Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словарного запаса, воспитание стремления к познанию.

Планируемые результаты

Предметные:

    знать: способы определения глагола в речи;  

    уметь: подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

Личностные:

- осознать значимость правильного произношения и написания слов;

- уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свои позиции;

- учитывать и уважать мнение других участников учебного процесса.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 9.03.2019

Учитель: Берсенева Е.М.

Школа: МАОУ СОШ № 152

Студент: Уржумова О.

Класс:

Методист: Кондратьева И.И.

Кабинет: 201

Конспект урока по русскому языку

Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словарного запаса, воспитание стремления к познанию.

Планируемые результаты

Предметные:

    знать: способы определения глагола в речи;  

    уметь: подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

Личностные:

              - осознать значимость правильного произношения и написания слов;

- уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свои позиции;

 - учитывать и уважать мнение других участников учебного процесса.

Тип урока: Урок общей методологической направленности (закрепление).

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2015.-Ч.2; учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

1 мин

Парная форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: орфографический диктант

6 мин.

- Сейчас проверим домашнее задание упр. 174. Что нужно было сделать?

- Кто хочет прочитать слова, которые он выписал?

- На какие вопросы отвечают глаголы в данном упражнение?

Фронтальная форма работы

- Откройте тетради запишите число и классная работа

- Сейчас запишите слова, подберите к данным словам однокоренные глаголы и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова. Один человек пойдет к доске. (оценка)

Бег, сторож, зелень, смех, пляска, помощь, ужин, просьба, звон.

-Ребята, что такое глагол?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечают?

- Каким членом предложения он является?

Проверяют домашнее задание

Выполняют задание.

- Бегать, сторожить, зеленеть, смеяться, плясать, помогать, ужинать, просить, звонить

- это часть речи, которая обозначает действие предмета.

- Сказуемое

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог

5 мин.

Фронтальная работа

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-Какие цели мы поставим на урок?

Отвечают на вопросы

-Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание

IV. Самостоятельная работа с проверкой

Практический:

Упражнение

Списывание с грамматическим заданием

9 мин.

Фронтальная формы работы.

- Посмотрите на слово. Прочитайте это слово с правильным ударением.

- На какой слог падает ударение?

-Давайте прочитаем хором. (Завтрак)

- Кто знает, что означает это слово? (значение на слайде)

- Молодцы!

- Теперь попробуйте составить с этим словом словосочетания.

- Откройте страницу 104, посмотрите упражнение 178. Прочитайте задания.

- В чём сходство и различие слов в каждой паре?

- Прочитайте задание под красной точкой. Что нужно сделать?

- Посмотрите на образец. Всем понятно, как нужно выполнять?

-Приступаем к работе. Выполняем задание самостоятельно. Кто быстрее закончит, может принести тетрадь на проверку. Потом мы с вами проверим.

-  Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и мы проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд. Если все правильно, поставьте плюс.

- Обменяйтесь тетрадками.

- По каким признакам мы определяли части речи?

Отвечают на вопрос

-Завтрак

- на первый

Выполняют самостоятельно упражнение.

Списать, вставить пропущенные буквы и поставить перед словами вопрос, указать часть речи.

- по вопросам

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

1 мин.

Динамическая пауза.

V. Включение в систему знаний

Практический:

Лексический анализ

Списывание

Практический:

Упражнение с лексическим заданием

15 мин.

Фронтальная и парная формы работы

- Откройте страницу 103 упражнение 175. Прочитайте задание.

-Из какой сказки этот отрывок?

-Назовите слова, обозначающие действия зайцев.

- К какой части речи они относятся?

- Найдите в предложениях глаголы-синонимы.

- Какова роль синонимов в тексте?

- Прочитайте задание по 3 точкой. Что нужно сделать?

- Один человек пойдёт к доске остальные выполняют в тетрадях. (оценка)

- Давайте проверим, правильно ли он выписал слова, выделил приставки.

- Употребляются ли предлоги с глаголами?

- Посмотрите на слова в первом предложении с цифрой три. Что означает эта цифра?

- какой частью речи является слово старые? Зайцы?

- Теперь выполним разбор слов как части речи. 1 вариант будет выполнять разбор слова старые; 2 вариант- зайцы.

Если кто забыл, как выполнять разбор у вас в конце учебника на стр. 144.

- Давайте проверим.

-Оцените работу ваших одноклассников и задайте по одному вопросу по теме глагол. (оценки)

РАБОТА В ПАРАХ

- Сейчас поработаем в парах. Я вам раздаю карточки. Вам нужно подобрать к глаголам синонимы.

Бороться (драться), идти (шагать), болтать (Беседовать, разговаривать), танцевать (плясать).

- Теперь проверим какие синонимы вы подобрали. Кто хочет ответить?

- Какова роль синонимов?

- Докажите, что это глаголы?

- Молодцы!

Откройте дневники и запишите домашнее задание на с. 104 упр. 178 (на доске)

Работают в группах с текстом, выделяют род. имен. прил.

- Сказка про храброго зайца    -собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись, кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли.

- Глаголы

- Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

- избегать повторения слов

- нет. Они употребляются только с приставками и пишутся слитно

- разбор слова как часть речи

- прил., сущ.

-Старые- прил., какие?, н.ф. – старый, мн.ч., И.п., втор. Чл.

-Зайцы – сущ, кто?, н.ф.- зайцы, одуш., нариц., м. р., И.п., мн. Ч., подл.

- Синонимы используются не только для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VI. Рефлексия деятельности

Словесный:

формулирование

выводов, обобщений.

3 мин.

- Ответе мне на вопросы.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Каким главным членом предложения является?

Кто считает, что сегодня он всё понял поднимет зелёный карандаш. А кто сегодня не до конца понял о чём мы говорили на уроке, поднимет желтый карандаш.

Вы большие молодцы, урок окончен!

Отвечают на вопросы

- действие

- что делать? Что сделать?

- сказуемым

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов

Слайд 2

За в тр а к ` еда между утренним и обеденным временем.

Слайд 3

(Что?) р а бота, (что делать?) р а ботать. (Что?) танец, (что делать?) т а нцевать. (Что?) уж и н, (что делать?) уж и нать. (Какой?) синий, (что делать?) с и неть. (Что?) р и сунок, (что делать?) р и с о вать. (Какой?) ж ё лтый, (что делать?) ж е лтеть. (Что?) бег, (что делать?) б е жать. (Что?) кр а снота, (что делать?) кр а снеть. сущ. гл. прил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним...

Конспект урока по теме «Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слова»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, понимание учащимися роль глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные: з...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Значение и употребление глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Значение и употребление глаголов в речи» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; опреде...

Технологическая карта урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: рефлексииЦель урока:создание условий для формирования представлений по теме: «Что обозначает глагол?»Задачи урокаДидактические:Знать, что обозначает глаголЗнать употребление гла...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...