«Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки х, х. Буква Хх. в 1 классе»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Наместникова Дарина Игоревна

Цели: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Хх; развивать речь, память, логическое мышление.

Ход урока. I. Мобилизующая часть урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Давайте вспомним алфавит. Расскажи у доски буквы, которые мы изучили. А вы проверяйте.

Давайте вспомним, какую букву вы изучали  последнюю?  Й. Давайте дадим ей характеристику? Согласная, всегда мягкая и звонкая. Вспомним слова на эту букву. А когда она может быть заглавная. Если стоит в начале предложения.   Хорошо, молодцы, повторили, теперь будем изучать новый материал.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

        К нам сегодня на урок пришли гости. Это Наталья Петровна и Незнайка. Незнайка вместе с нами будет изучать сегодня новые звуки.   Он передал мне загадки для вас.  Слушайте внимательно.      

                                    За дверкой этой лед и иней,

                                    Здесь даже летом холод зимний.        (Холодильник)

                                 

                                      Что за будильник:

                                       Живой с гребешком,

                                       Крыльями машет,

                                       А ходит пешком.                    (Петух)

                                                             

                            Отгадать легко и быстро:

               Мягкий, пышный и душистый,

               Он и черный, он и белый,

               А бывает подгорелый. (Хлеб.)

            Ребята, молодцы, отгадали загадки. Кто знает, что произносят люди, когда они смеются? (Ха-ха-ха!) какой звук слышим? твёрдый

А ещё что? (Хи-хи-хи) какой звук слышим? Мягкий.

Какие звуки мы слышали во всех этих словах ? Х и хь

Ребята, а вы знаете, какую букву обозначают х и хь?

букву Ха. (Вывешиваю букву на доску).

                            На что похожа буква Ха?

           Ха – забавная игрушка,

           Деревянная вертушка.

           Деревянная вертушка –

           Ветру вольному подружка.     

В. Степанов

А теперь откройте учебник на стр. 38. Что мы видим на иллюстрации? А вы знаете, как на Руси всегда встречали гостей?  с хлебом и солью. Это такая старинная традиция. Посмотрите сюда. Что мы на них видим? (плакаты с хлебом). Хлеб нужно беречь. Во время войны людям очень не хватало хлеба. Ребята, в столовой и в школе не раскидывайте хлеб, берите столько, сколько съедите. Уважайте труд других людей.

Максим прочитает первую пословицу. Что она означает? Для того, чтобы хлеб вырос, надо прежде вспахать землю, посеять зерна, вырастить, убрать и обмолотить колосья, отвезти на мельницу зерно и измолоть в муку, из муки испечь хлеб.

Максим, читай следующие пословицы.

Какая буква выделена во всех пословицах? Во всех пословицах выделена буква ха.

Дети рассматривают предметный рисунок и схему Пастух

 Измените слово, поставив его во множественном числе. Пастухи

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

В слове пастух – звук [x] – согласный, возьмем себя за шею и определим глухой или звонких звук х,  твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

Читаем слоги и слова.

Максим читает текст на стр. 39. 1 класс, скажите, а из чего состоит текст? Из предложений. А предложения из чего? Из слов. Слова из чего состоят ? Из букв и слогов. Давайте придумаем заголовок к этому тексту.

Давайте вспомним, какие гласные указывают на мягкость согласного, а какие на твердость.

Возьмите сигнальные карточки. Определите место звуков х и хь в словах:

Хороший     шорох    хитрый       хлеб    хруст  хирург

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

А теперь мы с вами поиграем в игру  «Доскажите словечко».

                 Загадка эта нелегка:

                 Пишусь всегда через два К:

                 И мяч, и шайбу клюшкой бей,

                 А называюсь я – … (хоккей).

                

             Хлоп – и конфета стреляет,

                 Как пушка!

                 Каждому ясно: это … (хлопушка).

 

Чтение текста «Страх и смелость», с. 40. Обратить внимание на правильность чтения вопросительных предложений. Какой вопрос интересовал внука?  Что ответил ему дед?

 Чтение текста Загадка – шутка. Про что этот текст. Про Ваську и его хозяина. Рыбаки маленькую рыбку отдают своему коту, поэтому Васька так говорит.

Чтение текста на с.41.  Откуда ехали мужики? Что с ними случилось? Почему ни один из них не хотел уступать? Кто их рассудил? Чтение текста «Заботливая внучка», с. 41. О чем спросила внучка бабушку? Что ей ответила бабушка? Почему огорчилась внучка?

 

Итог урока. Ребята, расскажите Незнайке, какую букву мы изучили сегодня? Букву Ха.

