Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России" 1 класс. Тема "«Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Латыпова Людмила Руслановна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты

Предметные:

 знать: характеристики звуков [х], [х,],  печатные буквы Хх; графическое обозначение мягкого и твердого звуков[х], [х'] ;                

уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные: соотнесение собственных поступков с принятыми правилами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; проявление интереса к учебному труду.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: «Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.2/ [В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. ]. – М.: Просвещение, 2011. - С.38-40;  презентация.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_h.docx30.75 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku_3_pdf.io_pdf.io_.pdf2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3.12.2019

Школа: 152

Класс: 1д

Кабинет: 220

Урок № 2

Учитель: Силантьева Татьяна Валерьевна

                                                   Методист: Кошкароваа Любовь Сергеевна

                                                   Студентка: Латыпова Л, 45 гр.

Технологическая карта урока обучения грамоте

Тема: «Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты

Предметные:

            знать: характеристики звуков [х], [х,],  печатные буквы Хх; графическое обозначение мягкого и твердого звуков[х], [х'] ;                

уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные: соотнесение собственных поступков с принятыми правилами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; проявление интереса к учебному труду.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: «Азбука». 1кл. Учебник для общеобр. учр. В 2-х ч. Ч.2/ [В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. ]. – М.: Просвещение, 2011. - С.38-40;  презентация.

Название этапа. Метод, прием

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

08:00-08:01

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Николаевна. Я проведу  урок обучения грамоте. Ребята, встаньте ровно, выпрямите спинки. Улыбнитесь друг другу,  пожелайте  друг другу  хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь!

-За активную работу на уроке будете получать жетоны. В конце урока определим самого активного в классе.

Психологически настраиваются на урок.

Р: волевая саморегуляция

2. Актуализация опорных знаний

Практический: самостоятельная работа с проверкой, составление предложений

08:01-08:05

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Звуки бывают…

При  произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные  я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…

- А кто мне может сказать, в чем особенность согласного звука [й']

-Молодцы ребята! С этим заданием справились хорошо! (раздача жетонов)

-Давайте  произнесем скороговорки:

1.Бублик баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

2.Хорош пирожок, внутри творожок.

Задание второе (в парах).

Один ученик читает вопросительно, второй восклицательно скороговорки.

-гласные и согласные

- воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды

- струя воздуха во рту встречает преграду

-твердые-мягкие, звонкие-глухие

-твёрдость согласных звуков-мягкость согласных звуков

-обозначают два звука

-звук [й'] согласный, звонкий и всегда мягкий

Произносят скороговорки

П: звуковой анализ, моделирование

Р: коррекция

3.Постановка учебной задачи

Практический: составление схемы, самостоятельная работа с проверкой, составление предложений

Словесный: учебный диалог

08:05-08:08

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Составьте на наборном полотне звуковые схемы слов: утка, дятел, холод.

(Учитель диктует слова, 3 ученика работают у доски.)

-Сверьте свою работу и работу на доске.

-Какие ошибки и затруднения?

Составьте по 1 предложению с выбранным словом. 

Обобщение учителя: некоторые ребята затруднились в составлении схемы слова «холод», потому что здесь есть звук, который мы еще не изучали на уроках.

-Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.

Мы смеялись: ::!

(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи –

Мы смеялись ::!

(хи - хи - хи!)

-С каких звуков начинались досказанные слова?

-Кто-нибудь догадался, какая тема урока?

-Прочитайте  тему урока. Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.

-Какая цель урока? План работы на доске.

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков)

Учиться читать … (слоги, слова  с новой буквой).

Составляют звуковые схемы, предложение

Выделяют звук

- с звуков [х] и [х’]

Высказывают предположения

П: формулирование темы и познавательной цели

К: умение  достаточно полно и точно выражать свои мысли 

4. Открытие нового знания

Практический: артикуляция, звуковой анализ слова, составление схемы

Словесный: учебный диалог

 Наглядный: образец печатной буквы, веселая азбука

Практический: поэлементный анализ

5.Первичное закрепление

Практический: многократное чтение слогов.

Практический: дидактическая игра

6. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: чтение текста, объяснение понятий

Практический: индивидуальное чтение  слов.

7. Включение в систему знаний, повторение

Практический: частичный звуковой анализ слов.

Практический: объяснение пословицы

Практический: индивидуальное чтение  слов, анализ текста

08:08-08:13

08:13-08:18

08:18-08:22

Фронтальная форма работы

1.Знакомство с новыми звуками.

- Какие первые звуки слышали  в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

 - Как характеризуем звуки?

(гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый- мягкий)

ВЫВОД:

 Звук[х] – твердый, глухой, согласный, [х’] – мягкий, глухой, согласный.

- Определи твердость-мягкость в словах, я буду называть, а ваша задача показать правильную карточку (показывают синий или зелёный квадратик).

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый, химик.

-Составьте схему слова: 1 вариант - хомяк, 2 вариант –химик.

-Проверьте по образцу на слайде.

- Что мы делали на этом этапе?

-Какую задачу выполняли?

- Оцените свои успехи.

