конспект урока
план-конспект урока по русскому языку

Борзенкова Любовь Анатольевна

Русский язык 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Класс: 3

1. МОТИВАЦИЯ:

- Посмотрите на картинки (заяц, учительница, лопата, ромашка, снег, парад)

- Назовите словом, то, что вы видите на картинках. (Дети называют словом, я переворачиваю картинку и на обратной стороне – записано слово.)

- К какой части речи относятся эти слова? (К именам существительным)

- Как вы это определили? (эти слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? ) (на кластере открываю ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

- Какие предметы в широком смысле слова обозначает имя существительное?

(В КЛАСТЕРЕ: конкретные предметы, люди, животные, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)

- На какой вопрос отвечают имена существительные, которые обозначают людей и животных? (Кто?)

- На какой вопрос отвечают имена существительные, которые не обозначают людей и животных? (Что?)

- Как называются имена существительные, которые обозначают людей и животных?(В КЛАСТЕРЕ: одушевленные)

- Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных, а обозначают  конкретные предметы, растения, явления природы, свойства, и т.д. (В КЛАСТЕРЕ: неодушевленные)

- Я правильно вас поняла, что вы уже знаете, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто или что? (да)

- Что имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются  одушевленными? (да)

-А  имена существительные, которые отвечают на вопрос что?  называются неодушевленными? (да)

Замечательно! Молодцы!

2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Сформулируйте тему урока (Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Одуш. или неодуш. +

ЕСЛИ ТЕМА НАЗВАНА НЕ правильно

Имена существительные

Как вы думайте, а о каких именах сущ. мы будем говорить?

Как вы думайте, может мы будем говорить об именах сущ. одуш. или неодуш.?

- А какая цель нашего урока, если я правильно вас  поняла,  вы уже знаете, что те им существительные,  которые обозначают людей и животных называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а те имена существительные,  которые не обозначают людей и животных - отвечают на вопрос что?  

(ПРОИЗНОСЯТ ЦЕЛЬ (если не скажут помогаю я): мы что то не знаем, т.к многие карточки не перевернуты

-(ЦЕЛЬ )наверно,  мы будем сегодня отрабатывать умения определять какие имена существительные называются одушевленными, а какие называются неодушевленными?)

3. УПРАЖНЕНИЯ

1) В начале урока вы называли предметы, которые были изображены на картинках и сказали, что эти слова  -  имена существительные. Такие же слова есть у вас на столе в конверте под № 1.

- Те, кто сидит на 1 варианте – возьмите себе карточки, на которых записаны одушевленные  имена существительные.

- Те, кто сидит на 2 варианте – возьмите себе карточки, на которых записаны неодушевленные имена существительные.

 (заяц, учительница)          (лопата, ромашка, снег, парад)

У доски ….

- Прежде чем вы приступите к выполнению задания расскажите, как вы будете его выполнять? (1. Прочитаю слово.  2. Определю группу предметов, к которой  оно относится.  3. Задам вопрос.  4. И если оно относиться к группе людей и животных и отвечает на вопрос кто? значит  это имя существительное  называется одушевленным,  и если не относиться к группе людей и животных и отвечает на вопрос что? значит это имя существительное называется неодушевленное)

На выполнение этого упражнения 1 минута. (песочные часы)

(ПАРА к доске: ты размещаешь в кластере под одушевленным, ты под неодушевленным)  ДОКАЗАТЬ

заяц, учительница                              лопата, ромашка, снег, парад

- Сравните, как выполнили ребята  задание у доски, а как выполнили вы.

- Кто считает, что ребята выполнили задание правильно?

- Кто считает, что ребята выполнили задание неправильно? Почему?

- Значит, вы все уже умеете и знаете!!! Молодцы!!

-  Теперь я вам предлагаю следующее задание!

 Перед вами рабочий лист. Упражнение № 1.–

Задание: Распределите с помощью стрелочек  имена существительные на две группы: одушевленные  и неодушевленные  имена существительные.

- Кто хотел бы выполнить это задание у доски?

На выполнение этого упражнения 1 минута. (песочные часы)

одушевленные

имена существительные

неодушевленные

царь

око

уста

кольчуга

купец

студенЕц – колодец со студеной водой

Время закончилось……

- У кого-нибудь возникли ли трудности при выполнении задания?  