Она обозначает какие 2 звука? Х и Хь. Давайте дадим характеристику этой букве? Она согласная, глухая, мягкая или твердая в зависимости от того, где она стоит. Спасибо, Незнайке, за то, что вместе с нами был сегодня на уроке, изучал букву, скажем ему до свидания.

Физкультминутка

Хлопай – топай

             Мы танцуем «Хлопай – топай»

             Утром, днем и вечером!

             Лучший танец –

             «Хлопай – топай»,

             Когда делать нечего…

                 Кем бы ни был ты – отличник

                 Иль совсем наоборот,

                 Разучите танец этот

                 И танцуйте целый год!

1Чтение стихотворения «Хлеб», с. 42.  Кому и чему возносится слава?

Заучивание стихотворения наизусть.

Чтение пословиц, с. 166. Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

 Нахождение антонимов к словам, с. 167. Выразительное чтение стихотворения Г. Виеру. На что похож подсолнух? С чем сравнивает автор хлеб?

                                              

Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка», с. 43

 Что случилось с кошкой?  Зачем нужны воздушные шары?

 Почему народ столпился на дороге?

Игра «Из одного слова – несколько».

На магнитной доске выкладывается слово халва. Дети выходят и на каждую букву выставляют новые слова.

(Например: хор, аист, лев, вилка, ананас.)

Можно задание усложнить, подбирая слова по темам, например:

Животные: хорек, антилопа, лев, волк, аллигатор.

Растения: хризантема, астра, ландыш, василек, алыча.

           Игра «Наборщик».

На доске напечатано слово храбрость.

Задание. Составить новые слова из букв этого слова.

Например: хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.

 Итог урока.  Что повторяли на уроке? Что было особенно интересным.

Рефлексия. Квадраты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_h.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»

        

Конспект урока по русскому языку: «Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки х, х. Буква Хх. в 1 классе»  

     

Подготовила: учитель начальных классов   Наместникова Д. И.  

                   2021 год

Цели: познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х], [х′], буквой Хх; развивать речь, память, логическое мышление.

Ход урока. I. Мобилизующая часть урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Давайте вспомним алфавит. Расскажи у доски буквы, которые мы изучили. А вы проверяйте.

Давайте вспомним, какую букву вы изучали  последнюю?  Й. Давайте дадим ей характеристику? Согласная, всегда мягкая и звонкая. Вспомним слова на эту букву. А когда она может быть заглавная. Если стоит в начале предложения.   Хорошо, молодцы, повторили, теперь будем изучать новый материал.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.  

        К нам сегодня на урок пришли гости. Это Наталья Петровна и Незнайка. Незнайка вместе с нами будет изучать сегодня новые звуки.   Он передал мне загадки для вас.  Слушайте внимательно.      

                                    За дверкой этой лед и иней,

                                    Здесь даже летом холод зимний.        (Холодильник)

                                 

                                      Что за будильник:

                                       Живой с гребешком,

                                       Крыльями машет,

                                       А ходит пешком.                    (Петух)

                                                             

                                Отгадать легко и быстро:

                Мягкий, пышный и душистый,

                Он и черный, он и белый,

                А бывает подгорелый. (Хлеб.)

            Ребята, молодцы, отгадали загадки. Кто знает, что произносят люди, когда они смеются? (Ха-ха-ха!) какой звук слышим? твёрдый

А ещё что? (Хи-хи-хи) какой звук слышим? Мягкий.

Какие звуки мы слышали во всех этих словах ? Х и хь

Ребята, а вы знаете, какую букву обозначают х и хь?

букву Ха. (Вывешиваю букву на доску).

                            На что похожа буква Ха?

                Ха – забавная игрушка,

                Деревянная вертушка.

                Деревянная вертушка –

                Ветру вольному подружка.      

В. Степанов

А теперь откройте учебник на стр. 38. Что мы видим на иллюстрации? А вы знаете, как на Руси всегда встречали гостей?  с хлебом и солью. Это такая старинная традиция. Посмотрите сюда. Что мы на них видим? (плакаты с хлебом). Хлеб нужно беречь. Во время войны людям очень не хватало хлеба. Ребята, в столовой и в школе не раскидывайте хлеб, берите столько, сколько съедите. Уважайте труд других людей.

Максим прочитает первую пословицу. Что она означает? Для того, чтобы хлеб вырос, надо прежде вспахать землю, посеять зерна, вырастить, убрать и обмолотить колосья, отвезти на мельницу зерно и измолоть в муку, из муки испечь хлеб.

Максим, читай следующие пословицы.

Какая буква выделена во всех пословицах? Во всех пословицах выделена буква ха.

