Урок обучения грамоте «Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Трунькина Татьяна Александровна

Цель:  познакомить учащихся с согласными буквами Х,х.

 

Задачи: учиться слышать и отличать на слух звуки [х] и [х’]; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ, развивать умение писать строчную букву х, слова и предложения с ней; анализировать пословицы, тексты, озаглавливать их, составлять и записывать предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Урок обучения грамоте

«Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда»

Провела

 учитель начальных классов

Трунькина Т.А.

2020 г.

Тема: «Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда».

        Цель:  познакомить учащихся с согласными буквами Х,х.

Задачи: учиться слышать и отличать на слух звуки [х] и [х’]; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ, развивать умение писать строчную букву х, слова и предложения с ней; анализировать пословицы, тексты, озаглавливать их, составлять и записывать предложения.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные и метапредметные понятия; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв, карточками- моделями), оценивает свою работу.

Личностные результаты: учащиеся рассказывают о необходимости старательно трудиться, воспитывается бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, схемы- модели, лента букв, медиафильм, каравай, Колобок, сказочные герои из сказки «Колобок», карточки с заданиями, счётные палочки, листок бумаги у каждого учащегося.

Тип урока:  открытие новых знаний 

      Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • дифференцированная

Средства обучения:

  • учебник, ч.2
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Основные

этапы

урока.

Содержание урока

Формирование УУД

Этап мотивации (1мин)

- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте  поприветствуем наших гостей. Россия славится своим гостеприимством. Поддержим эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

(Дети садятся)

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- А у вас какое настроение? Выберите и покажите мне карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.

Красный- настроение отличное, к уроку готов!

Жёлтый - ещё не решил, но буду стараться.

Зелёный- переживаю, сомневаюсь в своих знаниях.

- Ребята, что вы ждёте от урока?

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мне бы хотелось…»

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Не переживайте, у вас всё получится.

- Чтобы всё получилось, что нам необходимо? (Слушать внимательно учителя, не отвлекаться, работать дружно,  помогать друг другу…)

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре, группе

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию, бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

- Сегодня у нас урок будет необычным. Мы проведём урок- путешествие по русской народной сказке. (Раздаётся стук- стук.)

- Кто это к нам пришёл? Вы никого больше не звали на урок?

А вот тут я записку нашла:

«Формой он  похож на мяч.

Был когда- то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок…»

- Кто же это? (Колобок)

- Сегодня мы будем рассказывать эту сказку и помогать Колобку остаться целым и невредимым, убегая от зверей.

- Для этого класс разделился на 3 команды. Это значит, команды будут соревноваться друг с другом. Каждой команде надо давать правильные полные ответы, уметь доказывать свою точку зрения. В конце урока не только одна из команд окажется победителем, но мы ещё определим  и самого активного ученика в классе. За правильные ответы вы будете получать жетоны- колобки.

- Вспомним правила работы в группе:

  • Работать должен каждый на общий результат
  • Один говорит, другие слушают
  • Своё несогласие высказывай вежливо
  • Если не понял, переспроси
  • Отвергаешь- предлагай!

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

- Кто знает сказку «Колобок»? Кто готов начать пересказывать её?

Ученик 1: «Жили- были старик со старухой. Захотел старик пирожок и говорит старухе: «Старуха, испеки мне колобок». Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла и замесила колобок. Потом его испекла и поставила на окошко остывать. А колобок взял и укатился в лес…»

- Пока Колобок катится по лесной дорожке, мы проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума.

Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

 

  • Речь бывает …
  • Звуки бывают…
  • Звуки отличаются от букв тем, что…
  • Согласные бывают…
  • Гласные звуки а, о, у, ы обозначают…
  • Гласные звуки я, ё, и, е обозначают…

  1. Определение темы и задач урока. Игра «Доскажи словечко».

- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».

                                         Хрюша сел на петуха.

                                         Мы смеялись:
                                        (ха - ха - ха!)

                                         Сочинять он стал стихи -
                                        Мы смеялись:
                                        (хи - хи - хи!)

- С каких звуков начинались досказанные слова? ([х] и [х’])

- Какая тема урока?

  Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает».              

- Вдумайтесь в тему урока. Какова цель урока?

- Исходя из цели урока, скажите, сегодня  будет урок  закрепления или открытия новых знаний?

