Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 класса по програмее "Начальная школа 21века" по теме "Непроизносимые согласные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 130.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме
«Непроизносимые согласные в корне слова»
Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с определением орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
- формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова
Развивающие:
- развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности
- развитие речи детей и обогащение их словарного запаса
Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
- учить аккуратности
Тип урока: открытие нового знания.
УУД:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать тему и цель на уроке
- проговаривать последовательность действий на уроке
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний
- отличать новое от уже изученного
- добывать новые знания
- находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
Ход урока
- Организационный этап.
- Приветствую всех на уроке русского языка. Ребята, чтобы все у нас сегодня получилось, какие качества нам пригодятся?(дружба, взаимопомощь, внимательность)
- Доложите о готовности каждого ряда. ( 1 ряд готов, 2 готов, 3 готов)
- Желаю всем удачи.
- Запишите 30 ноября
Классная работа
- Чистописание.
- Начнем урок с минутки чистописания. Для этого немного разогреем руки. Возьмите карандаш и зажмите между ладонями.
Заводи мотор скорей и ладони разогрей.
Все быстрей, быстрей, быстрей – сил, приятель не жалей!
Ход немного замедляем, видно к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише - и мотор уже не слышен.
-Как рычит мотор в машине? (ррр)
- Именно эту букву мы и будем писать в минутке чистописания. Пропишите, сохраняя закономерность.
Рр рр Рр рр
- Прочтите слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные)
радость радостный радоваться
- Докажите, что слова однокоренные.(один корень и смысл)
- Вспомним, к каким частям речи относятся данные слова. (сущ, прил, гл)
- Спишите слова, выделите корень. Какие еще части слова мы можем выделить в 1 слове?
- Выделим окончание в слове радость – нет радости –и. Что такое -ость? (суффикс)
- Обозначим буквы, которые могут обозначать звонкий согласный звук. (р, д, н, й, в)
- Словарная работа
- Посмотрите на доску. Что здесь изображено. (школа)
- Узнаете эту школу? (это наша, 18 школа им.А.С.Сергеева»
- Кто с радостью идет в школу? Почему?
- Как связана наша школа и словарные слова? - - Какое задание вы будете выполнять, предположите?
- Запишите словарные слова на тему «Школа».
(Учитель, ребята, класс, ученик, товарищ, тетрадь, береза, карандаш) 8 слов
- Проверяем, кто сколько слов записал.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу, исправьте ошибки, если они есть. (на слайде)
- Кто написал все слова?
- Кто написал без ошибок, поставьте +.
- Молодцы.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Назовите, с какими орфограммами мы уже познакомились? (парн согл и безуд гласн в корне слова)
- Запишите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова. (1 человек у доски)
Из-за тучи выглянуло яркое … .
Мамино … самое доброе на свете.
- Кому трудно подобрать слова, вам помогут картинки.
(солнце, сердце)
- Как написали слова , прочтите по слогам?
-Почему написали по – разному? Как вы думаете?
-Кто не написал согласную? Почему не написал?
- А кто написал согласную? Почему написал?
-Ребята, а кто же прав?
- Посмотрите на доску. СОЛНЦЕ СЕРДЦЕ – вот как правильно написать. Исправьте ошибки, у кого они были.
- Как можно назвать такие согласные, которые не слышатся, но пишутся?
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
- Молодцы! Много интересных названий придумали.
- А называются такие согласные – непроизносимые. Так какая тема нашего урока? (НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ)
- Вернитесь к минутке чистописания.
- А может быть вы теперь сможете найти слово, в котором тоже есть непроизносимая согласная? (радостный)
- Итак , ребята, делаем небольшой вывод, непроизносимая согласная – это новая орфограмма.
Физкультминутка (попеременно поднимаем руки опускаем)
- Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте поработаем с этой орфограммой.
Приглашаю помощников к доске. Остальные в тетрадях.
- Запишем транскрипцию слов: солнце, сердце
Солнце – сонцэ , 6б, 5 зв.
Сердце – с,эрцэ, 6б, 5 зв.
- Почему букв больше, чем звуков?
- Определим количество букв и звуков.
- Почему звуков меньше, чем букв?(некоторые звуки не произносим)
- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?(корень)
- Придумайте однокоренные слова. Солнышко Сердечный .
- Четко ли мы слышим теперь непроизносимые согласные? (да)
- Давайте сделаем вывод: чтобы верно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать какое проверочное слово? (чтобы её стало отчётливо слышно)
- Какие буквы нам помогли услышать непроизносимую согласную – подчеркнем их? (гласные и буква Н)
- На какое правило похож способ проверки? (на парную согласную в корне слова)
- Обратимся к учебнику, стр.116 и прочитаем правило.
- Какие буквосочетания опасны ? стн и здн
- Первичное закрепление.
а) работа в парах
- Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточка .
Прочитайте столбики слов. Найдите столбик, где записаны слова с непроизносимыми согласными. Докажите.
травка звездный трава
грядка известный зелёная
дождь опасный звезда
- В каком столбике записаны слова с непроизносимой согласной. ( 2 столбик)
- Какая орфограмма объединяет слова 1 столбика? (парная согласная в корне слова)
- Третьего?(безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
- Какое слово можно назвать лишним во втором столбике? Почему?
Давайте запишем слова 2 столбика и подберем к ним проверочные.
Звезда - звездный
Известие – известный
Опасен – опасность
- Выделим орфограмму.
- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать непроизносимые согласные. Какие этапы работы вы предлагаете?
1.Произносим слово
2.Находим опасное место
3.Подбираем слово, в котором этот звук слышится четко
4.Правильно записываем слово с непроизносимым согласным.
б) самостоятельная работа по учебнику.
- Для закрепления выполним упражнение №3 стр.115.
- Читаем задание. Спишите пары слов, подчеркните букву, обозначающую звук, который не произносится.
- Проверяем. Какую букву вы подчеркнули?
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Дома вы выполните упражнение №…. Из тетради «Пиши грамотно»
- Рефлексия
- А теперь вы попробуете собрать памятку, которая пригодится в дальнейшем на уроках русского языка. Для этого соедините название орфограммы и правило ее написания. 2 человека у доски.
- Проверяем, как вы справились с заданием.
Парная согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным. |
Непроизносимая согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный |
- Давайте вернёмся к теме урока? Назовите тему.
- Каким было наше общение на уроке? Выберите только те слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока: радостный, честный, грустный, прекрасный, прелестный, опасный, чудесный, счастливый.
- Продолжите предложения, выбрав фразеологизм, который больше подходит для вашей работы на уроке:
Сегодня я
Шевелил мозгами
Слушал краем уха
Хлопал ушами
Считал ворон
Работал не покладая рук
Свернул горы
Палец о палец не ударил
Трудился в поте лица
- Урок окончен. Всем спасибо.
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
травка грядка дождь | звездный известный опасный | земля зелёная звезда |
Парная согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным. |
Непроизносимая согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный |
Парная согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным. |
Непроизносимая согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный |
Парная согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным. |
Непроизносимая согласная в корне слова | Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....