РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС Глагол. Значение и употребление его в речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 2 «А» классе (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 12.05.2022 г.  

Тема

 Глагол. Значение и употребление его в речи.

Педагогическая цель

Сформировать общее представление о глаголе как о части речи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Умение распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; обосновывать правильность отнесения слова к глаголу; определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности. 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Познавательные:  освоение умения находить глаголы среди других частей речи; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:  формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия и термины

Глагол, часть речи, вопрос, значение, ,  член предложения.

Методы, формы работы

Методы работы: словесный, практический. Формы работы:  фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

 Мультимедийная презентация, учебник русского языка 2 класс 2 часть, раздаточный материал, оценочные листы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

-Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

- Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги стоят ровно, а руки сложены на парте.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

Пальчиковая гимнастика

Оформление рабочей страницы в тетради

-Ребята, сегодня мы с вами будем писать, а чтобы буквы были ровными и красивыми, подготовим руки к письму, выполним пальчиковую гимнастику. Внимательно слушайте и повторяйте за мной.

Дружно пальцы встали в ряд (показывают ладони)

Десять крепеньких ребят (сжимают пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (показывают указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (демонстрируют средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (показывают безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытягивают мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (показывают большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сжаты в кулак).

-Пальчики размяли, а теперь приступим к письму.
-Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две строчки.
-Посередине запишите число-
«11 марта». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» - удвоенная буква «эс», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а».

Одиннадцатое марта.

Классная работа.

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

- Назовите буквы, написание которых мы будем повторять. (Заглавная буква Р в соединении со строчной р).

- Назовите вид соединения заглавной буквы Р со строчной р. (Верхнее соединение)

- Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте.

- Пропишите заглавную букву Р в соединении со строчной р  до  середины рабочей строки, обращая внимание на параллельность элементов и наклон. (Рр)

-Что написано на следующей строке? (слоги и буквосочетания)

- Какие слоги имеют верхнее соединение?(ру)

- Какие слоги имеют среднее соединение? (ра ре)

-Какие слоги имеют нижнее соединение? (ря)

- С середины рабочей строки запишите эти буквосочетания до конца рабочей строки.

- При письме обратите внимание на соединения между буквами, параллельность элементов и наклон.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов)

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. (топор, Россия, улица, город, месяц, картина, февраль)

- С красной строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы.

Слайд.

-Посмотрите на слайд.

-Ваша задача, вставить пропущенную орфограмму, назвать слово, записать его в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

(Ученики с комментированием записывают слова)

         

              ̸

1. Топор (В слове "топор" ударение падает на второй слог, на гласную букву о. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву о)

              ̸

2. Россия (В слове "Россия" ударение падает на второй слог, на гласную букву и. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву о и удвоенную с)

      ̸

3. Улица (В слове "улица" ударение падает на первый слог, на гласную букву у. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву и)

          ̸

4. Город (В слове "город" ударение падает первый слог, на гласную букву о. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву о)

         ̸

5. Месяц (В слове "месяц" ударение падает на первый слог, на гласную букву е. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву я)

              ̸    

6.Картина (В слове "картина" ударение падает на второй слог, на гласную букву и. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву а)

               ̸

7.Февраль (В слове "февраль" ударение падает на второй слог, на гласную букву а. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву е)

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом.

 Работа с предложением

 (синт.,орфогр. разбор)

Слайд.

- Посмотрите на доску, прочитайте предложение.

Вечером в еловом лесу хлопочут проворные белки.

- Спишите это предложение в тетрадь.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- О чем говорится в предложении? (В предложении говорится о белках)

- Задаем вопрос (Кто?) белки – это подлежашее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным.

- Белки(Что делают?) хлопочут – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

- Зададим вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

- Есть ли в предложении второстепенные члены предложения, к которым нужно задавать вопросы от подлежащего? (Да)

- Белки (Какие?) проворные – это определение, подчёркиваем волнистой линией, выражено прилагательным.

- Зададим вопрос от сказуемого.

- Хлопочут (Когда?) вечером — это обстоятельство, подчёркиваем пунктир точка, выражено существительным.

- Хлопочут (Где?) в лесу – это обстоятельство, подчёркиваем пунктир точка, выражено существительным.

- В лесу (Каком?) еловом – это определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным.

- Дайте устно характеристику предложения. (По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, простое, распространённое)

Определяет учебную задачу и контролирует ееи выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

- Прочитайте слова на слайде.

Труд, кормит, человека, лень, а, портит. (Труд человека кормит, а лень портит)

- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.

- Найдите и прочитайте имена существительные. (Человека, лень, труд)

- Докажите, что это имена существительные. (Они отвечают на вопрос Кто? Что?)

