Конспект урока по русскому языку " Живое" письмо ветерану.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Текст. Редактирование текста. « Живое» письмо ветерану.
Тип урока: практическая работа.
Виды деятельности: писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Коллективная работа.
Планируемые результаты:
Предметные: Проводить исследование текста, его редактирование. Обобщать знания о слове. Овладевать нормами речи.
Метапредметные:
Регулятивные: - определять самостоятельно цель деятельности на уроке.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(дополнительная литература, свой личный опыт).
Познавательные:
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, в предложенных учителем словарях.
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно
выводы.
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других.
- вступать в беседу на уроке и в жизни.
Личностные: - осознавать, что правильная и грамотная речь-показатель культуры человека.
- принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать.
Цели урока:
- Познакомиться с письмом, как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности.
- Познакомиться с правилами и вежливыми формами переписки.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям пожилого возраста; чувства сострадания и доброты.
Задачи:
- Ознакомить с основными частями письма, с правилами составления текста письма.
- Научить составлять письмо с учетом особенностей адресата.
- Написать письмо ветеранам ВОВ.
Оборудование:
1.Интерактивная доска.
2. Электронная презентация.
3.Дополнительная литература( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
4.Карточки для групповой деятельности.
5.Шаблоны для разноуровневого домашнего задания.
6.Конверты.
Методические приемы:
1.Проблемная задача.
2.Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.
3.Сочетания индивидуальной и групповой деятельности.
Ход урока.
1.Оргмомент.( 1 мин.)
Настрой учащихся на активную работу на уроке.
- Лучики взяли, к сердцу прижали,
Людям раздали и улыбнулись друг другу.
- Подарим друг другу радость от нашего совместного общения на сегодняшнем уроке.
( Дети приветствуют учителя, друг друга).
2. Постановка задачи.(2 мин.)
- Как вы понимаете,подарим радость общения? Ребята, вы любите общаться? С кем? При помощи чего мы общаемся? (Речь.)Что помогает нам общаться на расстоянии?( Звоним по телефону,пишем смс-сообщения, переписываемся на разных сайтах, шлем телеграммы).
- Итак,незаметно для себя,мы приступили с вами к общению.
- Как вы думаете,есть ли такие люди, которые ограничены в общении по телефону,не имеют навыков работы с интернетом?(Конечно да, это пожилые люди, инвалиды. А также люди,проживающие в отдаленных районах, где нет доступа к интернету и сотовой связи).
- А вы знакомы с такими людьми?
- Я тоже знаю таких людей, это ВВОВ.
- А кто такой ВОВВ? (В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг.Он разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле.Много бойцов не вернулось с фронта живыми. В нашей стране, 9 мая , является государственным праздником. В этот день люди поздравляют участников войны. Возлагают венки к памятникам славы и воинской доблести. В Москве, на Красной площади,проходит парад победы.Еще живы те,кто воивал много лет назад, их называют ветеранами. Они уже очень старенькие,многие из них больны,инвалиды, им трудно даже ходить. С каждым годом ветеранов ВОВ становится все меньше и меньше).
- Как вы думаете,достойны эти люди нашего внимания и уважения к ним? А вы бы хотели доставить им минуты радости общения с вами?
3.Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.(3 мин.)
- Я вам предлагаю на сегоднешнем уроке, в предверии наступающего праздника в нашей стране,поздравить ветерана ВОВ. Он живет далеко от нас.Мы ему сейчас позвоним. Как вы думаете,ему будет приятно услышать наш звонок?
- С чего мы начнем наш разговор с ветераном? (Обязательно поздравим его с наступающим праздником).
Проблемная ситуация.
Ученик набирает номер телефона,но абонент оказывается недоступным.
- Как же поступить в такой ситуации? Не будем поздравлять ветерана?
4. Анализ условий решения задачи? ( 2мин.)
- У кого какие предложения? (Ребята приходят к выводу, что можно написать ему письмо и отправить по почте).
- Конечно же роднее и приятнее порадовать пожилого человека письмом.
- Как часто вам приходилось писать письма на бумаге и отправлять их по почте?_( В основном мы обмениваемся смс-сообщениями и звонками).
- Вы правы, но к сожелению коротким электронным сообщениям не хватает теплоты и душевности.Ведь когда читаешь письмо,словно разговариваешь с человеком. Оно роднее и надежнее.
-Сегодня на уроке мы будем исследовать один маленький,но важный предмет,благодаря которому происходит общение на расстоянии. Благодаря которому становится на душе теплее и радостнее.
- Правильно.Предмет, о котором пойдет речь на уроке- это письмо. Вы узнаете много интересного о письме.
- Сегодня у вас появится такая возможность – написать « живые» писама, написанные вашей рукой.
- Давайте подумаем, как нам распланировать свои действия,успеем ли мы с вами всему научиться на одном уроке? ( Сегодня учимся писать письмо, а на следующем уроке подписывать конверт).
5.Работа в группах по толковому словарю.( 2 мин.)
-Поработайте в группах самостоятельно.Но для этого вспомним « Правила работы в группах».
- Работать дружно,не ссориться,каждый имеет право на ответ.
- Работать тихо,не мешая другим группам.
-Уважительно слушать другие группы,не перебивая отвечающего.
-Давайте узнаем, что такое письмо, адрес и адресант.( каждая группа находит значение одного слова).
-Что вы заметили интересного в этой группе слов? ( Есть родственные слова.)
-Назовите общие грамматические признаки родственных слов. (им.сущ.,м.р,ед.ч)
- Молодцы.
6. Игра « Путешествие письма». .Работа с интерактивной доской ( 2 мин.)
