – …

С о с т а в ь т е  несколько предложений на следующие темы, используя некоторые из данных слов.

В парке

Экскурсия, осенний, парк, листья, коллекция, класс, урок русского языка, писать рассказ.

На вокзале

Суббота, экскурсия, вокзал, кассы, билеты, перрон, поезда, вагоны, группа, пассажиры.

На катке

Воскресенье, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь.

И з   с л о в  каждой строчки составьте предложения. Озаглавьте текст. Запишите.

  1. русский, хорош, зимой, лес.
  2. деревьями, под, сугробы, глубокие.
  3. согнулись, берез, от, молодых, инея, стволы.
  4. зеленые, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

В ы п и ш и т е  слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

Вся гру_а заболела гри_ом. Хо_еист должен быть а_уратным. Муха жу_ала над телефонным а_аратом.

С п и ш и т е . Вставьте пропущенные буквы.

Мама нак..рмила нас вкусными а_етитными пир..гами. Мой папа р..ботает на фирме «А_орд». Держ_ вож_и, пока в руках, выпустишь – не ухв..тишь.

З а п и ш и т е  ответы в строчку в алфавитном порядке, используя слова с удвоенными согласными.

  1. Ремни, веревки для управления лошадью.
  2. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
  3. Большое желание есть.
  4. Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
  5. Острое вирусное заболевание.
  6. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
  7. Человек исполнительный, соблюдающий во всем порядок.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

А_а ехала мимо а_еи на тро_ейбусе и смотрела и_юминацию. Э_а послала Ри_е телегра_у с гра_атическими ошибками.

Выпишите слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

У Ан_ы есть а_уратная ко_екция насекомых. Тро_ейбус сделан из мета_а. И_юминация сверкала ми_ионами огней. Найдите су_у двух и пяти. Э_а смотрела и_юстрации в учебнике гра_атики. Мама купила килогра_ яблок.

С п и ш и т е , вставьте пропущенные буквы.

Ра_им весе_им утром Ге_адий сидел на те_асе с ю_атами. Ми_оны людей любят те_ис и хо_ей. В су_оту А_а и Но_а писали програ_у по гра_атике.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Вчера наша класс с Анной Геннадьевной хадил на экскурсию в лесс. Красив оссений лесс. Диревья стоят зиленые, желтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают колекцию из них. Завтра мы напишем раскас об осени на уроке руского языка.

Правописание слов с непроизносимыми

согласными

С о с т а в ь т е  словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день – радостный день.

(Область) город –

(Счастье) встреча –

(Гигант) завод –

(Честь) поступок –

(Прелесть) картина –

(Ярость) ветер –

(Капуста) котлеты –

(Ненастье) погода –

И з м е н и т е  словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.

Площадка на лестнице –

Житель данной местности –

День праздника –

Человек, который получил известность –

Н а п и ш и т е  слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив – (какой?) запасливый.

Вкусен – (какой?) –

Чудесен – (какой?) –

Опасен – (какой?) –

Прекрасен – (какой?) –

Интересен – (какой?) –

Вынослив – (какой?) –

Ужасен – (какой?) –

Ясен – (какой?) –

З а м е н и т е  выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель –

Пасмурный день –

Печальная картина –

Правдивый ответ –

Героический поступок –

Красивый город –

В с т а в ь т е  пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Праз_ничный (что?) ________ . Звез..ное (что?) _________ .

Чес_ный (кто?) _________ . Извест_ный (кто?) _________ .

Грус_ная (что?) __________ .

С п и ш и т е  слова, рядом запишите однокоренные с непроизносимыми согласными.

Сердечный –

Честь –

Грусть –

Солнечный –

Радость –

Место –

Прелесть –

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

Погода (ненастье), полет (звезда), поступок (честь), улыбка (радость), жизнь (счастье).

К   с у щ е с т в и т е л ь н ы м   подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным –
имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель –

Небо –

Крутая –

Веселый –

Час –

Цветы –

Горячее –

Человек –

Сильное –

Сельская –

З а п и ш и т е  слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.

Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

З а п и ш и т е  ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

З а п и ш и т е  ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

I вариант

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред.

II вариант

Водяное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Бела бабочка. Занимающий много места.

В с т а в ь т е  в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.

I вариант

____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна. Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.

Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.

II вариант

__________ матери лучше ___________ греет. Беда _________ в его зависти. Человек трудолюбивый – самый _______ .

Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

С п и ш и т е  предложения. Вставьте пропущенные буквы.

 

Радос_ный С_режа свис_нул грус_ному щенку. Поз_ним веч_ром ст_яла ненас_ная погода. Человека охв_тило радос_ное чу_ство, когда он посм_трел на звез_ное небо.

К_нец но_бря – самое грус_но время в д_ревне. В с_ду шумит мокрый вет_р. Окрес_ность окутана туманом. В ненас_ную погоду хор_шо с_деть дома.

                                                                (По К. Паустовскому.)

Ст_ят ненас_ные осе_ие дни. Тучи надолго закрывают со_нце. С ра_его утра до поз_него веч_ра л_ет дож_ь. Ярос_ный вет_р срывает с д_рев_ев последние лист_я. И мокрыми, и грус_ными стали с_ды, п_ля и л_са. Уныла п_ра.

Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается.

                                                                        (По М. Пришвину.)

Летом наша сем_я соверш_ла интерес_ную поез_ку в Севастополь. Прекрас_ный гор_д! Много чудес_ного увидели мы там. Поз_но веч_ром мы возвращ_лись д_мой. Молния осв_тила окрес_ност_. Неожиданно пош_л сильный дож_ _ .

Лес_ница-чудес_ница б_жит сама собой. Мес_ный пру_ зарос гиган_ским трос_ником. Ужас_ная молния осв_тила окрес_ность.

Чес_ное сер_це б_ется в груди. Здра_ствуй, праз_ник со_нца и в_сны! Ч_десным к_тятам у капус_ных грядок повстр_ч_лся грус_ный кро_ .

Октябр_ был х_лодный и ненас_ный. Т_совые крыш_ ужас_но поч_рнели. Прелес_ная тр_ва в с_ду пол_гла. Над лучами т_щились гиган_ские тучи. Сыпался грус_ный дож_ь.

С о с т а в ь т е  и запишите предложения из слов каждой строчки.

Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.

Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.

Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.

Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.

Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.

Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

С о с т а в ь т е  и запишите предложения из слов каждой строчки. Озаглавьте получившийся текст.

– стоят, дни, ненастные;

– тучи, солнце, закрывают, тяжелые;

– с, морозит, утра, позднего, до вечера, дождь;

– деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья;

– стало, в, грустно, лесу.

– погода, ненастная, стоит;

– тучами, низкими, закрыто, солнце;

– заморозки, утром, по;

– холодный, ветер, резкий, дует;

– дождь, привычный, моросит, осенний;

– в, тоскливо, погоду, грустно, и, такую.

– светит, солнце, ярко;

– слышно, на, тростник, реке, колышется чуть;

– дышит, теплом, окрестность, спокойствием, и.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы

Олимпиадные тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Контрольная работа в виде тестов за  курс начальной  школы...

Тест по русскому языку за курс начальной школы

Тест по русскому языку за курс начальной школы...

Итоговый аттестационный тест по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении экзамена по окончании начальной школы. В тесте даны задания, рекомендации по обработке о оценке результат...

тест по русскому языку за курс начальной школы

В тесте содержатся задания по всем темам за курс русскго языка...

Теоретический материал по русскому языку за курс начальной школы

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями: язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средст...