Конспект урока по русскому языку "Строчная и заглавная буква Ш, ш"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.
В период обучения письму решаются следующие задачи.
Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.
Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.
Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв.
Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине.
Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.
Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания.
- Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sirotina_-_strochnaya_i_zaglavnaya_bukva_sh_sh.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Урок подготовила: Сиротина Екатерина Андреевна, учитель начальных классов.
Тема урока: Строчная и заглавная буква Ш, ш.
УМК: «Школа России». Учебник «Азбука» ч.2, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина (стр.17-18). Прописи ч.4, В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова (стр.3-4).
Цель урока: научить писать строчную и заглавную букву ш, Ш.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- Принимать учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- Обводить бордюрные рисунки безотрывно;
- Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом;
- Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма;
- Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
-Правильно называть буквы русского алфавита;
-Различать слово и предложение, слово и слог;
-Писать предложения под диктовку;
-Применять изученные правила правописания: написание и после шипящей согласной ш; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные в корне слова; знаки препинания в конце предложения.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Определять цель выполнения заданий на уроке;
- Определять план выполнения заданий под руководством учителя;
- Организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- Умение контролировать свою деятельность.
Познавательные:
- Находить нужную информацию;
- Освоение элементов письменных букв;
- Усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.
- Отвечать на вопросы учителя;
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
- Слушать и понимать речь других.
Личностные:
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
-Формирование первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми.
Оборудование: прописи, рабочие тетради, учебники, маркерная доска.
Этап урока | Деятельность и вопросы учителя | Деятельность и ответы учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята! -Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением. Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Учащиеся встают и приветствуют учителя. Учащиеся позитивно настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний | -Ребята, отгадайте загадку. -Эта буква так шалит, Так шуршит и так шумит! Ну до чего же хороша! -Эта буква – буква … -Вам уже знакома эта буква. Расскажите, что вы про неё знаете? -Читать слова с буквой ш вы уже научились. А что вы не умеете делать с этой буквой? | Учащиеся хором: -Ша! -Буква ш согласная! Обозначает звук [ш]. Звук [ш] глухой, всегда твёрдый. После буквы ш не пишется буквы ы. -Мы не умеем писать букву ш, |
3.Постановка целей и определение темы урока | -Вы уже догадались о целях нашего урока? | -Да, научиться писать строчную и заглавную букву Ш,ш. Слоги и слова с ней. |
4. Работа по теме урока | На доске прописью заглавная и строчная буква Ш, ш. -Ребята, из скольких элементов состоит буква? -А на какую букву похожа буква ш? -Верно, а так как мы уже умеем писать букву и, нам будет легко научиться писать букву ш. -Давайте попробуем проговорить, как мы будем писать строчную букву ш. -А теперь давайте пропишем в воздухе. Учитель встаёт к учащимся спиной и в воздухе под счёт «И раз, и два, и три» пишет строчную букву ш. -Откройте прописи на странице 3 и давайте вспомним, как правильно мы должны сидеть, когда пишем в тетрадях. Спина прямая, голова чуть наклонена, локти лежат на столе, тетрадь лежит с наклоном, ручка смотрит в плечо, рука придерживает тетрадь внизу. Посмотрите на своего соседа и проверьте, правильно ли он сидит. -Обведите элементы строчной буквы ш, а затем пропишите целую строку с новой буквой. -Теперь посмотрите и выберите букву, которая получилась у вас лучше всего. Поставьте над ней точку зелёным карандашом и старайтесь до конца урока писать букву именно так. -Давайте параллельно откроем тетради в косую линейку. От предыдущей работы отступаем две строчки. Если у вас новая страница, то пишем, начиная с первой строки. Внимательно списываем с доски «26 ноября.» и на следующей строчке «Классная работа.». -Давайте прочитаем слоги, которые записаны у нас в прописях. -Пропишите их. -А теперь подумайте и запишите в тетрадях в косую линейку на следующей строчке ещё два слога с буквой ш. Задание из учебника на стр.18. -Ребята, как называются плоды рябины? -А плоды сосны? -Подумайте и скажите, у какого дерева плоды тоже шишки? -Давайте запишем названия этих плодов в тетради. Один ученик для записи вызывается к доске. -Давайте найдём и подчеркнём орфограммы в этих словах. | -Из трёх элементов. -Буква ш похожа на две соединенные буквы и. Один ученик с помощью учителя проговаривает написание буквы ш, остальные ученики пальчиком обводят букву в прописях: -Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём верх, снова вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки. Учащиеся повторяют за учителем. Учащиеся слушают учителя, исправляются, затем проверяют друг друга. Учащиеся обводят элементы буквы ш, затем прописывают целую стоку с изучаемой буквой. Учащиеся выбирают наиболее удавшуюся, по их мнению, букву и ставят над ней точку зелёного цвета. Учащиеся записывают в тетрадях в косую линейку «26 ноября. Классная работа». -Ша, ше, ши. Учащиеся прописывают слоги. Учащиеся записывают два слога в рабочие тетради. Должны записать слоги шо, шу. -Ягоды. -Шишки. -У сосны, лиственницы. Один учащийся записывает на доске, остальные в тетрадях. -Ягода - словарное слово, пишется через о. -В слове шишки подчеркнём букву и, так как ши надо всегда писать с буквой и. |