-Соедините стрелками правильность прохождения пути письма до адресата.( Письмо опускают в почтовый ящик.Затем работники почты изымают письмо и сортируют по месту назначения.Дальше письмо может отправиться на машине,самолете,поезде,корабле, на любом виде транспорта. Прибыв в назначенное место,письма сортируют, и почтальоны разносят их по адресам).
7.Минутка чистописания.( 3 мин.)
- А чтобы письмо было приятно и понятно читать, проведем минутку чистописания.
- Назовите согласные звуки в слове письмо.Дайте полную характеристику каждому звуку [П ],[с],[м].
Упражнение для разминки пальцев (Проводят сами дети).
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- Я: вот и вся моя семья.
- Пропишите только те буквы, которые по вашему мнению не очень хорошо получаются при письме. А у доски у нас сегодня поработает каллиграф…(учитель вызывает ученика).
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. ( 1 мин.)
- С каким настроением нужно писать письма?
- Покажите свое настроение на уроке.( дети показывают смайлики настроения).
Работа в группах.( 3 мин.)
- Какие вежливые слова нужно использовать в письме?
-Запишите сначала слова,которыми мы начнем письмо, а затем, которыми заканчим.(На слайде появляются слова)
Здравствуйте,дорогой,привет,уважаемый,родной,милый,любимый,добрый день.
До свидания,до скорой встречи, целую, с уважением, с дружеским приветом, пока.
Физминутка « Почтовый ящик». ( Проводят сами дети.)
На скамейку я встаю, Поднимаются на носочки и тянутся
Еле ящик достаю. за руками вверх.
Открываю ящик « Открывают»,
Голубой,блестящий.
Посыпались из ящика Приседают- встают с вытянутыми руками.
Письма настоящие.
- Теперь мы разобрались,какими словами начинают и заканчивают письма.
Обогащение словарного запаса.
- А что же это за непонятное слово на экране? ( На экране слово - Эпистола).
- Я думаю самое время предоставить слово нашему помощнику-лингвисту.(подготовленный ученик).
Эпистола( гречес .-посылаю, отправляю)Письмо, послание.
- Ребята, запишите новое слово к себе в тетрадь.
- Подскажите, как поступить, если мы затрудняемся в написании нам незнакомых слов? (обратимся к орфографическому словарю).
-Прочитайте текст и подумайте, что это за текст.( на слайде).
Здравствуйте дорогой ветеран.
В своем письме хочу поблагодарить вас за то, что вы прогнали с нашей земли ненавистного врага. Спасибо вам за мир и свободу. От всей души хочу пожелать вам здоровья и долголетия.
Я учусь во 2 классе средней школы № 30 и очень хочу пригласить вас на встречу с моими одноклассниками. Приходите, пожалуйста, и расскажите нам о том, как вы воевали, какие награды имеете. Так хочется знать о воинах великой войны и подружиться с вами. Очень ждем.
До встречи. С уважением Беляев Дима.
Дети приходят к выводу, что письмо- это текст.
- Вспомним структуру текста.( Начало,основная часть,концовка).
- Давайте более подробно остановимся на каждой части письма.
Структура письма: (правила написания)
Во вступлении пишется…
Обращение,приветствие к адресату.
Основная часть (основные новости,факты,описываются события)
- интересующие нас вопросы;
- наше отношения к новостям;
-ответы на вопросы предыдущего письма;
-благодарность за внимание;
- приветы друзьям,знакомым,родственников;
Концовка:
-прощание;
- подпись;
- Перед вами лежат памятки,которые помогут написать правильно сочинение в форме письма.( у каждого на парте).
Памятка.
- Обращение.
- Сообщение.
Пишет Вам…
Хочу сказать Вам…
Спасибо Вам за…
Извините пожалуйста…
Мне хочется пожелать Вам…
- Прощание.
До свидания.
- Подпись.
8.Работа в группах.( 8 мин.)
-В каждой группе есть задание, с которым я уверенна вы справитесь. Составьте свое письмо,дополнив предложения.Если необходимо,расставьте предложения в правильном порядке.
Упражнение «Собери письмо».
Здравствуйте,уважаемый…
Пишу Вам впервые.
Меня зовут… . Я учусь … и….. .
Я очень благодарен Вам… . Спасибо Вам большое за… .
Если у вас будет возможность, я был(а) бы очень рад(а)… .
Желаю вам …. ! До свидания!
С уважением… !
Проверка выполнения задания(представитель каждой группы зачитывает получившийся текст).Коллективное обсуждение.
9.Итоговая рефлексия.(3 мин.) Прием «Лестница успеха».
- А теперь проголосуем: кому сегодня все было понятно и интересно,опыстите свой смайлик в почтовый ящик; кому было интересно,но не во всем еще разобрался как писать письмо-расположите свой смайлик рядом с почтовым ящиком.
10.Домашнее задание.
- Как вы думаете,какое ждет вас домашнее задание? ( Написать письмо ветерану)
- Свою работу каждый из вас может оформить на открытке,сделать аппликацию,нарисовать рисунок.Это украсит ваше письмо и придаст индивидуальность.
-Завтра мы с вами подпишем конверты и отправим письмо по почте. И с нетерпение будем ждать ответа.
-Наш урок мне хотелось бы закончить строчками из стихотворения замечательного автора Луценко М.Е.
Получит ветеран твое письмо
И может вспомнит и свое,
Которое писал с войны
Домой любимым и родным.
Смахнет слезу,помянет друга,
Как им бывало раньше туго,
Как до победы долго шли,
Как верили в нее они.
-Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.
Тема урока: Учимся писать письма. Письмо ветерану. Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку " Живое" письмо ветерану.
урок посвященный празднику 9 мая...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...