Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: 1 класс, русский язык (программа «Школа России»).
Тема: Учимся составлять текст-описание.
Цель: научить составлять текст-описание по предложенной схеме.
Задачи:
образовательные: с помощью вопросов выявить признаки синицы и дятла, мухомора и лисички;
развивающие: развивать навыки практической деятельности; наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;
воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к птицам и грибам.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
– рассматривание объектов в соответствии с намеченным планом наблюдения;
– анализ и оценка получаемой информации;
– сравнение результатов наблюдения, полученных разными участниками учебного процесса;
– формирование информационной культуры школьников при добывании новых знаний с помощью загадок и рассказов;
– обобщение результатов наблюдения.
Регулятивные:
– «удержание» цели наблюдения от ее постановки до получения результата деятельности;
– соотнесение пошагового алгоритма действий с имеющимся планом наблюдения;
– оценка получаемого результата (соотношение цели и результата).
Коммуникативные:
– участие в учебном диалоге по ходу наблюдения (сомнения–рассуждения);
– участие в учебном диалоге по анализу результатов наблюдения (вопрос–ответ–рассуждение);
– оформление результатов наблюдения в рассказе.
Личностные:
– осознание значения наблюдения для расширения и углубления знаний;
– оценка собственного знания–незнания.
Время урока: 45 минут.
Форма проведения: урок.
Основной метод обучения: дедуктивный метод.
Материалы: картинки с изображением птиц и грибов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа с классом.
Учитель: Я прочитаю загадку, а вы отгадайте, о ком эта загадка?
В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет. (Дятел)
Дети: Эта загадка о дятле.
Учитель: Какие слова помогли понять, что это дятел, а не другая птица?
Дети: Красная шапочка, пестрая одежонка, в барабан играет.
Учитель: А какой признак лучше всего дал понять, что это дятел.
Дети: У дятла на голове красная шапочка.
Учитель: Правильно. У дятла на голове красные перышки в форме шапочки.
Учитель: Рассмотрите картинку с изображением дятла и скажите, подходит наше описание к этой птице?
Дети: Рассматривают картинку с изображением дятла и отвечают, что их описание птицы совпадает с изображением дятла.
Учитель: Придумайте к слову ДЯТЕЛ слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
Дети: Дятел красивый, разноцветный, пестрый.
Учитель: Я прочитаю следующую загадку. Отгадайте ее.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Дети: Это синица.
Учитель: А теперь, какие слова помогли понять, что это синица?
Дети: Зеленая спинка, желтоватая грудка, черненькая шапочка, полоска шарфика.
Учитель: Как вы думаете, на самом деле у синички вокруг шеи шарфик?
Дети: Это так располагаются перышки в виде шарфика.
Учитель: Правильно. А теперь рассмотрите картинку с изображением синицы и скажите, подходит наше описание к этой птице?
Дети: Рассматривают картинку с изображением синицы и отвечают, что их описание птицы совпадает с изображением синицы.
Учитель: Придумайте к слову СИНИЦА слова, отвечающие на вопрос КАКАЯ?
Дети: Синица красивая, разноцветная, яркая.
Учитель: Посмотрите на картинку. Я прочитаю маленькие рассказы о птицах, а вы догадайтесь, о каких птицах эти рассказы.
1) У той птицы крылья и хвост чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна. Эта птица стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны.
Дети: Это дятел.
Учитель: Какие новые признаки появились в описании дятла?
Дети: Белые полоски на крыльях и хвосте, красные пятна на голове и брюшке, крепкий острый клюв.
2) Эта птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Бегать по земле эти птицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.
Дети: Это синица.
Учитель: Какие новые признаки появились в описании синицы?
Дети: Небольшой размер птицы, сильные лапки, короткий клюв, яркая внешность, брюшко лимонно-жёлтое, белые щечки.
Учитель: Посмотрите на картинку с изображением синицы и дятла. Сравните этих птиц по размерам.
Дети: Синица маленькая, а дятел больше (крупнее) синицы.
Учитель: А чем эти птицы похожи, что у их общего?