5. Физкультминутка | Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны, Кар-кар-кар. Целый день они летали, Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар. Только к ночи умолкают, Вместе с нами засыпают, Ш-ш-ш-ш. | Прыжки на одной ноге, на другой ноге. Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе. Бег на месте со взмахами рук в стороны. Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе. Ходьба на месте. Присед с выдохом. |
6. Продолжение работы по теме урока | -Теперь научимся писать заглавную букву Ш. Чем она отличается от строчной? -А на какую букву похоже начало заглавной буквы Ш? -Давайте попробуем проговорить, как будем писать заглавную букву Ш. -А теперь давайте пропишем в воздухе. Учитель встаёт к учащимся спиной и в воздухе под счёт «И раз, и два, и три» пишет заглавную букву Ш. -Обведите элементы заглавной буквы Ш в прописях, а затем пропишите целую строку с этой буквой. -Над самой удачной буквой поставьте точку зеленым карандашом. -Давайте прочитаем слоги, которые записаны у нас в прописях. -Пропишите их. -А теперь подумайте и запишите в тетрадях в косую линейку на следующей строчке ещё два слога с заглавной буквой Ш. Задание из учебника на стр.17. -Посмотрите на иллюстрацию, расскажите, что вы на ней видите. -Нам надо придумать этим мальчикам такие имена, чтобы в них обязательно была буква ш. -Как мы запишем с вами предложение «Шура, Миша и Гоша пошли в лес»?. -Что мы должны помнить, когда пишем имена? Запись предложения под диктовку, затем сверка с записью на доске. -Прочитайте в прописях пословицу внизу страницы. -Объясните эту пословицу. | -Тем, что она больше и ее надо начинать писать с крючка. -На вытянутую строчную букву г. Один ученик с помощью учителя проговаривает написание буквы Ш, остальные пальчиком обводят букву в прописях: -Начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки . Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. Учащиеся повторяют за учителем. Учащиеся обводят элементы заглавной буквы Ш и прописывают целую строку с изучаемой буквой. Учащиеся выбирают наиболее удачную букву и ставят над ней точку зелёного цвета. -Ша, Шу, Ши. Учащиеся прописывают слоги. Учащиеся записывают два слога в рабочие тетради. Должны записать слоги Шо, Ше. -Три мальчика в лесу собирают листья и шишки. -Шура, Миша, Гоша. -С большой буквы, в конце предложения поставим точку. -Имена пишутся с большой буквы. Учащиеся под диктовку записывают предложение и сверяют с записью на доске. -Шутке - минутка, а делу - час. -Большую часть времени надо уделять важным вещам, а не развлечениям. А когда ты сделал какое-то дело, ты уже можешь и отдохнуть. |
7.Подведение итогов урока | -Ребята, мы выполнили цель урока? -Чему мы с вами научились? -Какое правило нам надо запомнить про букву ш? -Оцените свою работу на уроке смайликом в тетради на полях. Если вы считаете, что у вас всё получилось, - нарисуйте весёлый смайлик. Если вы считаете, что вы могли бы лучше поработать сегодня, - нарисуйте спокойный смайлик. А если вы думаете, что у вас сегодня получилось работать не очень хорошо, - нарисуйте грустный смайлик. -Спасибо за урок! | -Да. -Научились писать строчную и заглавную букву ш, Ш. Слоги и слова с ней. -После ш надо писать букву и. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. |
Оформление тетради ученика
26 ноября.
Классная работа.
шо шу
Ягоды, шишки.
Шо Ше
Шура, Миша и Гоша пошли в лес.
Использованные источники
1. Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка. – URL:https://infourok.ru/motivaciya-uchebnoy-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazika-2707525.html
2. Федотова В.А. Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка. – URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2010/07/11/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yazyka
3. Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Школа России. – URL:https://infourok.ru/rabochaya-programma-russkiy-yazik-klass-shkola-rossii-1724758.html
4. Баранцева О.И. Стихи про букву Ш. – URL:https://proshkolu.ru/user/777Olga/file/2651446/
5. Шутова Г. Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Как провести урок открытия нового знания? Советы учителя. – URL:https://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"
Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...
конспект урока письма "Написание строчной и заглавной буквы и, И" (1 класс, УМК "Школа России", пропись Горецкий В.Г., Федосова Н.А., 1 часть)
Написание строчной и заглавной буквы и, И...
Конспект урока в 1 классе Письмо заглавной буквы Ж
Писмо заглавной буквы Ж...
Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы э"(1 КЛАСС)
Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы э"(1 КЛАСС)...
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Тема: «Прописная заглавная буква Б»
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУТема: «Прописная заглавная буква Б»...
Конспект урока по русскому языку «Письмо заглавной буквы Р»
Цели урока: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р, р, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомераПланируемые результаты (предметные)...
Конспект урока обучения письму + презентация "Письмо заглавной буквы К, соединения и слоги" ( УМК "Система Эльконина-Давыдова", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений писать заглавную букву К и соединять с другими буквами.Планируемые результатыПредметные:знать, из каких элементов состоит заглавная буква К;знать п...