Дети рассматривают предметный рисунок и схему Пастух

 Измените слово, поставив его во множественном числе. Пастухи

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

В слове пастух – звук [x] – согласный, возьмем себя за шею и определим глухой или звонких звук х,  твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

Читаем слоги и слова.

Максим читает текст на стр. 39. 1 класс, скажите, а из чего состоит текст? Из предложений. А предложения из чего? Из слов. Слова из чего состоят ? Из букв и слогов. Давайте придумаем заголовок к этому тексту.

Давайте вспомним, какие гласные указывают на мягкость согласного, а какие на твердость.

Возьмите сигнальные карточки. Определите место звуков х и хь в словах:

Хороший     шорох    хитрый       хлеб    хруст  хирург

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

А теперь мы с вами поиграем в игру  «Доскажите словечко».

                Загадка эта нелегка:

                Пишусь всегда через два К:

                И мяч, и шайбу клюшкой бей,

                А называюсь я – … (хоккей).

                

             Хлоп – и конфета стреляет,

                Как пушка!

                Каждому ясно: это … (хлопушка).

Чтение текста «Страх и смелость», с. 40. Обратить внимание на правильность чтения вопросительных предложений. Какой вопрос интересовал внука?  Что ответил ему дед?

 Чтение текста Загадка – шутка. Про что этот текст. Про Ваську и его хозяина. Рыбаки маленькую рыбку отдают своему коту, поэтому Васька так говорит.

Чтение текста на с.41.  Откуда ехали мужики? Что с ними случилось? Почему ни один из них не хотел уступать? Кто их рассудил? Чтение текста «Заботливая внучка», с. 41. О чем спросила внучка бабушку? Что ей ответила бабушка? Почему огорчилась внучка?

Итог урока. Ребята, расскажите Незнайке, какую букву мы изучили сегодня? Букву Ха. 

Она обозначает какие 2 звука? Х и Хь. Давайте дадим характеристику этой букве? Она согласная, глухая, мягкая или твердая в зависимости от того, где она стоит. Спасибо, Незнайке, за то, что вместе с нами был сегодня на уроке, изучал букву, скажем ему до свидания.

Физкультминутка

ХЛОПАЙ – ТОПАЙ

                Мы танцуем «Хлопай – топай»

                Утром, днем и вечером!

                Лучший танец –

                «Хлопай – топай»,

                Когда делать нечего…

                Кем бы ни был ты – отличник

                Иль совсем наоборот,

                Разучите танец этот

                И танцуйте целый год!

1Чтение стихотворения «Хлеб», с. 42.  Кому и чему возносится слава?

Заучивание стихотворения наизусть.

Чтение пословиц, с. 166. Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

 Нахождение антонимов к словам, с. 167. Выразительное чтение стихотворения Г. Виеру. На что похож подсолнух? С чем сравнивает автор хлеб?

                                               

Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка», с. 43

 Что случилось с кошкой?  Зачем нужны воздушные шары?

 Почему народ столпился на дороге?

Игра «Из одного слова – несколько».

На магнитной доске выкладывается слово халва. Дети выходят и на каждую букву выставляют новые слова.

(Например: хор, аист, лев, вилка, ананас.)

Можно задание усложнить, подбирая слова по темам, например:

Животные: хорек, антилопа, лев, волк, аллигатор.

Растения: хризантема, астра, ландыш, василек, алыча.

           Игра «Наборщик».

На доске напечатано слово храбрость.

Задание. Составить новые слова из букв этого слова.

Например: хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.

 Итог урока.  Что повторяли на уроке? Что было особенно интересным.

Рефлексия. Квадраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Без труда хлеб не родится никогда» (интеграция предметов: обучение грамоте, окружающий мир, внеурочная деятельность)

Тема: Согласные звуки [х], х’], буква Х.Цель:Обобщение знаний обучающихся о твердых непарных, мягких непарных согласных звуках [х], х’] и букве ХЗадачи:Закрепить знания об изученных звуках и буквах,Уч...

Урок по обучению грамоте в 1 классе по теме: Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. (стр.38-40)

Тип урока: УОНЗФормы: фронтальная, парная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический...

Технологическая карта по обучению грамоте на тему «Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России" 1 класс. Тема "«Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Урок обучения грамоте «Звуки [х], [х\']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда».

Цель:  познакомить учащихся с согласными буквами Х,х. Задачи: учиться слышать и отличать на слух звуки [х] и [х’]; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х; продолжить ...

Урок № 38 (литературное чтение) и № 64 (русский язык). Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 38—39, 42). Строчная буква х (с. 15—16)

Урок  № 38 (литературное чтение) и № 64 (русский язык). Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.  (с. 38—39, 42). Строчная    букв...