- При определении каких слов?

- в каком месте? (К КЛАСТЕРУ): 1. Ты смог прочитать это слово? 2. Ты смог определить  группу предметов, к которым  относится это слово? Почему?

(я правильно тебя поняла, ты не смог определить лексическое значение  слова)

- Ребята, кто-нибудь знает лексическое значение слова?

- Теперь зная лексическое  значение слова ты можешь определить одушевленное или неодушевленное имя существительное?

(КОГДА ДОШЛИ ДО СЛОВА: СТУДЕНЬ ): 1. Ты смог прочитать это слово, 2. Ты смог определить  группу предметов, к которой относится это слово? Почему? (я правильно тебя поняла, ты не смог определить лексическое значение слова)

- Ребята , кто-нибудь знает лексическое значение слова? (нет)

-Возникла проблема!! Что делать?

- Как вы думайте, как можно справиться с этой проблемой? (Посмотреть значение слов в словарях, в Интернете)

- Мы будем работать со словарем.

- Какой словарь нам нужен? (толковый)

- Обратимся к толковому словарю  Даля Владимира Ивановича. (закладка в словаре, учитель читает значение слова)

- Зная лексическое значение слова, можете работать дальше? (да)

- ПРОВЕРЯЕМ:

- Сравните, как выполнил ученик  задание у доски,  а как выполнили вы?

-Кто считает, что ученик выполнили задание правильно?

-Кто считает, что ребята выполнили задание  неправильно? Почему?

- В каком месте при выполнении задании вы испытали трудности?

- Как  вы думайте, почему испытали трудности при определении лексического значения слова? (первый раз слышим эти слова )

- Я, кажется, знаю, почему вы не смогли определить лексическое значение слова! Потому что эти слова не употребляются в  современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни, другие слова заменены новыми.

- Для чего нам важно было знать лексическое значение слова (потому что для того, чтобы правильно определить к какой группе относится имя существительное)

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА «Пингвин»

- Я буду называть предметы,

если имя существительное одушевлённое – поднимитесь на носочках вверх, если неодушевлённое – встаньте на пяточки.

ВЬЮГА, ПТИЦА, МЕТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК, ДОЖДЬ, ДЕВОЧКА

если имя существительное одушевлённое – поднимите руки вверх, если неодушевлённое – поставьте руки на пояс.

ЯБЕДА, СНЕГОПАД, ЛЫЖНИК, КАЛЕНДАРЬ, ШОФЁР, ДОМ

Продолжаем исследовать!!!

-  Перед вами набор № 3.  

Ученикам 3 класса были даны предложения. В этих предложениях были выделены имена  существительные.  Задание: определите  одушевленные и неодушевленные имена существительные. Посмотрите на результат. Маша выполнила эту работу так (ПОКАЗ), а Андрей – так (ПОКАЗ). И учительница поставила им «5».

Маша

Андрей

одушевленные

неодушевленные

лисички

лисички

«5»

«5»

В каком случае  это могло произойти? (наверное,  у Маши в предложении  речь шла о лисичках  –  животных, а у Андрея речь шла о лисичках – грибах)

(- Я правильно вас поняла, что у Маши в предложении  речь шла о лисичках  –  животных, а у Андрея речь шла о лисичках – грибах)

-( Что ученики  прочитали эти имена существительные в предложениях)

- Давайте предположим, какие предложения могли быть у ребят? (На поляне бегали лисички. В лесу под деревом росли лисички.)

- Что помогло вам  ответить на мой вопрос? (я знаю, что слово лисички имеют несколько лексических значений: лисички-животные, лисички- грибы)

- Как называются такие слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные имена существительные)  

- Я правильно вас поняла что, для того, чтобы определить к какой группе предметов  относится многозначное имя существительное,  нужно выбрать  правильное  лексическое  значение слова?

- Как выбрать правильное лексическое  значение слова, что нам может помочь? (рисунок или предложение,  которое раскроет лексическое  значение этого слова)

Молодцы! Вы справились и с этим испытанием!

- На рабочем листе вы видите задание № 2:

- В этом задании записаны слова. Прочитайте.

Север,  душегрейка, собака, норка,  юла, длань, товарищ, ямщик, норка, слабый, волчица.

