Конспект урока по русскому языку «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.
Ход урока
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок!
Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что мы используем для общения? (речь) Какая она бывает? (устная и письменная). Из чего состоит речь? Из предложений. А предложения? (из слов). А слова в свою очередь из звуков. Все что мы слышим это звуки. На какие две группы они делятся? Не помните, давайте я вам подскажу. Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных. Голос зовёт. Звук получается … (гласный). А как называются звуки, которые не тянутся, не поют, произносятся с препятствием? (Согласные) Язык поднимается вверх к небу и образует преграду. Рот не открыт, а больше закрыт. Согласные звуки в речи всегда идут рядом с гласными, поэтому их так и называют согласные. Я сейчас раздам вам карточки, а вы по очереди выйдите к доске и расскажите, где согласные, а где гласные звуки. Кто правильно назовет получит круг, а в конце урока мы с вами посмотрим, у кого их будет больше. Молодцы ребята.
Скажите, где мы с вами сейчас находимся? (в школе, на уроке, в классе).Ребята, а зачем вы ходите в школу? (Чтобы получать знания, научится писать, считать, читать, клеить и так далее). А какие вы знаете пословицы про занятия и учебу? (Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.) «Учиться всегда пригодится». «Ученье свет – а не ученье тьма». «Век живи – век учись». Дети. А век это сколько лет? Кто знает? 100. Сколько живет, столько и учится человек. В настоящее время стремительно меняется наука и техника. Чтобы не отстать в своем развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания. Какая книга нам помогает сегодня на уроке? Азбука. Откройте её на страницах 16-17. Что мы видим на иллюстрации? Какую сказку ? (Волк и семеро козлят). Мы видим беспорядок в комнате. Скамья перевернута, кошка – копилка разбилась. Упал кувшин с молоком, молоко вылилось на пол. Вошла коза. Принесла молоко. Пришел волк и съел козлят. Коза открыла дверь. Из шкафа вышел козленок. Картина на стене висит криво. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Кто поглядывает в окно? (Волк). Всех ли козлят съел волк? (Нет).
Как закончилась сказка ? (Хорошо).
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. (2 раза).
Что мы видим внизу на странице 16? Первое слово это ваза.
Как произносим по одному звуку или сразу? (По одному)
Произнесите это слово по одному звуку ( В – А – З – А) . Мы так говорим? (Нет). А может быть мы говорим все звуки сразу? Попробуйте сказать всё слово сразу, но рот откройте один раз. Мы видим, что открыв рот один раз всё слово сказать нельзя. А что же вы сказали открыв рот один раз? (ВА). Это целое слово или часть? (Часть). А что надо ещё добавить, чтобы получилась ВАЗА? (Ещё 2 часть – ЗА). Как же мы говорим слово ВАЗА, все слово сразу или по частям? ( по частям).
Скажем слово ваза по частям (ВА-ЗА). Сколько частей в слове? 2. Какая первая? (ВА) Вторая? (ЗА).
Можно ли назвать часть ВА словом? (нет). А звуком (нет, 2 звука). Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называются такие части, из которых состоят слова? Слоги. Ини состоят из согласного и гласного звуков. В слоге ВА два звука связаны между собой, они слились и произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием. Обозначать слияние гласного и согласного мы будем не двумя клеточками, а так: гласный красный или розовый.
Второе наше слово кот. Сколько звуков в слове Кот? (3 звука). Произнесите эти звуки ? К О Т .
Сколько слогов в слове кот? (один). Какие звуки образуют слияние? (звук к – согласный и о –гласный). А каким звуком заканчивается слово кот? Т он согласный. Какой вывод мы можем сделать? Слово кот состоит из одного слога, в нём три звука: два первых звука к – согласный и о – гласный образуют слияние ко, третий звук находится вне слияния. Может ли образовать слог один гласный звук? (да)
Физкультминутка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)
Улыбайся и садись. (2 раза)
На странице 17 мы видим внизу предметы? И их семы. Что можно заметить? (что схемы одинаковые) Как можно назвать эти предметы одним словом ? (мебель).
А сейчас 1 класс проверим, справитесь ли вы с заданием. Нужно по очереди составить схемы слов, которые изображены на карточке, а я к каждому подойду и проверю. Одно сделали показываем мне , и делаем следующее слово. Кто правильно сделает получит круг. Наш урок подошел к концу. Подводим итог. Считаем кружки. Ребята, с какой мы темой сегодня познакомились на уроке? Как образуется слог. А теперь оценим наш урок с помощью смайлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
Подготовила: учитель начальных классов
Наместникова Д. И.
2021 год
Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.
Ход урока
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок!
Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что мы используем для общения? (речь) Какая она бывает? (устная и письменная). Из чего состоит речь? Из предложений. А предложения? (из слов). А слова в свою очередь из звуков. Все что мы слышим это звуки. На какие две группы они делятся? Не помните, давайте я вам подскажу. Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных. Голос зовёт. Звук получается … (гласный). А как называются звуки, которые не тянутся, не поют, произносятся с препятствием? (Согласные) Язык поднимается вверх к небу и образует преграду. Рот не открыт, а больше закрыт. Согласные звуки в речи всегда идут рядом с гласными, поэтому их так и называют согласные. Я сейчас раздам вам карточки, а вы по очереди выйдите к доске и расскажите, где согласные, а где гласные звуки. Кто правильно назовет получит круг, а в конце урока мы с вами посмотрим, у кого их будет больше. Молодцы ребята.
Скажите, где мы с вами сейчас находимся? (в школе, на уроке, в классе).Ребята, а зачем вы ходите в школу? (Чтобы получать знания, научится писать, считать, читать, клеить и так далее). А какие вы знаете пословицы про занятия и учебу? (Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.) «Учиться всегда пригодится». «Ученье свет – а не ученье тьма». «Век живи – век учись». Дети. А век это сколько лет? Кто знает? 100. Сколько живет, столько и учится человек. В настоящее время стремительно меняется наука и техника. Чтобы не отстать в своем развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания. Какая книга нам помогает сегодня на уроке? Азбука. Откройте её на страницах 16-17. Что мы видим на иллюстрации? Какую сказку ? (Волк и семеро козлят). Мы видим беспорядок в комнате. Скамья перевернута, кошка – копилка разбилась. Упал кувшин с молоком, молоко вылилось на пол. Вошла коза. Принесла молоко. Пришел волк и съел козлят. Коза открыла дверь. Из шкафа вышел козленок. Картина на стене висит криво. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Кто поглядывает в окно? (Волк). Всех ли козлят съел волк? (Нет).
Как закончилась сказка ? (Хорошо).
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. (2 раза).
Что мы видим внизу на странице 16? Первое слово это ваза.
Как произносим по одному звуку или сразу? (По одному)
Произнесите это слово по одному звуку ( В – А – З – А) . Мы так говорим? (Нет). А может быть мы говорим все звуки сразу? Попробуйте сказать всё слово сразу, но рот откройте один раз. Мы видим, что открыв рот один раз всё слово сказать нельзя. А что же вы сказали открыв рот один раз? (ВА). Это целое слово или часть? (Часть). А что надо ещё добавить, чтобы получилась ВАЗА? (Ещё 2 часть – ЗА). Как же мы говорим слово ВАЗА, все слово сразу или по частям? ( по частям).
Скажем слово ваза по частям (ВА-ЗА). Сколько частей в слове? 2. Какая первая? (ВА) Вторая? (ЗА).
Можно ли назвать часть ВА словом? (нет). А звуком (нет, 2 звука). Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называются такие части, из которых состоят слова? Слоги. Ини состоят из согласного и гласного звуков. В слоге ВА два звука связаны между собой, они слились и произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием. Обозначать слияние гласного и согласного мы будем не двумя клеточками, а так: гласный красный или розовый.
Второе наше слово кот. Сколько звуков в слове Кот? (3 звука). Произнесите эти звуки ? К О Т .
Сколько слогов в слове кот? (один). Какие звуки образуют слияние? (звук к – согласный и о –гласный). А каким звуком заканчивается слово кот? Т он согласный. Какой вывод мы можем сделать? Слово кот состоит из одного слога, в нём три звука: два первых звука к – согласный и о – гласный образуют слияние ко, третий звук находится вне слияния. Может ли образовать слог один гласный звук? (да)
Физкультминутка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)
Улыбайся и садись. (2 раза)
На странице 17 мы видим внизу предметы? И их семы. Что можно заметить? (что схемы одинаковые) Как можно назвать эти предметы одним словом ? (мебель).
А сейчас 1 класс проверим, справитесь ли вы с заданием. Нужно по очереди составить схемы слов, которые изображены на карточке, а я к каждому подойду и проверю. Одно сделали показываем мне , и делаем следующее слово. Кто правильно сделает получит круг. Наш урок подошел к концу. Подводим итог. Считаем кружки. Ребята, с какой мы темой сегодня познакомились на уроке? Как образуется слог. А теперь оценим наш урок с помощью смайлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-249928-1367216917.jpg)
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:- определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175251-1357818814.jpg)
Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»
На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588672-1423416328.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-618860-1456764042.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Живая шляпа"
Конспект урока по русскому языку на тему "Живая шляпа". Развитие речи. УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....