- Как мы будем открывать новые знания? Составим план работы:

1.Услышать и выделить звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с новой буквой.

4. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой.

5. Делаем  выводы.

 (Учитель составляет на доске поочерёдно план из схем- моделей)

Работа над новым материалом.

(8 – 10 мин)

Первичное

закрепление.

Задания на развитие речи и внимания.

(5 мин)

1. Выделение звуков из потока речи. Характеристика звуков.

- Что изображено на экране? (Храм)

- Да, это Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова .  Это самый высокий православный храм Поволжья. Его высота составляет 62 метра. Вмещает около 1000 прихожан.

- Произнесём это слово. Какой новый звук услышали? Произнесите его. Охарактеризуйте его.

- Отгадайте загадку.

  1. Всех я вовремя бужу,
  2. Хоть часов не завожу. (Петух)

(Аналогичная работа со словом «Петухи»)

- Чем отличаются звуки [х] и [х’]? (Они парные по твёрдости- мягкости)

- Продолжаем нашу сказку.

Ученик 2: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц. Заяц говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, я любое твоё задание выполню. А ребята мне в этом помогут. Правда, ребята?»

2.Задание Зайца.

Составление слого-звуковых схем к словам. Звуко- буквенный анализ этих слов.

ХРАМ - 1 команда

ПЕТУХИ - 2 команда

ХЛЕБ- 3 команда

- Проверим. (Каждая команда проводит  звуко- буквенный анализ слова.)

 

Игра «Твёрдый- мягкий»

- Все встали. Я буду произносить слова. Если в слове услышите твёрдый звук [х], то хлопнут в ладоши мальчики. Если в слове услышите мягкий звук [х’], то хлопнут в ладоши девочки. Будьте внимательны!

     Хомяк, пастух, шорохи, холодец, мухи, хитрец, хорь.

- Итак, что мы делали на этом этапе урока?

(Учились слышать и отличать новые звуки)

  1. Знакомство с буквой Х, х.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами х, Х - строчной (маленькой) и большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

(Имена собственные и начало предложения пишутся с большой буквы).

  • - На что похожа буква Х?

(на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

«Х» на ножницы похожа,

 Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь  сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

  • - Конструирование буквы из счётных палочек

 (девочки – заглавную, мальчики – маленькую)

  • Загадаю вам загадку.
    Выполняйте по порядку:
    Раз – листочки поднимаем,
    Два – листочки загибаем,
    Три – еще разок свернём,
    На четыре-  развернём.
    Буква спрятана внутри.
    Кто догадлив? Назови!

- Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х?

- В каком ряду она стоит?

- Почему она стоит в нижнем ряду?

- Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?

- Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные по звонкости- глухости)

- Итак, что мы делали на этом этапе урока?

(Знакомились с буквой Х, х)

- Продолжаем сказку.

Ученик 3: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк. Волк говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, я любое твоё задание выполню. А ребята мне в этом помогут. Правда, ребята?»

  1. Задание Волка. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой в учебнике (с.39).
  • Чтение слогов (хором)

Далее работа дифференцируется:

  1. «нечитающие» дети (группа №1) читают про себя слова по карточке,
  2. «читающие» (группа №2) — читают про себя слова из учебника (с.39)

(Сначала «нечитающие» дети читают слова, потом «читающие» дети озвучивают слова на с. 39).

  1. Обсуждение иллюстрации на левой части разворота учебника (с.38)

- Откройте учебник (с.38). Рассмотрим иллюстрацию на левой части разворота.

-Что изображено на рисунке в центре?  

(Каравай хлеба)

- Почему сегодня на уроке мы много внимания уделяем хлебу? Как связана тема урока с хлебом?

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Что изображено над караваем?

- Почему солнцу, звездам, тучке отведена большая часть иллюстрации?

(Солнце, дождь дают растениям тепло, влагу и хороший урожай).

- Что находится выше неба и звезд?  

(Боги, Дева Мария с ребенком).

 Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.

  1. Работа с текстом (с.39)

- Пока Колобок катится по лесной тропинке, мы поработаем с текстом в учебнике (с.39).

  • Прогнозирование текста

- Ребята, есть ли заголовок у текста? По иллюстрации к тексту попробуйте предположить, о чём этот текст? (Об уборке урожая)

- В какое время года происходили события? (В августе, поздним летом)

  • Первичное знакомство с текстом. (Читает хорошо читающий ученик.)