- Над словами подпишите: одушевленное или неодушевленное имя существительное (НА ДОСКЕ записать как оформить: одуш, неодуш.). На выполнение этого задания вам отводится три минуты.

- Я подготовила дополнительную информацию, которая вам может понадобиться в ходе выполнения задания.  У вас на партах лежит эта информация на … листе.

(Душегрейка – женская тёплая кофта без рукавов.  

Ямщик – кучер на ямских лошадях.

Длань – рука.

1. Норка – небольшая уютная нора.

 2. Норка – зверек.)

- Кто увидел «ловушку»?

- Какую «ловушку» вы увидели? (в этом задание есть лишнее слово «слабый» - это имя прилагательное).

- Вы смогли определить признак одушевленности или неодушевленности этого слова? (нет)

-Значит какой вывод можно сделать? (Чтобы определить одушевленное или неодушевленное слово обязательно нужно вспомнить, что этот признак определяется только у имён существительных)

- я правильно вас поняла, что вы увидели -  это задание на внимание. (да)

- Для выполнения  этого задания можно ли использовать модель, которую вы составили?  (да)  (но только для имен существительных)(КЛАСТЕР на доске)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

- Кто понял, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Вы поняли,  как пользоваться моделью по определению одушевленности и неодушевленности имени существительных?

- Как вы думайте,  эта модель поможет самостоятельно определить какое имя существительное – одушевленное, а какое – неодушевленное?

- Кому было трудно работать?

- Можно ли расширить группы предметов в этой модели?

- У вас на партах лежит эта модель.

- В память о нашем уроке я хочу подарить вам модель с алгоритмом по определению  одушевленности и неодушевленности имён существительных. Вы можете забрать домой и пользоваться ею.

САМООЦЕНИВАНИЕ

- А теперь оцените вашу деятельность на уроке. Насколько вы были активны. Кто получил удовольствие от работы?

- У вас в рабочем листе есть изображения смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Получили ли вы что-то новое?

Рабочий лист

учени________ класса ____________________________________________

Задание № 1: Распределите с помощью стрелочек  имена существительные на две группы: одушевленные  и неодушевленные  имена существительные.

На выполнение этого задания - 1 минута.

одушевленные

имена существительные

неодушевленные

царь

око

уста

кольчуга

купец

студенец

Задание № 2.  Прочитайте слова.  Над словами подпишите: одушевленное или неодушевленное имя существительное.

(Сокращенное обозначение: одуш., неодуш.)

На выполнение этого задания – 3 минуты.  

Норка, север,  душегрейка, собака, норка,  ямщик.

C:\Users\NOSH2-Useri3-4\Desktop\hello_html_69be65ac.jpg

    Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей и животных: (кто?) петух, ученик.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

      Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

_______________________________________________________________

Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей и животных: (кто?) петух, ученик.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

      Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

_______________________________________________________________-

Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей и животных: (кто?) петух, ученик.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

      Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

_______________________________________________________________

Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей и животных: (кто?) петух, ученик.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

      Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

___________________________________________________________

Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей и животных: (кто?) петух, ученик.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

      Вопрос что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Дополнительная информация:

- царь – единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул;

- око - то же, что глаз;

- уста - рот, губы;

- кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец;

- купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия;

- студенец – колодец со студеной водой;

- душегрейка – женская тёплая кофта без рукавов.  

1. лисички – дикие животные;

2. лисички - съедобные пластинчатые грибы жёлтого цвета.

1. норка – небольшая уютная нора.

 2. норка – зверек.

__________________________________________________________

Дополнительная информация:

- царь – единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул;

- око - то же, что глаз;

- уста - рот, губы;

- кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец;

- купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия;

- студенец – колодец со студеной водой;

- душегрейка – женская тёплая кофта без рукавов.  

1. лисички – дикие животные;

2. лисички - съедобные пластинчатые грибы жёлтого цвета.

1. норка – небольшая уютная нора.

 2. норка – зверек.

__________________________________________________________

Дополнительная информация:

- Душегрейка – женская тёплая кофта без рукавов.  

- Ямщик – кучер на ямских лошадях.

- Длань – рука.

1. Норка – небольшая уютная нора.

 2. Норка – зверек.

__________________________________________________________

Имя существительное

царь

око

уста

кольчуга

купец

студенец

Маша

Андрей

одушевлен-ные

неодушевленные

лисички

лисички

«5»

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...