- Найдите и прочитайте глаголы. (Кормит, портит)

- Докажите, что это глаголы. (Они отвечают на вопрос Что делает?)

- С какой частью речи связаны глаголы? (С существительным)

- Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи? (Чтобы называть действия, которые выполняют те или иные предметы)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

Определение темы и задач урока

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Верно, тема сегодняшнего урока "Глагол. Значение и употребление его в речи"

- Какие задачи мы можем поставить этом на уроке? (Распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы – расширить наши знания о глаголе). 

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Изучение нового материала (10-15)

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Упр. 120, с.70

(С комментированием, под руководством учителя)

- Что же такое глагол? (Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

- Ребята, откройте учебник на странице 70-той и посмотрите на упражнение №120.

- Прочитайте слова, которые даны в упражнении, и найдите в среди них глаголы. (Наступает, тает, потемнел, прилетели, прилетят, запели)

- Как вы определили, что это глаголы? (Они отвечают на вопрос что делает? Что сделал? Что сделали? Что сделают?)

- А теперь, из данных слов самостоятельно составьте предложения. (Наступает весна. Тает снег. На реке потемнел лёд. Прилетели грачи. Скоро в лес прилетят скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.)

- Сейчас мы запишем три, составленных вами, предложения и вы самостоятельно выделите в них основу. (На реке потемнел лед. Скоро в лес вернутся скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.)

- Каким членом предложения является глагол в каждом предложении? (Сказуемым)

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

 Упр. 121, с. 70

(С комментированием, по образцу)

- В учебнике на странице 70 найдите упражнение № 121 и прочитайте текст.

- Назовите основную мысль текста. (Дятел – полезная птица, он уничтожает вредителей.)

- Озаглавьте текст. («Дятел».)

- Назовите в тексте глаголы. (Плотничает, цепляется, упирается, постукивает, выпугивает, обежит, проглядит)

- Прочитайте текст без глаголов. Понятен ли смысл предложений? (Непонятен)

- Для чего нужны в нашей речи глаголы? (Глаголы нужны, чтобы называть действия, которые выполняют предметы)

-Спишите второе предложение. Подчеркните в нем главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они выражены.                                 сущ.          гл.

В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает.

- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

А теперь, ребята встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

Упр. 122 с.71

(с комментированием, под руководством учителя)

-Посмотрите на упражнение 122 71 странице.

-Прочитайте стихотворение.

-Какую картину вы представили, читая эти строки?

-Прочитайте описание движения льдин.

Льдины прыгают, кружатся,

Друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут, и трещат.

-Спишите описание движения льдин в тетрадь.

-Подчеркните глаголы. На какие вопросы они отвечают? (Что делать, что сделать?) 

-Давайте проверим, произнесите глаголы, которые вы подчеркнули. (Прыгают, громоздятся, спешат, грохочут, трещат)

-Из оставшихся предложений выпишите глаголы и подчеркните тот, который отвечает на вопрос "Что сделал?" (Идёт, вышел, смотрит, играет, разбивает)

-Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

-На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что будет делать?)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Работа с карточками

- На партах у вас лежат карточки.

- Посмотрите на них и подумайте, на какие две группы можно разделить слова? (глаголы, существительные)

- Что нужно помнить при делении слов на группы? (Что они обозначают, на какие вопросы отвечают)

зелень, звонил, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистел, зеленеть, горе, встречал, хитрость, просил.

-В левый столбик запишите слова, которые являются существительными, а в правый глаголами.

-К каждому глаголу в задайте вопрос. Запишите его рядом в скобках.

Зелень

Встреча

Встреча

Просьба

Свист

Корм

Хитрость

Звонил

Хитрить

Кормить

Свистеть

Зеленеть

Встречать

Просить

Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением  самостоятельной работы, следит за дисциплиной  в классе.

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа.

-Что такое глагол?

-На какие вопросы он отвечает?

- Для чего нужны глаголы в речи?

-Каким членом предложения глагол выражен в предложении?

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока

Рефлексия

-Ребята, посмотрите на доску и сравните свою работу.

-Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы! Вы усвоили новую тему.

-Поднимите руку, кто допустил одну или две ошибки. Вам следует немного подучить правило и ещё немного потренироваться.

-Поднимите руку те, кто допустил более двух ошибок. Не расстраивайтесь, у вас всё получится.

-Урок окончен, спасибо.

-До свидания.

Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)...

Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;воспитывать интерес к родному языку...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...

Конспект урока для 3 класса с применением ИКТ по предмету « Русский язык» на тему «Значение и употребление глаголов в речи » (по книге Канакина В.П., Горецкий И.Е)

Материал данного урока научит формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширит словарный запас, воспитает стремление к познанию. Поможет   Закреп...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...