Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь За урок поставил «5».
-Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности. - Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги стоят ровно, а руки сложены на парте. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений
| Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради | -Ребята, сегодня мы с вами будем писать, а чтобы буквы были ровными и красивыми, подготовим руки к письму, выполним пальчиковую гимнастику. Внимательно слушайте и повторяйте за мной.
Дружно пальцы встали в ряд (показывают ладони) Десять крепеньких ребят (сжимают пальцы в кулак) Эти два – всему указка (показывают указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (демонстрируют средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (показывают безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытягивают мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (показывают большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сжаты в кулак).
-Пальчики размяли, а теперь приступим к письму. -Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две строчки. -Посередине запишите число- «11 марта». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» - удвоенная буква «эс», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а». Одиннадцатое марта. Классная работа. | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Назовите буквы, написание которых мы будем повторять. (Заглавная буква Р в соединении со строчной р). - Назовите вид соединения заглавной буквы Р со строчной р. (Верхнее соединение) - Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте. - Пропишите заглавную букву Р в соединении со строчной р до середины рабочей строки, обращая внимание на параллельность элементов и наклон. (Рр) -Что написано на следующей строке? (слоги и буквосочетания) - Какие слоги имеют верхнее соединение?(ру) - Какие слоги имеют среднее соединение? (ра ре) -Какие слоги имеют нижнее соединение? (ря) - С середины рабочей строки запишите эти буквосочетания до конца рабочей строки. - При письме обратите внимание на соединения между буквами, параллельность элементов и наклон. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов) | - А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. (топор, Россия, улица, город, месяц, картина, февраль) - С красной строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой буквы. Слайд. -Посмотрите на слайд. -Ваша задача, вставить пропущенную орфограмму, назвать слово, записать его в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму. (Ученики с комментированием записывают слова) ̸ 1. Топор (В слове "топор" ударение падает на второй слог, на гласную букву о. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву о) ̸ 2. Россия (В слове "Россия" ударение падает на второй слог, на гласную букву и. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву о и удвоенную с) ̸ 3. Улица (В слове "улица" ударение падает на первый слог, на гласную букву у. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву и) ̸ 4. Город (В слове "город" ударение падает первый слог, на гласную букву о. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву о) ̸ 5. Месяц (В слове "месяц" ударение падает на первый слог, на гласную букву е. Во втором слоге запомним безударную непроверяемую букву я) ̸ 6.Картина (В слове "картина" ударение падает на второй слог, на гласную букву и. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву а) ̸ 7.Февраль (В слове "февраль" ударение падает на второй слог, на гласную букву а. В первом слоге запомним безударную непроверяемую букву е) | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым слов.словом. |
Работа с предложением (синт.,орфогр. разбор) | Слайд. - Посмотрите на доску, прочитайте предложение. Вечером в еловом лесу хлопочут проворные белки. - Спишите это предложение в тетрадь. - Найдите грамматическую основу предложения. - О чем говорится в предложении? (В предложении говорится о белках) - Задаем вопрос (Кто?) белки – это подлежашее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. - Белки(Что делают?) хлопочут – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом. - Зададим вопросы от главных членов предложения к второстепенным. - Есть ли в предложении второстепенные члены предложения, к которым нужно задавать вопросы от подлежащего? (Да) - Белки (Какие?) проворные – это определение, подчёркиваем волнистой линией, выражено прилагательным. - Зададим вопрос от сказуемого. - Хлопочут (Когда?) вечером — это обстоятельство, подчёркиваем пунктир точка, выражено существительным. - Хлопочут (Где?) в лесу – это обстоятельство, подчёркиваем пунктир точка, выражено существительным. - В лесу (Каком?) еловом – это определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным. - Дайте устно характеристику предложения. (По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, простое, распространённое) | Определяет учебную задачу и контролирует ееи выполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | - Прочитайте слова на слайде. Труд, кормит, человека, лень, а, портит. (Труд человека кормит, а лень портит) - Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. - Найдите и прочитайте имена существительные. (Человека, лень, труд) - Докажите, что это имена существительные. (Они отвечают на вопрос Кто? Что?) - Найдите и прочитайте глаголы. (Кормит, портит) - Докажите, что это глаголы. (Они отвечают на вопрос Что делает?) - С какой частью речи связаны глаголы? (С существительным) - Как вы думаете, для чего нужны глаголы в речи? (Чтобы называть действия, которые выполняют те или иные предметы) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