Дети: И синица, и дятел очень красивые, яркие, пестрые.
Учитель: Теперь вспомните, что мы узнали о синице. С помощью картинки и слов-признаков составьте текст-описание из пяти предложений про синицу.
Дети: Составляют и произносят текст-описание про синицу. (Заслушиваются несколько рассказов. Возможно, кто-то начнет, а кто-то продолжит).
Учитель: Теперь вспомните, что мы узнали о дятле. С помощью картинки и слов-признаков составьте текст-описание из пяти предложений про дятла.
Дети: Составляют и произносят текст-описание про дятла. (Заслушиваются несколько рассказов. Возможно, кто-то начнет, а кто-то продолжит).
Учитель: Отгадайте загадку: Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
Дети: Это гриб.
Учитель: Грибы бывают разные. Сегодня мы научимся различать грибы по их признакам. Посмотрите на картинку с изображением грибов. Я буду сейчас вам описывать один конкретный гриб, а вы постараетесь отгадать, о каком грибе я буду говорить. У этого гриба ярко-красная шляпка с белыми пятнышками. Этот гриб ядовитый.
Дети: Это мухомор.
Учитель: Правильно. А теперь подумайте, что именно вам помогло дать правильный ответ, а не выбрать, например, подосиновик или подберезовик?
Дети: Помогло понять то, что у этого гриба ярко-красная шляпка с белыми пятнышками. У других грибов нет такой шляпки. Этот гриб ядовитый.
Учитель: А помогло вам то, что я очень подробно описала вам признаки гриба – и внешний вид, и вкус (ядовитый). Правильно?
Дети: Правильно.
Учитель: Значит, вы понимаете, что предметы могут отличаться по какому-то одному признаку, а могут и по нескольким. И чтобы нам описать предмет так, чтобы всем стало понятно, надо постараться выделить как можно больше признаков. А все наши признаки отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?»
Учитель: Послушайте рассказ и отгадайте, о каком грибе я прочитаю.
Среди других грибов лисички выделяются яркой оранжево-желтой расцветкой, а также тем, что шляпка и ножка у них составляют единое целое. Шляпка гладкая, может быть неправильной формы, с волнистыми краями. Отделить кожицу от мякоти непросто. Сама мякоть мясистая, беловато-желтая, на вкус кисловатая, имеет запах сушеных фруктов. Ножка плотная, бывает чуть светлее шляпки, внизу более узкая, чем вверху. Благодаря содержащимся в них веществам, эти грибы никогда не бывают червивыми.
Дети: Это лисички.
Учитель: А теперь с помощью моего рассказа и картинки будем составлять текст-описание по схеме (схема записана на доске):
- Что это? Название.
- Какого цвета?
- Какая шляпка? Какой формы шляпка?
- Какая мякоть? Какая по вкусу и запаху?
- Какая ножка?
- Какой по вкусу?
Дети: Составляют коллективно текст-описание. Кто-то начинает, кто-то продолжает.
Учитель: Замечательно, ребята. С помощью слов-признаков мы описали гриб-лисичку и составили текст-описание.
3. Выводы урока.
Учитель: Что мы сегодня делали на уроке? Чему научились?
Дети: Мы сегодня на уроке отгадывали загадки, слушали рассказы о синице, о дятле, и грибе-лисичке. Отвечали на вопросы, выделяли признаки предметов и составляли тексты описания.
Учитель: Правильно. Сегодня вы поработали на уроке замечательно. Молодцы!
Самоанализ:
- учащиеся с удовольствием работали коллективно;
- учащиеся активно отвечали на вопросы, отгадывали загадки;
- учащиеся с удовольствием выделяли отличительные признаки предметов, составляли тексты-описания;
- учащиеся делали самостоятельные выводы;
- при отгадывании загадок дети опирались на свой жизненный опыт;
- на уроке общение с учащимися опиралось на беседу, обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательного в тексте-описании"
Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...
3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России
Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...
Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (УМК "Школа России" 3 класс)
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" УМК "Школа России" 3 класс
Тема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опр...
Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...