«Звук [Й’], буквы Й, й»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Звук [Й’], буквы Й, й.»
Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
Цель: Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й.
Задачи:
- образовательная: учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов;;
- воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие;
- развивающая: развивать речь, фонематический слух, мышление.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации -организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД : умение адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным образцом, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.
Предметные УУД: знать условное обозначения звука [й'], использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов, читать слова по слогам и орфоэпически.
Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;
демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й. Мелодия к физкультминутке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl.zvuk_y_bukvy_y_y.docx | 38.4 КБ |
1k._zvuk_y_bukvy_yy.pptx | 342.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
На тему: «Звук [Й’], буквы Й, й»
Тема урока: «Звук [Й’], буквы Й, й.»
Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
Цель: Познакомить со звуком [ Й’ ] и буквами Й, й.
Задачи:
- образовательная: учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов;;
- воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие;
- развивающая: развивать речь, фонематический слух, мышление.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации -организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД : умение адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным образцом, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.
Предметные УУД: знать условное обозначения звука [й'], использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов, читать слова по слогам и орфоэпически.
Тип урока: «Изучение и первичное закрепление новых знаний»
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: таблица гласных звуков; таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й’]; конверты с шаблонами печатных букв; одноуровневые и двухуровневые модели слов;
демонстрационная карточка с печатными и прописными буквами Й, й. Мелодия к физкультминутке.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | Приветствие. - Дети, вам тепло? -В классе светло? -Прозвенел уже звонок? -Уже закончился урок? -Только начался урок? -Хотите учиться? -Значит, можете садиться! - У русского народа есть пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как вы понимаете эту народную мудрость? - В мире светло от солнца. А человеку светло, если он много знает, с ним интересно.Человек может «светиться» своим умом, знаниями, хорошими поступками - Пусть в нашем классе будет тепло и солнечно от ваших знаний, желания учиться и постигать новое. Давайте сегодня на уроке мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний. -Сегодня мы отправимся в гости, как уже делали не раз, к новому звуку и букве, которой обозначается этот звук. - А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!» (хором) | Готовятся к уроку. (Да!) (Да!) (Нет!) (Да!) (Да!) Ответы детей. | Умение настроить себя на работу. |
2. Актуализация знаний. | - Но прежде, чем познакомиться с новым звуком, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о нашей речи, так как это нам пригодится в работе. Итак, тема игры «Речь, предложение, слово, звуки».
- Итак, ребята, вы сказали, что предложение состоит из слов. А из чего состоят слова? - А как вы определяете, сколько слогов в слове? Например, в слове «малина» - Ребята, а как вы думаете, какой способ удобнее? - А чем обозначаются звуки? | (Когда люди общаются друг с другом) (Мысли, чувства). (Устная и письменная). (Из предложений) (Ответы участников) (Слова состоят из слогов) ( - Я определяю так: ставлю ладошку к бородке и произношу слово. Сколько раз бородка ударит ладошку – столько и слогов. - А я не так делаю. Я знаю правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове «малина» три гласных: а, и, а. Значит, три слога). | Коммуникативные:высказывание своего мнения. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; |
3. Целеполагание. | Откройте учебник и посмотрите на стр 35 -Постарайтесь определить тему урока, которая задана в верхнем левом углу. - Какую цель поставим перед собой? -Итак, мы изучим новый звук; узнаем, с помощью какой буквы будем его обозначать; постараемся запомнить эту букву. Такова цель сегодняшнего занятия. | (Новый звук: согласный, звонкий, мягкий.) | Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков. Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; |
4. Изучение нового материала. | - Какой предмет изображен на первом рисунке? -Кто живет в улье? -Произнесите слово «улей». -Назови последний звук. -Посмотрите на рисунок справа, как одним словом назвать много пчёл? -Произнесем это слово.
-Произнесите несколько раз звук [й]. -При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба. -Произнесите звук [й] ещё раз. -Определите, как проходит воздух при его произнесении? -Значит, какой это звук: гласный или согласный? Почему?
-Как произносится этот звук: твёрдо или мягко? Какой он? -ВНИМАНИЕ! Звук [й'] всегда мягкий. - Дайте характеристику звука Вывод: Звук [Й’ ] - согласный, звонкий, всегда мягкий. -Кто знает, как называется буква, с помощью которой обозначим звук [й']? - На какую букву она похожа? - Легко ли превратить -й- в -и? Как? -Как вы думаете, можно ли обойтись без шапочки у буквы й краткое? - Посмотрите на экран. ЗАЙКА- ЗАИКА Прочитайте слово «зайка», а если мы забудем написать шапочку, то что получиться? «заика»» ВЫВОД: Если вместо й поставить и, то изменится смысл слова, т.е. его значение. Букву Й, зовут «И кратким» «Й» как «И» в тетрадке. Чтобы Й не путать с И Сверху галочку пиши.
- На схеме он будет обозначаться квадратом с запятой и точкой внутри. В транскрипции обозначим с помощью квадратных скобок [ Й]. В текстах -печатной буквой «Й». Итак: Буква «Й» обозначает один согласный звук мягкий, звонкий.
Какое слово записано в схеме?
(Палец на верхней строке)
-Кто знает, как называется раковина, в которой моют посуду? -Какое слово записано в нижней схеме?
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: Огородник тот С длинным носом живёт Как поклонится, Так дождь пойдёт
| (улей) (Пчелы) (рой) (Воздух встречает препятствие) (Согласный) (Когда произносится …) (Звонкий) (Мягкий) (Согласный, звонкий, мягкий) На букву «и» (Согласный, звонкий, мягкий) (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.) (Ответы детей). (мой) ( В слове «МОЙ»: 3 буквы, 3 звука, 1 слог, т. к. 1 гласная.) (Согласный, всегда мягкий и звонкий) (мойка) (мойка) ( В слове «МОЙКА»: 5 букв, 5 звуков, 2 слога, т. к. 2 гласные.) (Согласный, всегда мягкий и звонкий) (Лейка) (2 слога, т. к.2 гласные.) (Согласный, всегда мягкий и звонкий) | Регулятивное: умение сравнивать с образцом. |
5. Физминутка. | Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. Поглядело солнце вправо, А потом налево. Лучи свои расправило И нас теплом согрело. | Выполняют упражнения. | |
6. Закрепление материала. |
МАЙ-РАЙ.
| (Печальный) (Веселый) (вид, мальчик, пора, настроение) (Марине) (Лара) (Рана) Ой-ой! | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | - Какой звук изучали на уроке? -Дайте ему характеристику. -С помощью какой буквы будем обозначать этот звук? Буква Й довольна вашей работой. А вы? - Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной. - Похлопайте в ладоши те, кому было легко. Понравилось вам в гостях у буквы Й? Вы сегодня хорошо поработали. Закончите предложения.. Занятие окончено. Спасибо за урок! Мне очень понравилось, как вы работали! До свидания! | Оценивают свою работу. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: рефлексия; смыслообразование |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мир освещается солнцем, а человек знанием»
«Речь, предложение, слово, звуки» Когда возникает речь? Что передают люди с помощью речи? Какая бывает речь? Из чего состоит наша речь? Что вы знаете о предложении?
ВНИМАНИЕ! Звук [ й '] всегда мягкий.
ЗАЙКА ЗАИКА
Я смог.. Я запомнил.. Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...