  Я умею слышать и отличать звуки х, х от других.

2. Знакомство с буквой.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой «ха».  

- Зачем нужна заглавная буква?

 ВЫВОД:

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха?

-Рассмотрите заглавную и строчную буквы.

-Сколько элементов содержит буква?

-Из каких элементов состоят эти буквы?

- Оцените по второму  критерию свои успехи.

  Я знаю букву Х.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Чтение слогов(УЧЕБНИК)

Прочитаем хором (ха, ху, хи, хо, хе).

Читают девочки хором.

Читают мальчики хором.

Прочитай слоги мягких слияний.

Прочитай слоги твердых слияний.

Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается.

Выделяют звук Анализируют звуки  

 Характеризуют звук

– Звук[х] – твердый
глухой согласный, 
[х’] – мягкий глухой 
согласный

Показывают синий, зеленый, зеленый, синий, зеленый, зеленый, синий, синий, зеленый, зеленый квадрат

Составляют схему.

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик

Читают слоги, договаривают до слов.

П: умение структурировать знания, звуковой анализ

К: строить устное речевое высказывание

П: моделирование

Р: коррекция

П: выделять существенную информацию.

П: синтез

К: выражение  мыслей с достаточной полнотой и

точностью

П: смысловое чтение

Физминутка

Игра. «Хлоп-топ». Если в слове есть звук х, х* -хлопаем, если нет- топаем.
халат
салат
хижина
лыжня
хобот
робот
хоккей
воздух
хохот
пастух

08:23- 08:28

08:28-08:38

Индивидуальная форма работы

Чтение текста

-Найдите на с.39  текст «Страх и смелость»

-Прочитайте текст самостоятельно

-Какие незнакомые слова есть в тексте?

Скирда- плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы. 

- Ребята, теперь мы будем читать по ролям, я буду читать за автора

-Кто хочет прочитать за дедушку? Внука?

-Как вы поняли смысл рассказа?

Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. С.39

Отгадайте загадку

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место…

-Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.

-Что изображено в центре?

-Кого принято встречать хлебом и солью?
-Для чего это делают?


- Где выращивают хлеб?

Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

          .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)

  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
  • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)

-Ребята, а как вы понимаете смысл пословицы: «За обедом хлеб всему голова»?

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учителя по иллюстрациям:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают;

б) зерно  сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

-Ребята сейчас магазины в изобилии разнообразием хлеба, поэтому есть люди которые относятся к нему не бережно: бросают его. Посмотрите на слайд ведь было время, когда людям не хватало еды, хлеба. (слайд война Сталинград)

-Как мы должны относиться к хлебу?

-Найдите на стр.38 текст

-Кто может прочитать задание?

-Давайте сначала прочитаем текст, читаем по цепочке.

- Как мы можем озаглавить текст?

-Какое время года описывается?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

- Перечислить какие машины вышли на поля

-Назвать слова со звуком [х].

-скирда

Читают по ролям

Читают

Читают слова.

Сопоставляют слово и схему.

Характеризуют звуки.

-хлеб

-каравай (хлеб)

-гостей

-показать гостеприимство

-в полях

Объясняют пословицу

Читают по цепочке

Сбор хлеба»

-осень

-от холода

-в мелких озерах

-чтобы он не испортился

-тракторы, косилки, комбайны

-холода, озерах, хлеб, выходят

П: анализ схемы

П: смысловое чтение

Р: выполнение пробного действия

П: выполнение действий по алгоритму.

П: смысловое чтение

П: структурирование знаний.

К: выражение  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: инициативное сотрудничество

П: определение основной информации.

4. Рефлексия деятельности

Практический:  самооценка деятельности

08:38-08:40

-Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться со звуками [х]; [х,])

-Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Оцените свою работу по критериям:

- Я умею слышать и отличать новые звуки от других.

- Я знаю букву Х.

- Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х.

Оцените цветом:

 1. Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёный)

 2. Испытывает затруднение (синий)

 3. Ничего не понял (красный)

-Давайте посчитаем жетоны, и узнаем кто самый активный.

Спасибо! Урок окончен.

Обобщают изученное на уроке

Оценивают свои знания.

 

Р: оценка деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Тема: Звук [щ`]. буква Щ щ. Буквосочетания « ча-ща», «чу-щу».

На данном уроке учащиеся знакомятся с новым звуком, её характеристикой, узнают о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу. Используя ИКТ закрепляют полученные знания....

Технологическая карта по обучению грамоте на тему «Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по чтению в 1 классе Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.

Цель урока. Познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквой Жж.Задачи:·         Обучающие: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж...

Урок литературного чтения в 1 классе тема: Звук, буква, слог, слово, предложение. Повторение изученного

Урок литературного чтения в 1 классе (Потапова Д.Я.)Тема: Звук, буква, слог, слово, предложение. Повторение изученногоТип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся.Цель: - создать условия для ...

Конспект урока по "Обучению грамоте", 1 класс, тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Класс: 1ВТема: Звуки [в], [в’] и буквы В, вЦель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.Задачи урока:Образовательная:...