Определение темы и задач урока | -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Верно, тема сегодняшнего урока "Глагол. Значение и употребление его в речи" - Какие задачи мы можем поставить этом на уроке? (Распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы – расширить наши знания о глаголе). | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи |
Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
| Упр. 120, с.70 (С комментированием, под руководством учителя) | - Что же такое глагол? (Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?) - Ребята, откройте учебник на странице 70-той и посмотрите на упражнение №120. - Прочитайте слова, которые даны в упражнении, и найдите в среди них глаголы. (Наступает, тает, потемнел, прилетели, прилетят, запели) - Как вы определили, что это глаголы? (Они отвечают на вопрос что делает? Что сделал? Что сделали? Что сделают?) - А теперь, из данных слов самостоятельно составьте предложения. (Наступает весна. Тает снег. На реке потемнел лёд. Прилетели грачи. Скоро в лес прилетят скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.) - Сейчас мы запишем три, составленных вами, предложения и вы самостоятельно выделите в них основу. (На реке потемнел лед. Скоро в лес вернутся скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.) - Каким членом предложения является глагол в каждом предложении? (Сказуемым) | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Упр. 121, с. 70 (С комментированием, по образцу) | - В учебнике на странице 70 найдите упражнение № 121 и прочитайте текст. - Назовите основную мысль текста. (Дятел – полезная птица, он уничтожает вредителей.) - Озаглавьте текст. («Дятел».) - Назовите в тексте глаголы. (Плотничает, цепляется, упирается, постукивает, выпугивает, обежит, проглядит) - Прочитайте текст без глаголов. Понятен ли смысл предложений? (Непонятен) - Для чего нужны в нашей речи глаголы? (Глаголы нужны, чтобы называть действия, которые выполняют предметы) -Спишите второе предложение. Подчеркните в нем главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они выражены. сущ. гл. В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. - Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
ФИЗМИНУТКА
| А теперь, ребята встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать. Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. | Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. |
| Упр. 122 с.71 (с комментированием, под руководством учителя) | -Посмотрите на упражнение 122 71 странице. -Прочитайте стихотворение. -Какую картину вы представили, читая эти строки? -Прочитайте описание движения льдин. Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. -Спишите описание движения льдин в тетрадь. -Подчеркните глаголы. На какие вопросы они отвечают? (Что делать, что сделать?) -Давайте проверим, произнесите глаголы, которые вы подчеркнули. (Прыгают, громоздятся, спешат, грохочут, трещат) -Из оставшихся предложений выпишите глаголы и подчеркните тот, который отвечает на вопрос "Что сделал?" (Идёт, вышел, смотрит, играет, разбивает) -Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета) -На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что будет делать?) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
Закрепление изученного Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.
| Работа с карточками
| - На партах у вас лежат карточки. - Посмотрите на них и подумайте, на какие две группы можно разделить слова? (глаголы, существительные) - Что нужно помнить при делении слов на группы? (Что они обозначают, на какие вопросы отвечают) зелень, звонил, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистел, зеленеть, горе, встречал, хитрость, просил. -В левый столбик запишите слова, которые являются существительными, а в правый глаголами. -К каждому глаголу в задайте вопрос. Запишите его рядом в скобках. Зелень Встреча Встреча Просьба Свист Корм Хитрость | Звонил Хитрить Кормить Свистеть Зеленеть Встречать Просить |
| Проводит инструктаж по работе с карточками, следит за выполнением самостоятельной работы, следит за дисциплиной в классе. | Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу по карточкам. |
Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Обобщающая беседа. | -Что такое глагол? -На какие вопросы он отвечает? - Для чего нужны глаголы в речи? -Каким членом предложения глагол выражен в предложении?
| Задает вопросы, подводит итог урока.
| Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока |
| Рефлексия | -Ребята, посмотрите на доску и сравните свою работу. -Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы! Вы усвоили новую тему. -Поднимите руку, кто допустил одну или две ошибки. Вам следует немного подучить правило и ещё немного потренироваться. -Поднимите руку те, кто допустил более двух ошибок. Не расстраивайтесь, у вас всё получится. -Урок окончен, спасибо. -До свидания. | Проводит рефлексию деятельности. | Оценивают свою работу на уроке. |