конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пруцкова Оксана Петровна

Тема "Разделительный ь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_na_temu_razdelitelnyy_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2-й класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа России»).

Технологическая карта урока.

Тема

Разделительный ь.

Цели

Обеспечение осознания и усвоения учащимися правила употребления в словах разделительного мягкого знака, формирование умения распознавать слова с разделительным Ь,  объяснять написание и обозначать орфограмму.

Формировать:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Основные понятия

орфограмма

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. –

М.: Просвещение, 2012. -С. 128-130.

– презентация к уроку;

– тетрадь;

- сигнальные карточки, карточки с заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Этапы урока

Задания для  

 достижения запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке.

Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.

Проговорить последовательность действий на уроке.

– Вспомним правила поведения на уроке. Слайд 2.

– Для чего нужно соблюдать эти правила?

– Девиз нашего урока...

Слайд 3.

– Значит,. … (что мы будем делать на уроке?)

– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Слайд 4.

Проговаривают правила поведения на уроке.

Ответы учащихся

Читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Ответы учащихся.

– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

(чтение по слайду)

Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

(личностные результаты).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний

(5 мин.).

Цель: организовать актуализацию умений обозначать звук ,] на письме буквами  я, е, ё, ю,

 и знаний о роли Ь как смягчающего согласные звуки.

Подчеркнуть буквы, которыми обозначается звук ,].

Слайд 6.

– Запишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначается звук ,].

Организует фронтальную проверку.

 Слайд 7.   Какие буквы пропущены? Какие это слова?

 

-Что объединяет все слова? (ь знак)

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  

 Итак, мы вспомнили, что буквы  я, е, ё, ю обозначают 2 звука в начале слова и после гласных  и Ь служит для обозначения мягкости согласного звука.                                            

-Как вы думаете, это единственная функция Ь, или существуют другие?

Выполняют задание.

 Показывают сигналами-о,е,и (словарные слова).

-Есть ь.

-Обозначает мягкость согласного звука.

Ответы учащихся.

Знать, в каких позициях буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука.

Знать словарные слова и функцию Ь как смягчающего

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

 

    III.Формулирование темы, целей урока (3 мин.).

Цель: организовать подводящий к теме диалог.

Наблюдение за словами.

Слайд 8.– Прочитайте слова.

– Чем похожи слова?

–Разделите данные слова  на две группы (работа в паре).

 -По какому признаку разделили?

Слайд 9.

Фиксирует тему на доске.

Самостоятельно про себя читают слова.

– Буквой ь.  

(Делят карточки со словами на 2 группы)

Ответы учащихся

Разделительный ь. 

Различать в словах роль Ь

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Классифицировать слова по самостоятельно найденному признаку (познавательные УУД).

IV. Определяем основной вопрос урока (4 мин.).

Цели:

 организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог;

– организовать постановку цели урока с помощью учителя.

Определить основной вопрос урока.

Постановка цели урока.

Слайд 10.

– Запишите предложения, определите, в каких словах нужно писать ь.

– В каких словах вы записали ь?

– Задание было одно?

– Все одинаково выполнили его?

– Какой возникает вопрос?

Слайд 11.

– Чего мы не знаем?

– Какую цель ставим?

Итак, мы определили тему и цель нашего урока.

Самостоятельно выполняют работу.

Возможные варианты ответа:

лёт – льёт

пёт – пьёт

– Да.

– Нет.

Возможный ответ:

Когда в словах писать разделительный ь?

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

V. Открытие нового знания

(12мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

(2 минуты)

Наблюдение над словами.

Исследователь

ская работа

Составление правила написания разделительного ь.

– Какой наш следующий шаг?

Слайд 12.

– Попробуем составить правило написания разделительного ь.

Для этого проведем исследовательскую работу

-Какой вывод сделали?

– Составим правило написания разделительного Ь

-Сравним составленное нами правило  с правилом в учебнике. (стр. 130)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Найдите упр. 189.

Прочитайте задание. В каких словах нужно писать Ь?

Слайд 13, 14, 15.

-Как вы думаете произношение этих слов одинаковое или разное?  Запишем на доске транскрипцию этих слов.

- Как на письме мы покажем раздельное произношение звуков в слове?

Слайд 16.

- Вывод: раздельное произношение в слове мягкого согласного и следующего за ним звука на письме обозначим разделительным мягким знаком.

Итак, мы выяснили, когда в словах пишется разделительный Ь.

– Открываем новое знание.

У учащихся карточки с заданием.

Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,                    

 делает свой вывод.

Ь пишется между буквами согласных звуков и гласными я, ю, е, ё , и. при этом данные буквы обозначают 2 звука.

Проговаривают правило.

Читают правило по учебнику

-полёт, польёт.

-семья, семя

-олени, оленьи

Ответы учащихся.

Ответы учащихся

Обозначать звук ,] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию.

Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).

VI. Применение нового знания (12 мин.).

Цели:

– организовать применение новых знаний;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку

Проговорить последовательность действий на уроке.

Упр.

Самопроверка.

Самооценка.

– Какой наш следующий шаг?

Слайд 17.

– Попробуйте выполнить задание, используя правило.

Организует самопроверку.

Фронтальная работа.

– Дайте оценку своей работе

Примечание: договориться о критериях оценивания и записать их на доску.

Задание: вписать в предложения подходящие слова.

Задание: подписать рисунки

– Применяем новое знание.

По одному человеку проговаривают правило.

Самостоятельно выполняют задание в тетради (3 мин.).

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Выполняют самооценку. Несколько человек вслух проговаривают алгоритм.

Писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму.

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

(регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Фиксирование нового содержания.

Рефлексия. 

Оценивание работы на уроке

– Какой был основной вопрос урока?

– Какое новое знание открыли?

Слайд 18.

– Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Слайд 19.

Оцените свою работу

Оцените свое настроение.

– В каких случаях пишется разделительный ь?

– Правило  написания разделительного ь.

Оценивают свою работу.

Выбирают картинку (солнце, солнце с тучей, туча, дождь)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

VIII. Д/з

(2 мин.).

Цель:

 организовать выполнение домашнего задания.

1)Упр.

2)Решить кроссворд.

3)Составить рассказ о зимнем лесе, используя рисунки и опорные слова.

Организует выполнение д/з.

Даёт инструкцию по выполнению и оформлению.

Слушают задание.

Писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....