- О чём этот текст? Определите тему текста.

- Вы оказались правы.

  • Вопросы по содержанию текста

- Каждая команда подготовьте вопрос по содержанию текста:

(Дети задают вопрос по содержанию, а из другой команды отвечают.)

- У меня тоже есть к вам вопрос: «Почему до холодов надо убрать хлеб»?

(Если ударят морозцы или польют дожди, урожай может погибнуть.)

- Как можно озаглавить текст? («Уборка хлеба», «Уборка урожая»).

- Молодцы, ребята, с заданиями Волка вы справились.

 

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Включение нового знания в систему знаний.

(13 мин)

Рефлексия.

Итог урока.

(1 мин)

Самооценка

работы

- Продолжаем сказку.

Ученик 4: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь. Медведь говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, я любое твоё задание выполню. А ребята мне в этом помогут. Правда, ребята?»

  1. Задание Медведя. Отгадайте кроссворд

(Каждой команде раздаю лист с кроссвордом.  Дети решают его.)

- Продолжаем сказку.

Ученик 5: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса. Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, я любое твоё задание выполню. А ребята мне в этом помогут. Правда, ребята?»

  1. Задание Лисы. Игра «Игра в слова»

- Прочитайте слово. Что такое «гастроном»?  

- Где нам проверить свои предположения? (Зачитываю из толкового словаря. «Гастроном- это магазин продуктов питания».)

- В слове ГАСТРОНОМ  спрятались другие слова. Найдите их.

(Каждой команде даётся карточка со словом «гастроном». Дети выписывают слова на листок.)

(гном, норма, нога, сон, трон, трос, амон, ром, рот, нос, март, рота, мор, сор, срам, роса, нога, астроном, агроном, рог, гора, мост, гром, матрос…)

- Вы справились с заданием Лисы. Молодцы! Колобок очень доволен, что остался жив.

  1. Просмотр фильма «Откуда к нам хлеб на стол пришёл?»

- Колобок не случайный гость, ведь сегодня на уроке мы говорим о хлебе, а колобок- это тоже хлеб.

- Колобок вас хочет спросить:

А вы можете рассказать, как попал хлеб с поля на стол? Как убирали хлеб 50 (100) лет назад?

-Где можем найти ответ на этот вопрос?

(Узнать из учебника, попытаться самим  выяснить, послушать учителя)

-Колобок предлагает посмотреть фильм.

(Просмотр фильма)

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

  -Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – ХЛЕБ.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Учитель подкидывает кубик, на гранях которого написаны ключевые слова вопроса

(приём «кубик Блума»)

  • НАЗОВИ  гласные, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука [х].
  • ПОЧЕМУ в слогах ХЕ, ХИ, ХЯ звук [х'] мягкий.
  • ОБЪЯСНИ значение пословицы «Без труда хлеб не родится никогда»

 (Чтобы вырастить хлеб, надо много трудиться всем.)

  • ПРЕДЛОЖИ правило, в котором будет выражено отношение к хлебу.
  • ПРИДУМАЙ  2 слова, в которых есть твёрдый звук [х]  и мягкий звук [х'].
  • ПОДЕЛИСЬ своими впечатлениями о просмотренном фильме.

  1. Чтение наизусть стихотворения «Хлеб» (с.42)

(ученик держит в руках каравай)

- Вспомните, какие задачи ставили на уроке, и что мы делали, чтобы их достичь?

Познакомились с …

Учились слышать и отличать…

Учились читать …

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Какая работа вам понравилось на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?

- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:

Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?

Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;

Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно;

Красная ступенька- не получилось так как хотелось.

- Спасибо за урок!

(Дети угощают гостей караваем)

Приложение 1

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

ХОР                                ХЕК

ХОД                                МОХ

У-ХА                               ТИХО

Приложение 2.

Х

1). Большой певческий коллектив, поющий вместе.

2). Продукт, про который говорят «... всему голова».

3). Мороз, стужа.

4). Животное, которое ест других животных.

5). Народный круговой танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

Урок по обучению грамоте в 1 классе по теме: Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. (стр.38-40)

Тип урока: УОНЗФормы: фронтальная, парная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический...